Особенности выполнения детского массажа. Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста

При проведении массажа детей первого года жизни не пользуются присыпкой или вазелином, но при излишней сухости кожи ребенка, массирующий должен смазать руки прокипяченным растительным маслом. При повышенной влажности (потливости) кожу ребенка можно присыпать чистым тальком. В обоих случаях детей нужно купать в тот же день.

Температура воздуха в комнате должна быть +(20-22)°С. Комната нужно хорошо проветрить.

Окружающая обстановка должна быть для ребенка привычной. Лучшее место для массажа – стол, покрытый сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого кладут клеенку и чистую пеленку.

Занятия проводятся один раз в день, а при некотором отставании ребенка в физическом и НПР – 2 раза в день за 30 минут до еды и не ранее, чем 1-1,5 часа после нее. Продолжительность занятия от 6-8 минут до 10-15 минут в день в зависимости от возраста и развития ребенка. После упражнений нужно завернуть малыша в теп-лую пеленку и уложить в постель на 20-30 мин для спокойного отдыха. Нельзя делать гимнастику и массаж перед сном.

До 1,5 месяцев массаж живота проводить по ходу часовой стрелки (поглаживание) до заживления пуповины.

Первый комплекс, 1,5-3 месяца.

Дети рождаются с физиологическим гипертонусом мышц (тонус сгибания преобладает над тонусом разгибания).

У здоровых детей массаж начинают с рук, при рахите, гипотрофии, энцефалопатии начинают с ног.

1) Повернуть ребенка к себе – легкие покачивания его из стороны в сторону, взяв его за руки.

2) Массаж рук - поглаживание. Первый палец левой руки вкладывается в правую ладошку малыша, правой рукой массажист поглаживает задне-наружную поверхность руки от кисти к плечу. При массаже левой руки поглаживают левой рукой.

3) Массаж ног – поглаживание. На ладони левой руки массажиста лежит правая нога ребенка. Правой рукой поглаживают заднее-наружную поверхность ноги от стопы к паховой складке, не задевая коленную чашечку. Суставы не захватывать! Голень просто лежит на ладони (иначе можно повредить связочный аппарат). Не создавать толчков в области суставов! Внутренняя поверхность не массируется.

На другой ноге руки меняются.

4) Массаж стопы – поглаживание, растирание, похлопывание.

Поглаживание – левой рукой держат стопу, 2-й и 3-й палец расположены на тыльной стороне стопы, 1-й палец поглаживает подошву от пальчиков к пятке.

Растирание – круговое, 1-й палец движется по подошве, по ее наружному краю.

Похлопывание выполняется тыльной стороной полусогнутых пальцев от пальчиков к пятке и обратно.

После каждого приема производится поглаживание.

При энцефалопатии, при повышенном тонусе мышц в дистальных отделах массаж проводится с тыльной стороны стопы, приемы те же. Вначале производится поглаживание и растирание тыльной поверхности, затем поглаживание тыльной и поверхностных сторон, похлопывание по тыльной стороне к пальчикам, затем поглаживание подошве. Так делается три раза. Заканчивают массаж стопы на тыльной поверхности.


Если тонус не снизился, то проводится точечный массаж:

ü в центре на сгибе стопы;

ü между 4-м и 5-м пальцем у их основания;

ü в области тазобедренного сустава сбоку при сгибании ноги – при гипертонусе мышц всей нижней конечности.

Расслабление можно добиться похлопыванием, валянием.

5) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

Массажист вторым пальцем руки нажимает у основания 2-го пальца ноги ребенка, при этом происходит сгибание стопы. Затем первым пальцем проводят по наружному краю стопы до пятки, надавливают на пятку – происходит сгибание, затем разгибание стопы. Если разгибания не происходит, то производят похлопывание на подошве тыльной стороной пальцев по направлению к пальчикам, если не произошло сгибание, то воздействуют на точку между 4-м и 5-м пальчиками.

6) Рефлекторное разгибание позвоночника при укладывании на живот вправо.

Ребенка аккуратно берут и укладывают на живот, ручки под грудью. В этом положении ребенок должен поднять голову и разогнуть позвоночник. Если этого не происходит, то можно проводить укладывание на большом мячике или валике.

7) Массаж спины – поглаживание.

Поглаживание производится полоскательными движениями ладонной поверхностью руки от плеч к ягодицам, тыльной стороной – обратно. При энцефалопатии поглаживание проводится по боковой поверхности.

8) Рефлекторное разгибание позвоночника на весу.

