Перспективный план кружковой работы в старшей группе: «всезнайки» — «умелые ручки. Рабочая программа кружка « Веселая мастерская» старшей группы

Календарно - тематическое планирование кружковой работы «Волшебный квадратик» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
Формировать умение следовать устным инструкциям;
Обучать различным приемам работы с бумагой;
Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
Воспитывать интерес к искусству оригами;
Расширять коммуникативные способности детей;
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Месяц Тема Цель Пространственное планирование
сентябрь Бумага и её свойства Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей.
Базовая форма «Квадрат» Заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств- сминаемостью,

Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей,
укреплять мелкие мышцы рук,
воспитывать аккуратность.
Набор геометрических фигур разного цвета и размера, по два листка бумаги, ножницы.
В некотором царстве, в бумажном государстве Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами Различные поделки, выполненные в технике оригами
Бабочка Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. Два бумажных квадрата для каждого ребёнка белого цвета, два бумажных квадрата любого цвета, ножницы, клей- карандаш.
Октябрь Книжка Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Три прямоугольника формата А4, клей.
Стаканчик Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы, полученного треугольника на противоположные стороны. Квадрат любого цвета.
Флажок Формировать умение складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Два красных квадрата 15#15 см, две полоски шириной 1 см, длиной 20 см из картона, клей,
Ноябрь Рыбка Формировать умение складывать рыбку с использованием базовой формы квадрат. Квадраты.
Курочка Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой». Красный квадрат3*3 см, желтый 15*15, клей, фломастеры.
Гномик Продолжать закреплять умение делать бумажные фигурки из двух деталей, формировать умение чётко выполнять инструкцию Квадраты 8*8,6*6 разного цвета, клей, ножницы.
Декабрь Новогоднее украшение Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы.
Ёлочка Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; познакомить с новой базовой формой «водяная бомбочка»; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Три квадрата зелёного цвета 15*15,10*10, 5*5 см, клей
Снеговик Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. Три квадрата 10*10, 8*8, 5*см. Клей, карандаши.
Снежинки Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и лево руки. Квадраты синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см
Январь Лисичка с чёлочкой Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей.
Заяц Закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой». Продолжить учить детей внимательно слушать инструкцию воспитателя. Квадраты серого цвета8*8см и 10*10 см.
Собака Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Квадрат 10*10 см, карандаши
Кошка Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание. 1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей.
Февраль Лодочка Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук. Прямоугольные листы 20*15см.
Самолёт формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности Прямоугольник любого цвета.
Цветы Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами. 16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей.
Март Подарок маме Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость. Квадраты красной, зелёной, синей, желтой бумаги для листьев, стеблей, ножницы, клей.
Грачи прилетели Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей.
Ветка рябины Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию. Квадраты красного,зелёного цвета для листьев, клей.
Ракета Формировать умение складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). Бумага, клей, ножницы.
Апрель День космонавтики уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей.
Весёлые человечки совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать самостоятельность, аккуратность; развивать речь детей, вызывать хорошее настроение от участия в театрализованной деятельности. Бумага, клей, ножницы.
Божья коровка Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому.
Бумага, клей, ножницы.
Звёздочки Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение чередовать цвета, соединять детали. 8 квадратов 10*10, 4из них одного цвета, 4 другого,клей.
Май Лягушка Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами Квадрат зелёного цвета 10*10см.
Моё любимое оригами Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами. Разноцветные карманы 10*10см.
Литература:
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009

Скачать Календарно - тематическое планирование кружковой работы «Волшебный квадратик» с детьми старшего дошкольного возраста

Эльмира Исмагилова
План работы кружка в старшей группе «Веселый этикет»

Пояснительная записка.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что все начинается с детства. Воспитание нравственности начинается с колыбели. Когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеское отношение к миру. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими . Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Возраст 5 - 6 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он являетсяособо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, нравственной морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета , и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Нравственное воспитание рассматривается, как одно из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, когда у детей формируется гибкое отношение к выполнению правил этикета , стремления понять их. Ребенок собственным трудом ума, сердца, духа удовлетворяет свои желания и развивает свои способности.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь воспитанника, требующая от педагога огромных душевных сил.

Общая цель детского сада и семьи – воспитание хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Данный кружок «Веселый этикет » представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 5-6 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Знакомить детей 5-6 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом); повышение уровня коммуникативной компетентности детей.

Задачи :

Закреплять знания детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

Развивать психические процессы как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д.

Формировать навыки этического поведения;

Воспитывать дружеские взаимоотношения, эмпатию, бережное отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Ожидаемый результат кружка «Веселый этикет » .

