Откуда появились бесы и как научиться не бояться их. Разные взгляды на вопрос


Святый Иоанн Златоуст, в беседе второй о нищем Лазаре и о богатом, повествует случавшееся в его время: "Демоны говорят: я - душа такого-то монаха. Разумеется: этому не верю именно потому, что говорят это демоны. Они обманывают внимающих им. По этой причине и Павел повелел демону молчать, хотя он говорил и правду, чтоб он не обратил этой правды в повод, не подмесил впоследствии к ней лжи, и не привлек к себе доверенности. Диавол говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения (Деян. 14, 17): Апостол, огорчаясь этим, повелел пытливому духу выдти из девицы. И чтож говорил дух худаго, когда говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть? Но так как большинство не знающих не может основательно судить о том, что говорится демонами, - Апостол решительно отверг всякую доверенность к ним. Ты принадлежишь к числу отверженных, говорит Апостол демону: ты не имеешь права говорить свободно; умолкни, онемей. Не твое дело проповедывать: это предоставлено Апостолам. Зачем похищаешь не твое? умолкни, отверженный. Так и Христос, когда демоны говорили Ему: «вемы Тя, кто еси» (Мк. 1, 24), очень строго воспретил им, предписывая этим закон нам, чтоб мы ни под каким предлогом не доверяли демону, если б даже он говорил что справедливое. Зная это, мы должны решительно ни в чем не верить демону. Если он будет говорить что и справедливое, - бежим, отвратимся от него. Здравым и спасительным познанием мы должны научаться не от демонов, но из Божественнаго Писания". Далее в этой беседе Златоуст говорит, что души как праведников так и грешников, немедленно после смерти, уводятся из этого мира в другой, одни для принятия венцов, другие для казней. Душа нищего Лазаря немедленно после смерти вознесена Ангелами на лоно Авраама, а душа богача низвергнута в адский пламень. В беседе 28 на Матфея, Златоустый поведает, что в его время некоторые беснующиеся говорили: я - душа такого-то. "Поистине это ложь и обман диавольские, - присовокупляет великий Святитель. Не душа умершаго вопиет это, а демон, который притворяется, чтоб обмануть слушателей".

Преп. Иоанн Лествичник объясняет, что будущее демонам неизвестно , но они, будучи духами и потому умея быстро перемещаться на большие расстояния, возвещают то, что уже произошло в отдалении от человека, или то, что им известно, как духам, например, о болезнях людей, либо, зная настоящее, наугад возвещают то, что может произойти в будущем:

«Бесы тщеславия - пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред тем и он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению, но известно, что и врачи могут предсказывать смерть. Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить».

Преп. Иоанн Лествичник:

«Между нечистыми духами есть и такие, которые в начале нашей духовной жизни толкуют нам Божественные Писания . Они обыкновенно делают это в сердцах тщеславных и, еще более, в обученных внешним наукам, чтобы, обольщая их мало-помалу, ввергнуть наконец в ереси и хулы. Мы можем узнавать сие бесовское богословие, или, лучше сказать богоборство, по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе во время сих толкований».

4. Бесы не знают наших мыслей

Они не знают расположения наших сердец , не могут читать наши мысли, помышлений наших сердец не видят , они открыты только Богу, - но из наших слов, действий, взглядов бесы усматривают наше внутреннее устроение и о том, склоняемся ли мы к добродетели или греху, судят лишь по нашему поведению.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Серена:

"Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне, узнавая о них по чувственным признакам, т.е. из нашего расположения или слов и занятий, к которым видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души. Да и те мысли, кои они внушают, узнают не по природе самой души, т.е. не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгах, но по движениям и признакам внешнего человека; например, когда внушают чревобесие, если видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно или на солнце, или заботливо спрашивает о часе, то узнают, что у него родилось желание есть".

Древний патерик:

Авва Матой сказал: сатана не знает, какой страстью побеждается душа. Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, злословия, также другие страсти; и смотря по тому, к какой страсти душа покажет себя склонной, ту и влагает.

Св. Исидор Пелусиот:

"Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией, но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению".

Старец Паисий Святогорец на вопрос:

"Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце?"

"Еще чего! Не хватало еще, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев дает маху!"