Одна рука находится под коленями ребенка, другая – под грудью. Ребенка поднимают над столом – он должен поднять голову. После этого руку, которая находилась под коленями, кладут на головку, затем ребенка поворачивают и кладут на спинку.

Если головка не поднимается, то это упражнение больше не проводят.

9) Массаж живота.

Вначале проводят поглаживание по ходу часовой стрелки, затем массаж наружных косых мышц живота: обе руки располагают под поясницей и ведут до соединения ладоней под лобком. Далее массаж прямых мышц: левая рука идет снизу вверх, правая сверху вниз.

Все приемы повторяют на других частях тела по 6-7 раз, на животе по 15-20 раз.

Перед каждым кормлением ребенка выкладывают на живот и делают массаж живота.

10) Массаж грудной клетки – поглаживание по передней части груди, обходя соски, и по боковой поверхности. При энцефалопатии после поглаживания производится массаж рук.

11) Рефлекторное разгибание позвоночника на боку.

Одной рукой поддерживают ребенка за таз или плечи, другой рукой проводят пальцами от крестца к шее по паравертебральной линии. При энцефалопатии после этого проводят массаж ног (поглаживание).

12) Укладывание на живот в другую сторону.

13) Рефлекторное ползанье – ладонь прикладывают к стопам, колени должны быть согнуты. При этом ребенок должен продвинуться вперед.

14) Потанцовывание при поддержке под мышки. Ребенка ставят на ноги, держа за подмышки. Когда он отталкивается, его нужно поднять. Повторяют 4-5 раз. Опора должна быть жесткой. Если у ребенка гипертонус дистальных отделов, то ребенка лучше держать на краю. При этом рядом должен быть второй человек.

Второй комплекс, 3-4 месяца.

В 3-3,5 месяца исчезает гипертонус мышц рук, поэтому добавляю пассивные упражнения для мышц рук.

1) Массаж для рук – поглаживание. Пассивное упражнение для рук – отведение их в стороны и скрещивание на груди, слегка сдавливая грудную клетку. Первые пальцы вкладываются в ладошки ребенка. Повторяют 4-6 раз.

2) Массаж ног – поглаживание, круговое растирание по задне-наружной поверхности.

3) Массаж стоп – поглаживание, растирание, похлопывание.

4) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп (см. в 1-м комплексе).

5) Поворот со спины на живот вправо. Правой рукой захватить снизу стопы ребенка, вложив второй палец между ними. Второй палец левой руки вкладывается в левую руку ребенка. Поворачивая таз вправо и потягивая за руку, побуждают ребенка повернуться на живот.

6) Массаж спины – поглаживание, круговое растирание подушечками пальцев от крестца к шее.

7) Массаж ягодиц – поглаживание. Если тонус мышц в ногах повышен, то после этого поглаживания проводят валяние, поглаживание 4-5 раз задней поверхности ног и надавливание основанием первого пальца на подошву, слегка растягивая ахиллесово сухожилие.

8) Рефлекторное положение пловца – левой рукой захватывают ноги ребенка, вложив второй палец руки между ногами, правую руку подводят под его грудь. Поднимают ребенка над столом, при этом он должен поднять голову и разогнуть позвоночник. После этого, положив одну руку на головку, другую на грудь, ребенка укладывают на спину.

9) Массаж живота – поглаживание.

10) Массаж грудной клетки – поглаживание.

11) Пассивное упражнение для рук «Бокс». Попеременное сгибание и разгибание рук с поворотами туловища (первый палец массажиста должен упираться в плечо). Если ребенок не дает сгибать руки, то ограничиваются массажем.

12) Поворот со спины на живот влево.

13) Рефлекторное ползание.

14) Потанцовывание при поддержке под мышки.

Третий комплекс, 4-6 месяцев.

К 4-4,5 месяцам уравновешивается тонус сгибания и разгибания, вследствие чего возможно увеличение пассивных упражнений для ног.

1) Скрещивание рук на груди 4-6 раз.

2) Массаж ног – поглаживание, растирание, разминание (кольцами обеих рук обхватить голегь ребенка и в 3-4 оборота дойти до колена). Если нога левая, то кольцо правой руки впереди. Далее разминание наружных мышц бедра одной рукой.

3) Массаж стоп.

4) Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.

5) Топанье и скользящие шаги. Обеими руками захватывают сверху стопы ребенка между 1-м и 5–м пальцами. Ноги ребенка сгибать в коленном суставе 6-8 раз каждой ногой.

6) Поворот со спины на живот вправо.