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как :

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия , направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) .

Сентябрь «Мои друзья»

Консультация для родителей

«Этикет » . Знакомство с правилами этикета , закрепление и расширение имеющихся знаний.

1 час. Почему говорят «Здравствуй» .

Чтение отрывка из произведения

С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия. Умение приветствовать друг друга, используя вежливые слова («здравствуйте» , «добрый день» , «доброе утро» и т. п.); первыми приветствовать старших ;

уметь вести разговор по телефону (начинать с приветствия, представляться, сообщать цель своего звонка; если звонишь сам, заканчивать разговор первым).

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

1 час. Фея учит вежливости.

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими :

доброжелательности, честности, правдивости. Учить детей оценивать свои поступки и у сверстников.

1 час. «Лучше дома места нет!»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Продолжать формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете; воспитывать заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Октябрь. Чтение художественной литературы : «Телефон» Н. Носов.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться» . Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей. 1 час. Д/и :

«Кто знает больше вежливых слов» .

Отгадывание загадок о вежливости. Развивать экологическое мышление и творческое воображение, связную, интонационную выразительную речь.

Развивать внимание, память; умение внимательно слушать воспитателя; активизировать словарь.

1 час. Беседа «Культура поведения в общественных местах» .

Чтение художественной литературы «Торопыжка» . Учить культуре поведения в общественных местах; воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей. Знать правила поведения на занятиях в детском саду; выполнять правила поведения в общественном транспорте; на выставке, в музее громко не разговаривать, экспонаты руками не трогать, не мешать другим, приходить в опрятном виде; в магазине уметь чётко излагать свою просьбу, в супермаркете пользоваться специальными корзинами.

Учить детей понимать эмоционально-образное содержание стихотворения; развивать образность речи детей.

1 час. Рассматривание дорожных знаков.

Сюжетно-ролевая игра

«На дорогах города» . Развивать речь детей, память, внимание, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Ноябрь. Беседа «Принимаем гостей» .

Сюжетно-ролевая игра «День рождения Степашки» . Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими . Умение вести себя в гостях и принимать гостей.

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, расширять словарный запас.

Утверждена и введена в действие приказом

№____ от «____» _______________2014 г.

Заведующая _________ А.В.Тишина

Рабочая программа кружка « Веселая мастерская»

старшей группы «Колобок»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 16» «Виктория»

Чистопольского муниципального района РТ

на 2014-2015 учебный год

Рассмотрена и принята на заседании педагогического совете МБДОУ № 16 протокол ____ от ________________г .

Заведующая:__________ Тишина А.В.

Руководитель кружка: Васина Юлия Ирековна

Содержание

I .Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...3

1.2. Цели и задачи кружка……………………………………………………………………….3

1.3.Основные методы и приемы работы………………………………………………………..4
1.4. Мониторинг уровня развития мелкой моторики………………………………………….5

II .Содержательный раздел

2.1 Учебный план………………………………………………………………………………...8

2.2.Учебно – тематический план………………………………………………………………..8

2.3. Перспективный план работы кружка………………………………………………………………..9

III . Организационный раздел

3.1.Организация кружковой деятельности……………………………………………………13

3.2.Используемый материал при работе ……………………………………………………...13

3.3.Список литературы…………………………………………………………………………14

I .Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.

Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.

Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) использую в своей работе устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка.

Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

1.2. Цели и задачи кружка

Для успешного развития творческих способностей детей был создан кружок «Веселая мастерская»

Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей , помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Задачи:

- Знакомить детей с разными техниками рукоделия.
- Развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление;

Обогащать и расширять художественный опыт;
- Развивать целенаправленную деятельность и стремление к созидательной активности;
- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату;
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.

1.3.Основные методы и приемы работы

Частично-поисковый – основной метод работы с детьми при реализации проекта. Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности с привлечением воображения и памяти.
Метод проблемного моделирования направлен на активизацию творческого воображения, поиск нестандартных решений.
Игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку.
Опишу некоторые техники, которые можно использовать в работе с детьми.
Увлекательная техника – изготовление поделок из цветной бумаги, при использовании этой техники у детей развивается эстетический вкус и мелкая моторика.

Для изготовления картин можно использовать крупы, семена, скорлупу от кедровых орехов, чешуйки от кедровых шишек.
Крупы белого цвета легко окрашиваются в разные цвета.
Много радости детям доставляют аппликации из семян клена, косточек разных фруктов и ягод, бисера, яичной скорлупы, атласной ленты.

Простота и декоративность радует детей, придает занятиям творческую направленность. Коллективная реализация проекта помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.