Преп. Иоанн Лествичник также пишет, что бесы не знают наших помыслов:

"Не удивляйся тому, что бесы тайным образом влагают нам часто и добрые помышления, а потом противоречат им другими помыслами. Сии враги наши намерены только убедить нас этою хитростию, что они знают и сердечные наши помышления".

«Священное Писание отличает беснование как от одержимости, так и от естественных психических заболеваний (Мф. 4:24, 9:32-34; Мк. 1:34; Лк. 7:21, 8:2). Ввиду чрезвычайной сложности человеческой природы, трудно точно объяснить суть беснования. Ясно, однако, что оно отлично от просто бесовского влияния, при котором темный дух пытается склонить к греху волю человека. Здесь человек сохраняет власть над своими поступками, и нашедшее искушение может отогнать молитвой. Беснование отлично и от той одержимости, при которой дьявол овладевает разумом и волей человека.

По-видимому, при бесновании злой дух завладевает нервно-двигательной системой организма - как бы внедряясь между его телом и душой, так что человек теряет контроль над своими движениями и поступками. Следует думать, однако, что при бесновании злой дух не имеет полного контроля над силами души бесноватого: они лишь оказываются неспособными себя проявлять. Душа остается в известной мере способной самостоятельно мыслить и чувствовать, но совершенно бессильна управлять органами тела.

Не владея своим телом, бесноватые являются жертвами злобного духа, поработившего их, и поэтому не ответственны за свои поступки. Они - невольники злого духа.

Беснование может принимать разные внешние формы. Иногда бесноватые бушуют и крошат все вокруг себя, наводя ужас на окружающих. При этом они нередко обнаруживают нечеловеческую силу, как, например, гадаринский бесноватый, который разрывал любые цепи, которыми пытались его сковать (Мк. 5:4). При этом бесноватые причиняют себе всякие увечья, как, например, бесноватый отрок, который в новолуния бросался то в огонь, то в воду (Мф. 17:15). Но нередко беснование выражается и в более тихой форме, когда люди на время утрачивают свои естественные способности. Так, например, Евангелия повествуют о бесноватом-немом, который, как только Господь освободил его от беса, начал снова нормально разговаривать; или, например, скорченная женщина, которая смогла выпрямиться после того, как Господь освободил ее от дьявола. Несчастная находилась в согнутом положении в течение 18 лет (Лк. 13:11).

Что приводит к беснованию и кто дает право злому духу овладевать человеком и мучить его? ...во всех известных ему случаях причиной беснования было увлечение оккультизмом...

В наше время, время отступления от христианства и все усиливающегося увлечения оккультизмом, все большее и большее количество людей начинает подпадать под насилие злых духов. Правда, психиатры стесняются признавать существование бесов и, как правило, беснование относят к категории естественных психических заболеваний. Но верующему человеку надо понимать, что никакие лекарства и психотерапевтические средства не могут прогнать злых духов. Здесь необходима сила Божия.

Вот отличительные признаки беснования, которые отличают его от естественных психических заболеваний.

Отвращение ко всему священному и имеющему отношение к Богу: Святому Причастию, кресту, Библии, святой воде, иконе, просфоре, ладану, молитве и т.д. Причем бесноватые чувствуют присутствие священного предмета даже тогда, когда оно скрыто от их взора: оно раздражает их, делает больными и даже приводит в состояние буйства.

Одержимость отличается от беснования тем, что при одержимости дьявол овладевает самим разумом и волей человека. При бесновании дьявол порабощает тело человека, но его разум и воля остаются относительно свободными, хотя и бессильными. Конечно, дьявол не может поработить наш разум и волю насильно. Он добивается этого постепенно, по мере того как сам человек своим отвращением от Бога или греховной жизнью подпадает под его влияние. Пример дьявольской одержимости мы видим в Иуде-предателе. Слова Евангелия: «Сатана вошел в Иуду» (Лук. 22:3) - говорят не о бесновании, а о порабощении воли ученика-предателя.

…Люди, одержимые дьяволом - это не просто религиозные невежды или обычные грешники; это люди, у которых «бог века сего ослепил ум» (2 Кор. 4:4) и использует для борьбы с Богом. Бесноватые - это жалкие жертвы лукавого, одержимые - это его активные слуги».