7) Массаж спины – поглаживание, растирание, разминание (мышцы захватывают между тремя пальцами и поднимают их от крестца к шее), похлопывание (тыльной стороной полусогнутых пальцев). Похлопывание не показано при гипотрофии (уменьшении веса), т.к. может произойти отслойка надкостницы.

8) Массаж ягодиц – поглаживание, растирание, разминание.

9) Парение на животе – обе руки под животом ребенка, его поднимают над столом, он должен разогнуть спину, поднять голову.

10) Массаж живота – поглаживание.

11) Массаж грудной клетки и «Бокс».

12) Парение на спине – ребенка поднимают над столом, он должен поднять голову и ноги.

13) Упражнение с 4-4,5 месяцев: приподнимание головы и туловища за выпрямленные и отведенные в сторону руки. Ребенок должен поднять голову после того, как угол между столом и телом ребенка дойдет до 45 градусов. Ребенка укладывают на бочок, затем на спинку. Выполняют два раза, укладывая на правый и левый бок.

14) Массаж ног – поглаживание, затем «Велосипед» (попеременное сгибание и разгибание ног) 6-8 раз каждой ногой. Голени захватывают ладонями, первый палец должен идти вдоль голеней. Если ноги сопротивляются, то делают валяние, потряхивание, похлопывание к подколенной ямке.

15) Поворот со спины на живот влево.

16) Обучение ползанию. Одну руку положить на грудь, ножки согнуть в коленях, ладонь массажиста прижать к ступням, чтобы они уперлись в ладонь.

17) Пританцовывание при поддержке под мышки.

Четвертый комплекс, 6-9 месяцев.

У здорового ребенка для массажа остается только туловище.

1) Скрещивание рук на груди с кольцами (ребенок и массажист держатся за кольца).

2) «Велосипед».

3) Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

4) Массаж спины – все четыре приема (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).

5) Массаж ягодиц – поглаживание или все четыре приема.

6) Приподнимание головы и туловища за выпрямленные руки. Ребенок лежит на животе, руки подняты вверх, вторые пальцы массажиста вкладываются в ладошки ребенка. Потягивая ребенка за руки, побуждают его поднять голову и туловище. Руки выше ушей не поднимать! Для воспитания правильной осанки можно затем согнуть руки в локтях и свести лопатки.

7) Парение на животе.

8) Массаж живота и грудной клетки.

9) «Бокс» с кольцами.

10) Присаживание ребенка за руки, отведенные в стороны. Затем ребенка укладывают на спину. Повторить 3-4 раза.

11) Поднимание выпрямленных ног – первый палец руки расположен под коленом, а остальные – на колене. Ноги поднимают и опускают.

12) Поворот со спины на живот без поддержки за руку.

13) Ползание.

14) Переступание при поддержке под мышки (с 8-ми месяцев держать за локти, позднее за кисти).

Пятый комплекс, 9-12 месяцев (иногда до 14 месяцев).

Исходное положение – сидя, стоя, лежа.

1) Скрещивание рук сидя.

2) Повороты туловища сидя.

3) Попеременное сгибание и разгибание ног, можно одновременно (сгибая – вдох, разгибая – выдох).

4) Поворот на живот.

5) Массаж спины.

6) Массаж ягодиц.

7) Поднимание туловища за выпрямленные руки.

8) Наклоны и выпрямления туловища. Левая рука находится на коленях, правая на животе – ребенку предлагают поднять игрушку (2-3 раза).

9) Массаж живота.

10) Массаж грудной клетки.

11) «Бокс» с кольцами сидя или стоя.

12) Присаживание за руки, отведенные в стороны. Можно одной рукой фиксировать колени, а другой держать отведенную руку ребенка.

13) Поднимание выпрямленных ног (3-4 раза).

14) Круговые движения руками (вращения плечевых суставов вперед и назад) 4-6 раз.

15. Присаживание при поддержке за палку, которую ребенок захватывает снизу, или за второй палец массажиста.

16) Приседание (в ладошки ребенка вкладывается палка или первые пальцы рук массажиста).

17) Упражнение с 12 месяцев: голени ребенка находятся между коленями массажиста, ребенок наклоняется и достает игрушку со стула. С 1,5 лет можно достать ее с пола и даже сзади (типа ласточки).

18) Ходьба самостоятельно.

^ ГЛАВА 18. МАССАЖ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в класси-ческом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни.

Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторож-ностью, в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа. Кроме того, при выполнении массажа следует учитывать анатомо-физиологические осо-бенности организма ребенка.