Проведение занятий:

    Способствует снятию детских страхов;

    Развивает уверенность в своих силах;

    Развивает пространственное мышление;

    Учит детей свободно выражать свой замысел;

    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    Учит детей работать с разнообразным материалом;

    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

    Чувство фактурности и объёмности;

    Развивает мелкую моторику рук;

    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Способствует развитию у ребёнка:

    Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    Внимания и усидчивости;

    Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

    Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

    игра, которая является основным видом деятельности детей;

    сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

    просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

    музыкальное сопровождение.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

1.4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики

Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:

Беседы;

Специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);

Самостоятельная продуктивная деятельность детей;

Изготовление подарков.

Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда.

п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

Не сформированы

на стадии формирования

Узнай и назови вид материала и его свойства

Небольшие детали или фрагменты бумаги, материала, глина, соленое тесто, бросового и природного материалов

Знает и называет не менее 6 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3-4 видов материала и свойств

Знает и называет не менее 5 видов материала и свойств

Овладение приемами работы с материалами

Ножницы, клей, стека.

Владеет 7 приемами (режет, склеивает, скрепляет, измеряет, закручивает, сворачивает)

Владеет 4-5 приемами

Владеет 6-7 приемами

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и самостоятельно выполняет сложную поделку и украшает ее

Пытается самостоятельно работать, но нуждается в помощи

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Работает только с помощью воспитателя

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью

Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.

3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

7. Выполняет работу по замыслу.

8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

9. Использует в работе разные способы ручного труда.

Сформирован - В .

На стадии формирования – С.
Не сформирован –
Н.

II . Содержательный раздел

2.1.Учебный план

Самоделки из папье-маше.

Мозаика из семян, круп.

Бумажная филигрань

1 0

Тестопластика,

лепка из глины

Техника «Канзаши»

«Весёлые лоскутки»

Итого:

2.2. Учебно-тематический план работы

Месяц

Разделы (блоки)

Темы занятий

Количество занятий

Теоретические

практические

Сентябрь

Самоделки из папье-маше.

Блюдце

0,5

1,5

Стаканчик

Октябрь

Мозаика из семян, круп.

Собачка

0,5

1,5

Бабочка

Ноябрь

Бумажная филигрань

Мотивы Гжели

Хохлома. Цветок

Декабрь

Декупаж

В подарок маме

«Оригами»

Снежинки из бумаги

0,5

1,5

Январь

Тесто пластика

Смешарики

0,5

1,5

Ежик

Февраль

«Оригами»

Рубашка

Открытка «кораблик»

Март

Техника «Канзаши»

Ромашка

0,5

1,5

Корзиночка

0,5

1,5

Апрель

Лепка из глины

Конь или птичка

Май

«Весёлые лоскутки»

Клоун, бабочка, солнышко, травка, облака.

Итого:

3.1.Перспективный план работы кружка

Самоделки из папье-маше.

Месяц

Название работы

Программное содержание

Используемый материал

Сентябрь

1. Блюдце

Знакомить детей с последовательностью работы в технике "папье-маше".

Клей ПВА

Газета

Альбом

2. Блюдце (продолжение)

Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. Знакомить детей со способом ошкуривания и грунтовки заготовленных предметов.

3. Стаканчик

4. Стаканчик (продолжение)

Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Мозаика из семян, круп.

Октябрь

Собачка

Знакомить детей с последовательностью работы в этой технике, Подбор нужного материала

Крупы (рис, пшено, гречка)

Семена (арбуза, дыни)

Клей

Цветной картон

Гуашь.

Собачка (продолжение)

Учить выкладывать мозаику, выбирая определенное направление, в сочетании с заданной формой, и декорировать изображение, используя различные семена.

Бабочка

Бабочка (продолжение)

Доводить начатое до конца, раскрашивать поделку.

Бумажная филигрань

Ноябрь

1.Мотивы Гжели

Знакомить детей с последовательностью работы в технике "квилинг".

Листы цветной бумаги А4

Клей ПВА

2. Мотивы Гжели

(продолжение)

3. Хохлома. Цветок.

Развивать чувство композиции в процессе чередования элементов, симметричности и ритма.

4. Хохлома. Цветок. (продолжение)

Развивать изобретательность.

Декабрь

Декупаж

1.« В подарок»

Научить детей изготовлению поделок в технике «Декупаж».

2. .« В подарок» (продолжение)

Совершенствовать умения аккуратного использования детьми клея в своей работе.

«Оригами»

3.Снежинки из бумаги

Листы бумаги А 4

4. Снежинки из бумаги (продолжение)

Формировать композиционные навыки.