Однако всё бывает ещё более сложно, действие духов зла зависит об обстоятельств, от направления воли человека. Так, старец Иоанн Крестьянкин писал своему духовному сыну, принявшему священнический сан: «Одержимость бесовскую Вы получили, когда еще рок- музыкой увлекались».

То есть одержимость не помешала ему уверовать в Бога, но стала непреодолимым препятствием для служения у Престола. Об этом старец Иоанн Крестьянкин писал прямо:

«Скажу Вам сразу - помысл о рукоположении изгоните от себя раз и навсегда. Даже, если Вас и будут соблазнять такими предложениями. Опыт показывает, что пришедшие к Престолу от рок-музыки служить во спасение не могут. Я получаю столько писем от таких несчастных людей, но помощь им приходит только после того, как они снимают с себя сан. Некоторые вообще не могут стоять у престола, а некоторые опускаются на дно ада беззакониями такими, которые они и до принятия сана не делали. Так что имейте это в виду».

В другом письме он писал о верующей женщине:

«Дорогой о Господе А.!
Я повторю слова отца И. в отношении супруги Вашей: ее болезнь - духовного характера - и есть одержимость. Легко мы заболеваем, да еще когда добровольно с желанием приглашаем в свою жизнь темную силу, но вот чтобы изгнать ее, - для этого нужен длительный и напряженный труд.
Оставив свои прежние занятия, Л. сделала шаг к Церкви, но она принесла в Церковь с собой и своего подселенца, и он диктует ей поведение, которое называется прелестью, и им она опять отходит от Бога. Непременно вместе с женой съездите к отцу И., раз уж он положил начало к ее становлению в вере. Укрепляйтесь духом и терпением в молитве».

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Беснование - это власть демона над телом, одержимость - его власть над душой.

При бесновании демон перехватывает контроль над телом, и оно действует порой вопреки желанию и сопротивлению человека.

При одержимости демон овладевает душой человека, превращая его в своего добровольного раба. Он диктует человеку «аргументы», которые тот принимает за истину – и следует им добровольно, или же слабовольно, если всё же смутно осознаёт своё рабство страсти и демону.

При этом беснования без одержимости не бывает, она всегда начинает это ужасное дело порабощения человека.

Как отличить беснование от психического заболевания?

Отвечает священник Родион:

"В наше бездуховное время количество одержимых и бесноватых резко возросло. Человек, не имеющий покрова божественной благодати, заступничества Ангела-хранителя, постоянно служащий своим страстям и похотям, становится легкой добычей падших духов. А всякого рода увлечения оккультизмом, магией, астрологией, восточными учениями, экстрасенсорикой, НЛО, спиритизмом и проч. - делают душу человека открытой миру темных духов, привязывают к нему беса-помощника, делают его одержимым или просто бесноватым. Потому что живут во тьме и тьмой, и беса своего не беспокоят, покорно выполняя его волю, которая просто совпадает с желаниями погибающего. А стоит такому человеку соприкоснуться со святыней, например, прийти в храм, как он тут же начинает ощущать душевный дискомфорт, особенно во время литургии на Херувимской песни, порой его просто выбрасывает из храма.

Мне не раз приходилось посещать психиатрические больницы, где наряду с душевнобольными содержались и бесноватые. Современная, оторванная от Церкви, психиатрия не в состоянии отличить больного от одержимого. Например, читается простая заклинательная молитва, например “Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...” Люди с психическими отклонениями как правило реагируют на это совершенно спокойно, одержимых же начинает изворачивать, изгибать дугой; они кричат, просят прекратить чтение».

В дореволюционной психиатрии, когда врачи были верующими, был такой тест, чтобы отличить психически больного от бесноватого: перед человеком ставили семь стаканов с водой, и только один из них был с простой водой, остальные - со святой. Бесноватый всегда, и в том числе при повторении опыта и перестановке стаканов, - всегда выбирал только стакан с простой водой.

В.О.11 = "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему"… около 99% генов человека соответствуют генам мыши, …50 процентов генов человека и червя сходны.:-)))

Понимаю, трудно избавиться от материалистического миропонимания.
Но всё же, обратите внимание на существование таких нематериальных объектов как разум, мысли, любовь, сострадание, милосердие, а также вдохновение, вера, чувство прекрасного.
Их носители (люди) живут в материальном мире – и потому материальны, но высокие мысли, чувства принадлежат другому миру – духовному.
Человек – одновременно материальное существо (это роднит его с животным миром) и духовное (и это роднит его с БОГОМ).

Образ животного – всё, что вы перечислили, и всё то, что есть в человеке, направленное на выживание особи, размножение и выживание рода.
У животных тоже есть душа, и у некоторых из них есть чувство привязанности, зачатка любви и преданности. Возможно, и они знают Бога. Но они лишены духовности и возможности оБОжения. Разве только через человека.

Но в духовности человека таится и опасность. Иногда человек падает ниже животного, и в нём появляется образ беса. Лицо искажается злобой и холодным презрением, в выжженной грехами и страстями душе – безумная гордыня, ненависть к БОГУ и к людям. Всё, что дал Господь, одержимый бесом обращает во зло. Духовность превращается в противоположность - бес-духовность. Душа его гибнет. Он – живой труп.
Страшна участь гордецов и богоненавистников – гореть им вечно в огненном озере вместе с диаволом.

Образ БОЖИЙ – светлый разум, свобода воли, способность любить и творить.
Но часто из-за грязи грехов и страстей в человеке Образ БОЖИЙ не виден. Если этот процесс запустить, то тогда и появляется во тьме души образина нечистого.
Чтобы этого не случилось, нужно очищать душу от греха покаянием, бороться со страстями, обращаться к БОГУ за помощью, соединяться с ХРИСТОМ в Таинстве Святого Причащения.

Перед человеком поставлена цель – очиститься от всего низменного, бес-духовного, животного и обрести БОГОподобие, стать подобным ХРИСТУ.

Рецензии

Вывод - прекрасен.
Но.
Не следует путать Образ Божий и Подобие.
Образ даётся с рождения.
Бесы тоже имеют образ божий
А Подобия надо достичь - это и есть Христос.
Надо вспомнить.
У древних
Были 7 ступеней достижения Подобия.
Азы (Христы), Человеки, люды, смерды, бесы, нелюди, нежить.
На каждой степени - свои труды и свои пределы...

Спасибо за рецензию. Вы совершенно правы, что Образ БОЖИЙ и Подобие не следует путать, но вроде бы в статье в этом вопросе нет никакой путаницы.)) Что касается Образа БОЖИЯ, то возможно, что Он даётся с зачатия, хотя единого мнения нет.
Бесы имеют Образ БОЖИЙ, но в них гораздо большее место занимает образ сатаны. Сомнительно, что бесы, нелюди, нежить когда-нибуть достигнут Подобия.)) О 7 ступенях достижения Подобия - не помню, чтобы встречал что-то похожее. Интересно, где Вы это нашли?) С уважением

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Бесы (общеславянское слово; старослав. ед., ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, сербо-хорв. виjec, словен. бкs, чеш. bus, польск. bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счете восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Бесы - же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые (следы такого употребления - в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. daimones - демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Бесы» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав, языческих ( , Белее, и др. называются здесь тоже Бесы).