Тестопластика

Январь

1. «Смешарики»

Закреплять умения лепить предметы простой формы (шар, капелька, столбик, лепёшка)

2. «Смешарики» (продолжение)

3.Ежик

учить составлять целое из частей, сравнивая с простейшими геометрическими формами

4.Ежик

(продолжение)

Бумажная филигрань

Февраль

«Оригами»

Рубашка

Открытка «кораблик»

Продолжать знакомить с техникой "оригами", принцип которой заключается в складывании бумаги.

Учить детей складывать лист бумаги в базовую и готовую формы.

Открытка «кораблик»

Рубашка

Развивать внимание, старательность и упорство. Формировать композиционные навыки.

Развивать мелкую моторику рук.

Техника «Канзаши»

Подарок маме

Март

1. Ромашка

Знакомить с техникой «Канзаши» принцип которой заключается в складывании материала.

Клей

Атласная лента

1,5см – 3м (желтая, белая)

0,5 см – 10м;

Полубусины

Мыло, зубочистки, проволока.

2 Ромашка

(продолжение)

Развивать внимание, старательность и упорство.

3. Корзиночка

Формировать композиционные навыки.

4. Корзиночка

(продолжение)

Развивать мелкую моторику рук.

Лепка из глины

Апрель

В прошлое дымковской игрушки (чтение литературы, показ иллюстрации)

Знакомство с народной игрушкой.

Знакомство с глиной

Повторение и приемы лепки.

Птичка или конь.

Роспись игрушки

Птичка или конь.

«Весёлые лоскутки»

Подбор материала

Закреплять умения детей вырезывать округлые формы из ткани. Развивать самостоятельность при выборе материала для создания, задуманного образа

Клей ПВА

Кусочки материала

Трафарет, ножницы, салфетки, краски.

Клоун,бабочка, солнышко, травка, облака.

Формировать умения и навыки работать с заранее заготовленными трафаретами-выкройками.

Коллективная работа

Учить декорировать аппликацию.

III .Организационный раздел

3.1. Организация кружковой деятельности

Возраст детей

Продолжит.

занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

5-6 лет

25 мин.

1 раз

25 мин.

13 часов

3.2. Материал, используемый в работе с детьми

Используемый материал

Самоделки из папье-маше.

Клей ПВА

Газета

Альбом

Мозаика из семян, круп

Крупы (рис, пшено, гречка); Семена (арбуза, дыни)

Клей; Цветной картон

Гуашь.

Бумажная филигрань

Листы цветной бумаги А4

(Красный, желтый, зеленый, белый, черный, темно-синий, голубой)

Клей ПВА

Картон (черный, синий, желтый)

компьютерный диск, лист белой бумаги А-4,простой карандаш, клей ПВА, кисточка для клея, салфетка с цветами трехслойная.

Тестопластика

Мука, доски для лепки, стеки, салфетки, гуашь.

Бумажная филигрань

Картон, цветная бумага, пуговицы, ножницы, клей

Техника «Канзаши»

Клей ; Атласная лента

узкая 1,5см – 3м (желтая, белая)

0,5 см – 10м; Полубусины

Мыло, зубочистки, атласная проволока.

Лепка из глины

Иллюстрации и картинки дымковской игрушки, глина, стеки, подставка для работы с глиной, стаканчик с водой, салфетки, краски.

Весёлые лоскутки

Клей ПВА

Кусочки материала; Трафарет, ножницы, салфетки, краски

3.3.Список литературы

    Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – 2 – е изд. – М.: Айрис-прес, 2008. – 128с. Ежики из соленого теста

Юлия Дементьева
Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Познавайка» (первое полугодие)

Кружковая работа направлена на снижение конфликтности, сплочению детского коллектива, развитию у детей эмпатии, памяти, внимания, творческих способностей, воображения, логического мышления, наблюдательности, кругозора.

Цель работы кружка : развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью игр и упражнений.

Задачи :

1. Развивать познавательные способности дошкольников (внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие, творческие способности.

2. Упражнять в развитии графических и моторных навыков.

3. Обучать детей навыкам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

4. Совершенствовать умения детей передачи своего эмоционального состояния.

5. Способствовать развитию умений решать проблемные ситуации.

Ожидаемые результаты :

1. Научатся нестандартно мыслить, самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций.

2. Фантазия, воображение, мышление будет на более высоком уровне.

3. Дети научатся выслушивать сверстников, принимать их мнение, анализировать и высказывать своё.

5. Обогатится словарный запас, сформируется правильная речь.

6. Дошкольники смогут проявить свою индивидуальность.

7. Научатся радоваться успехам других.

Форма проведения : занятия проводятся длительностью 25 минут, 1 раз в неделю.