В. В. Иванов, В. Н. Топоров
В христианских религиозно-мифологических представлениях Бесы - духи зла, антагонисты и , слуги, воины и шпионы , «враги невидимые» человеческого . Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств - «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, Бесы сопоставимы со злыми духами различных мифологий (см. Духи), начиная с самых примитивных. Но согласно христианским представлениям, Бесы не только опасны, как амбивалентные фольклорные персонажи, но абсолютно злы и не могут быть партнёрами никакого договора, ведущего к добру. Идейный комплекс «священной войны» против злых духов сближает христианские представления о Бесах с (мотив борьбы с ); но с точки зрения христианства живущее в Бесах зло - не свойство, изначально присущее их природе, а следствие ложного выбора их свободной воли. Бесы и сам дьявол - не порождение какой-то иной, неподвластной «теневой» стороны бытия (как в его отношении к ), но создание самого бога, его неверные слуги. Когда-то они были ангелами, но не сохранили «своего достоинства» (Иуд. 6), отпали от бога в акте измены и стали «ангелами сатаны» (Апок. 12, 9 и др.), «ангелами бездны». (В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть Бесов в отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч. слова aggelos, «ангел».) От своего ангельского прошлого Бесы удержали, хотя и в умалённой мере, прерогативы сверхчеловеческого знания и могущества, поставленные у Бесов на службу злу. Помимо несвязанности условиями и над стихиями, они имеют возможности тонкого проникновения в ход человеческих мыслей и вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но Бесы не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ; тайное решение очень твёрдой и праведной воли имеет шанс скрыться от Бесов. Деятельность Бесов как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с Бесом в самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал красочных рассказов о преодолении бесовских козней. Бесы имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственному произволу. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия Бесов - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице, «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, Бесы могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Явившиеся в этом образе Бесы говорят возгордившемуся монаху о его святости и богоизбранности (частый агиографический мотив), а малодушного, напротив, запугивают мнимой неизбежностью его осуждения (итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, которому учитель велел ответить сверхъестественному посетителю простецкой, намеренно грубой бранью, после чего Лже-Христос исчез с сильным шумом и серным запахом). Считается, что видения, инспирированные Бесами вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной весёлости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости Бесов - тошнота, ср. название Бесы в русском фольклоре - «тошная сила»). Чтобы вкрасться в доверие, Бесы принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны Бесам для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Римском); тоскующую вдову Бесы могут навещать и ласкать в обличье её умершего мужа и т. п. Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о Бесах, предлагающих себя для блуда мужчине - в виде женщины («суккуб»), а женщине - в виде мужчины («инкуб»); представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с Бесом) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.). Третий род личин - гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых ) или , либо хищных и опасных ( , и т. п.), либо «нечистых, и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, и т. п.). Сюда же примыкают образы чёрного пса, а в Западной - чёрного (в порядке ложной этимологии связывавшегося с наименованием средневековой ереси катаров), Фольклор часто представлял Бесов в обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических (»чёрные мурины«, т. е. - постоянное обозначение Бесов в старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Тёмные фигуры «муринов» являются мучить и томить после человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого . Наиболее обычный образ Бесов в народной фантазии и в иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и териоморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или : он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытцами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья (впрочем, в западной традиции это обычно крылья летучей мыши - ещё одного «нечистого» животного). Особенно богатой иконография Бесов становится на исходе средневековья. «Дьяблерии» на Западе и аналогичные явления русской фантазии неразрывно связаны с судьбами низовой . Образы Бесов как мучителей грешников в у Данте («Божественная комедия»), отмеченные неприкрашенной убедительностью, сохраняют связь с ортодоксальной традицией. В позднейшей литературе необходимо отметить образ из «Братьев Карамазовых» P. M. Достоевского (и его почти цитатное отражение в «Докторе Фаустусе» Т. ), стилизацию апокрифических историй о Бесах у А. М. Ремизова, декоративное использование «дьяблерии» в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова и др.

Лит.: Буслаев Ф. И., Бес, в его кн.: Мои досуги, т. 2, М., 1886, с. 1-23; Дурново Н. Н., Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе, в сб.: Древности. Труды славянской комиссии императорского Московского археологического общества, т. 4, в. 1, М., 1907, с. 54-152; Успенский А. И., Бес. (Из материалов для истории русской живописи), «Золотое Руно», 1907., No 1, с. 21 - 27; Спасский А. А., Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними, «Богословский вестник», 1907, т. 2, с. 357-91; Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ, 1903; Рязановский P. А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915.

С. С. Аверинцев

В Западной Европе начиная с 15 в. в изобразительном искусстве особую популярность обретает сюжет «Искушение святого Антония», дававший широкий простор воображению живописцев в воплощении фигур Бесов (произведения М. Шонгауэра, И. Босха, М. Грюневальда, Яна Госсарта, Л. Кранаха Старшего, Лукаса Лейденского, П. Веронезе, X. Голциуса и др.). Среди произведений литературы на этот сюжет философская драма Г. Флобера «Искушение святого Антония». Фигуры Бесов встречаются в миниатюрах средневековых рукописей и в пластике соборов 11-15 вв. Особенно причудливые порождения фантазии художников содержатся в числе гротескных деталей готического орнамента соборов. Изображение Бесов в живописи связано также с воплощением сцен ада (напр., у Босха) и особенно страшного .

Мысли и образы, внушаемые бесами

Искушая большинство монахов, дьявол предпочитает не действовать открыто. Чаще всего он нападает, используя помыслы, которые возбуждают в человеке склонность ко греху. Евагрий классифицировал различные «лукавые помыслы» в соответствии с восемью основными пороками и восемью демонами, «ответственными» за них: чревоугодие, сладострастие, стяжательство, печаль, гнев, уныние, тщеславие и гордыня. Они являются началом известных нам семи «смертных грехов» (уныние обычно опускают как искушение пустынников или объединяют с печалью).

По учению Евагрия, демоны не могут напрямую действовать на ум. Они рождают помыслы, действуя на память и воображение. Они напоминают отшельнику о родителях, друзьях, имуществе и богатстве, которого он лишился, или внушают ему образы, возбуждающие страсть. Для этого они обычно используют галлюцинации или ложные ощущения. Часто они предстают перед монахом в виде женщины, красивой и желанной, или даже принимают вид священника, якобы принесшего причастие, либо вообще переодеваются в епископа. Один инок как?то раз принял такого «владыку», который хотел стать монахом, и поселил его в пещере по соседству со своей кельей. Но это не всегда фантомы. Дьявол может воспользоваться визитом настоящего епископа или женщины, чтобы искушать отшельника. Образ, к которому бес, как кажется, питал особую симпатию, - это образ эфиопа или эфиопки, смуглый цвет которых намекал на черноту греха. Один монах, собираясь укладываться спать, обнаруживает на своей циновке эфиопку. Авва Пахон видит молоденькую эфиопку, которая расположилась у него на коленях. Еще одна эфиопка искушала совсем юного монаха, пришедшего в Скит вместе со своим отцом. Эфиопка - это, как правило, персонификация сладострастия. Авва Аполлон поймал демона гордыни, принявшего вид маленького эфиопа, который залез авве на шею. Дьявол в виде негритенка являлся и Антонию Великому, и святой сказал ему: «Воистину достоин ты презрения, ибо черен умом и слаб, как ребенок». Однажды, во время пения псалмов, авва Макарий увидел множество маленьких эфиопов, бегающих вокруг молящихся братьев, тыкающих им пальцами в глаза или в рот и совершающих миллион всяких чудачеств, с тем чтобы отвлечь их внимание от молитвы и рассеять их мысли. В «Собеседованиях» Иоанна Кассиана мы также можем обнаружить несколько случаев, когда бесы принимают вид «мерзких эфиопов».

Но дьявол не всегда представал в отвратительном виде. Он также мог принимать привлекательный и прелестный образ, и не только женский, но и ангельский. Это были персонажи, как казалось, излучавшие свет и приходившие для того, например, чтобы разбудить монаха на службу или даже дать ему «благой» совет, чтобы в конце концов склонить его убить топором своего родного отца. Бесы приходили побеседовать с иноком Валентом, и тот принимал их за ангелов. Однажды перед ним предстал сам дьявол в виде Христа посреди «ангельского» сонма, и возгордившийся инок ему поверил. Но духовно опытного монаха нельзя было обмануть. Демону, который предстал перед одним старцем в образе архангела Гавриила, он ответил: «Вероятно, тебя послали к кому?то другому, ибо я не достоин такой чести». А когда другому старцу явился дьявол, принявший облик Христа, он просто закрыл глаза и сказал: «Не желаю видеть Христа на этом свете». А еще один отец–пустынник, разгадав подобный дьявольский трюк, заявил так: «Я верую во Христа моего, Который сказал: “Если кто?то скажет вам: здесь Христос, или там Христос - не верьте”». Авва Ор удостоился посещения некоего царя на огненной колеснице в сопровождении ангелов, который сказал ему: «Ты стяжал все добродетели, поклонись мне ныне, и я вознесу тебя на небо, как Илию». Отшельник ответил просто: «Царь мой - Христос, Которому поклоняюсь я непрестанно, ты же мне не царь». Демон, как и в других подобных случаях, тотчас же исчез.