Сентябрь

Занятие № 1

1. И/упр. «Продолжи узор» (работа с наст . игр. «Мозаика» ).

2. И/упр. «Фантазёры» . Ребята, а теперь я предлагаю вам пофантазировать : «Что было бы, если люди могли летать?»

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 0, раскрась и вырежи её»

Занятие № 2

1. Д/игра «Где что было» (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы, а ребенок указывает, что изменилось).

2. И/упр. «Наоборот» . Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например : большой - маленький. Можно использовать следующие пары слов :

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

белый - черный

твердый - мягкий

шершавый - гладкий

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 1, раскрась и вырежи её»

Занятие № 3

1. И/упр. «Назови, что ты видишь» (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в группе ).

2. И/упр. «Запоминалка» . Разложите на столе перед ребенком палочки Кьюзенера из которых составлена простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т. д.) . Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 2, раскрась и вырежи её»

Занятие № 4

1. И/упр. «Лишнее слово»

Называйте ребенку различные слова : стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное, растение и т. д. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

2. И/упр. «Фигурка из палочек» (педагог выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 3, раскрась и вырежи её»

Занятие № 1

1. Игра «Да и нет не говорите» . (Воспит. задаёт ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен говорить «да» и «нет» .)

2. И/упр. «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 4, раскрась и вырежи её»

Занятие № 2

1. Упражнение : «Соотношение понятий» .

Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью.

Расположите перед ребенком картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

2. И/упр. «Я положил в мешок»

Взрослый говорит : «Я положил в мешок яблоки» . Ребёнок повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь : «Я положил в мешок яблоки и бананы» . Следующий ребёнок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.) : «В саду у бабушки растут груши, сливы.» и др.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 5, раскрась и вырежи её»

Занятие № 3

1. Упражнение «Назови слова» . Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина.) .

2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей.) .

3) Назови слова, обозначающие зверей.

4) Назови слова, обозначающие домашних животных.

5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8) Назови слова, обозначающие овощи.

9) Назови слова, обозначающие фрукты.

2. И/упр. «Цветоразличение»

Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т. д. Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит эту цветовую гамму.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 6, раскрась и вырежи её»

Занятие № 4

1. И/упр. «Как это можно использовать»

Предложите ребенку игру : найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш» , а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты : рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

2. И/упр. «Части суток»

Ребёнку задают вопросы : «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т. д.

Покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь на каждой. Предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 7, раскрась и вырежи её»

Занятие № 1

1. И/упр. «Бывает - не бывает» . Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно :

Папа ушел на работу .

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

2. И/упр. «Времена года»

Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года.

Расспросите ребенка о временах года : "Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?" и т. д. Ребёнку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 8, раскрась и вырежи её»

Занятие № 2

1. Игра «Отгадай-ка»

Загадываете ребенку загадки :

Днем спит,

ночью летает,

прохожих пугает.

Ответ : филин, сова.

Ты возьми особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

Ответ : фотоаппарат.

Хвостком виляет,

Зубаста, а не лает.

Ответ : щука.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

Ответ : холодильник.

В брюхе баня,

В носу - решето,

На голове - пуговица,

Одна рука,

Да и та на спине.

Ответ : чайник

2. Игра «Пантомима»

Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание, сон) .

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 9, раскрась и вырежи её»

Занятие № 3

1. Игра «Найди пару»

На рисунке нарисованы носки.

Ребенку дается задание : Найди пару каждому носку.

2. Игра «Угадайка» . Ребенок угадывает, что вы изображаете, а затем наоборот - вы должны догадаться, что изображает ребенок.

3. И/упр. «Обведи по точкам цифру 10, раскрась и вырежи её»

Занятие № 4

1. И/упр. «Нарисуй такой же» (Взрослый рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается, и ребенок по памяти должен нарисовать точно такой же предмет).

2. И/упр. «Какой фигуры не хватает»

3. И/упр. «Дорисуй» . Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.

Занятие № 1

1. И/упр. «Что изменилось»

2. Знакомство с линейкой. (Воспит. показывает линейку и задаёт вопрос : Что это? Для чего она? Для чего на ней деления? и т. д.)

3. И/упр. «Дорисуй цифру»

Занятие № 2

1. И/упр. «Третий лишний»

2. Занимательная клеточка.

3. И/упр. «Состав числа 5» .

Занятие № 3

1. И/упр. «Помоги малышам найти маму»

2. Д/игра «Составь сказку»

3. Лепка цифры 0

Занятие № 4

1. И/упр. «Ориентировка на листе»

2. Выкладывание цифр от 1 до 5.

3. Лепка цифры 1.