Но была и более тонкая уловка - когда демон принимал вид другого отшельника или блаженного старца, который пришел дать монаху полезный совет. Однажды к Антонию пришел некий инок с хлебами и сказал ему: «Ешь и приостанови свои великие труды, ты - человек и можешь обессилеть». Этого демона святой выгнал с помощью молитвы. В других случаях бесы советовали подвижникам вообще не есть, по ночам они, не переставая, будили их на молитву, с тем чтобы, лишенные еды и сна, их жертвы решили, что монашеская жизнь невыносима, или, впав от всего этого в уныние, стали бы думать, что больны и не в состоянии поститься. Бесы имеют большой запас всяких хитростей и каждый раз применяют новые стратегии, с тем чтобы вовлечь отшельников в грех. Они, по необходимости, могут читать и Священное Писание, правда только Ветхий Завет. Они с радостью делают предсказания. Они даже могут говорить правду и вполне разумные вещи, но исключительно для того, чтобы искушаемый затем легче поверил их лжи.

Из книги Эпидемия целительства автора Мастерс Питер

Должны ли мы общаться с бесами? Мы могли бы потратить немало времени, комментируя многие очевидные противоречия между ведущими авторами, приверженцами исцеления, но достаточно будет привести один такой пример, касающийся метода изгнания беса. Некоторые авторы

Из книги Христос - наш Первосвященник автора Уайт Елена

Образы небесного Как было сказано выше, Моисей строил земное святилище соответственно образцу, показанному ему на горе. Святилище являлось «образом настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы» Эти два священных отделения являлись «образами небесного».

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

7. Как бороться с бесами? Вопрос:Как бороться с бесами?Отвечает священник Константин Пархоменко:Никакие магические приемы нам здесь не помогут. Только через личную духовную жизнь, молитву, через исповедь и Причастие мы получим силы противостоять сатане. Противостоять,

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

3. Ежедневная победа Христа над бесами Ангелы, изгнанные с неба вместе с Люцифером (сатаной), обычно называются в Новом Завете бесами, демонами или нечистыми духами. Когда Христос исцелял человека, одержимого бесами, последние нередко признавали Его Сыном Божьим (см. Мк.

Из книги Статьи раввина на темы иудаизма автора Штейнзальц Адин

Иерусалимские образы Я познакомился с Исраэлем Бергер-Барзилаем в последние годы его жизни, когда он уже вернулся на израильскую землю. Это был человек небольшого роста, еще не очень старый, хотя его голова и борода были совершенно седыми, и на голове он носил большую

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

Молитвы Святого Иоанна Златоуста об одержимых бесами и всякою немощью. 1. «Боже вечный, избавивший род человеческий от плена диавола, освободи раба Твоего (имя) от всякого действия нечистых духов, повели злым и нечистым духам, отступить от души н тела раба Твоего (имя), не

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

(А) Образы Какие образы появляются при мысли о Павле? Большинство известных картин и скульптурных изображений Павла - творческие разработки ярких эпизодов из Деяний Апостолов: Павел падает с лошади, когда ему является Христос; спорит с философами в Афинах; терпит

Из книги Евангелие от Марка автора Инглиш Дональд

Образы в 2 Кор 4:16–5:10 О человеческой смертности и эсхатологическом существовании Павел рассуждает довольно сложным языком. Он проводит контраст между внешним человеком (anthr?pos) и внутренним человеком. Это контраст не тела и души, а человеческого существования в этом мире,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

8. Иисус исцеляет одержимого бесами (5:1–20)

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

8. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом

Из книги Моя жизнь со Старцем Иосифом автора Филофейский Ефрем

7. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. 8. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Ecли раньше пророк говорил о "руках",

Из книги Сочинения автора Кипрский Неофит

Исцеление одержимого бесами Переправившись на другой берег моря, они оказались в земле герасинской. 2 Как только Иисус ступил из лодки на берег, навстречу Ему из могильных пещер вышел одержимый нечистым духом человек - 3 он жил в этих пещерах. Никто не мог удержать его, и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги автора

Из книги автора

Слово о некоем монахе в Палестине, который в 6693 году , индикта 3–го, в месяце сентябре, был обольщен бесами и бедственным образом пал 1. По слуху, как это говорится, я слышал на основании слов из отеческих книг о некоторых, которые были обольщены и введены в прелесть

Из книги автора

Поучение 1-е. Праздник Рождества Христова. (Второй день праздника) (История бегства Иисуса Христа в Египет и внушаемые ею нравственные уроки) I. В евангельском чтении настоящего дня, св. Церковь, продолжая историю первых дней жизни нашего Спасителя, предлагает нам, братия,