Анатомо-физиологические особенности организма ребенка . Ведущая роль в развитии детского организма в первый год жизни принадлежит центральной нервной системе. С одной стороны, она связывает воедино все внутренние органы и регулирует протекающие в них процессы, с другой, она выступает в качестве посредника между организмом в целом и внешней средой.

К моменту рождения самым развитым у ребенка оказывается спинной мозг, о чем свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: V 8 от об-щего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий.

Известный русский физиолог И.П.Павлов пришел к выводу о том, что возбудимость центральной нервной системы у детей неодинакова: у одних преобладают процессы тор-можения, у других - процессы раздражения, у некоторых эти процессы уравновешивают друг друга. Поэтому реакция у детей на одни и те же явления окружающей действи-тельности разная.

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врожденные) рефлексы. Новорожденный обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные у него начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передаю-щих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды. Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребенка участвуют все анали-заторы.

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорожденного ребенка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз еще очень слабы и редки.

У некоторых новорожденных наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Со второго месяца ребенок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребенок начинает различать цвета.

Новорожденный ребенок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

С третьего месяца ребенок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Вкусовые рецепторы у новорожденных детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорожденного, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувстви-тельность на изменения температуры.

У здорового ребенка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорожденного, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам.

Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функцио-нируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятст-вует нормальному дыханию.

У новорожденного подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Выполняемые кожей функции у ребенка первого года жизни имеют свои особенности.

Защитная функция значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, на коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребенка богата кровеносными сосудами, а ее роговой слой очень тон-кий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учиты-вать при применении различных кремов и мазей.

Дыхательная функция кожи у ребенка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду.

Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребенок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

У новорожденного мышечная масса составляет 14 от общего веса, тогда как у взросло-го она значительно больше - около 40%.

Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идет главным образом за счет утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием.

Мышечный тонус тоже очень слабый. Тонус сгибателей преобладает над тонусом раз-гибателей, поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями. Если у здорового ребенка пассивное разгибание конечностей происходит с некоторым сопротивлением (гипертонус), то ему показан массаж, который снимет излишек напряжения. Регулярно проводимые массаж и гимнастика вообще способствуют правильному развитию мускула-туры ребенка.

Скелет новорожденного в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и боль-шое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправиль-ную форму.

Голова новорожденного имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но оконча-тельное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

На голове новорожденного ребенка прощупываются два родничка, затянутые перепон-кой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схож-дения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.

Позвоночник новорожденного почти прямой. Но как только ребенок начинает держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперед - лордоз. В 6-7 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпук-лостью назад - кифоз, а когда ребенок начинает ходить (9-12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперед.

У новорожденного грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми ребрами, как бы на высоте вдоха. Ребра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена.

Когда ребенок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соеди-нения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы ребер приподнимаются кверху, ребра из косого положения переходят в более гори-зонтальное, при этом грудина приподнимается вперед и кверху. Форма таза у новорож-денных мальчиков и девочек практически одинаковая. Рост конечностей, как и формиро-вание скелета, начавшись на первом году жизни, продолжается несколько лет.

Органы дыхания маленького ребенка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений.

Ребенок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он зады-хается во время сосания.

Полости носа новорожденного недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого. Ин-фекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспале-нием среднего уха.

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосо-выми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к ее сужению, проявляющемуся в удушье или затрудненном дыхании.

Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Легкие грудного ребенка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадение легочной ткани в нижне-задних отделах легких.

Особенно быстро увеличение объема легких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Выше мы говорили о том, что подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала легкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того, как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

Обмен веществ у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребенка более частым дыханием.

С момента рождения у ребенка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту. К 6 месяцам дыхание становится более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно воспаление легких, могут вызвать у детей серьезные осложнения.

Для правильного развития ребенка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхатель-ными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребенка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребенка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластическими волокнами.

Мочевой пузырь у ребенка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь перемещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объем мочевого пузыря у новорожденного составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребенка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребенка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Коли-чество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых. Это объясняется уско-ренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребенок мерзнет, мочеиспускание учащается.

Правильное развитие желез внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребенка. Сразу после рождения на развитие ребенка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев - гормон щитовидной железы, а еще через небольшой промежуток времени -гормоны передней доли гипофиза.

Функционирование желез внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьезным нарушениям физического и психического развития ребенка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в ее работе вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Относительный вес сердца у ребенка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается.

Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребенок, как правило, нахо-дится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорожденного шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объем сердца.

Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребенка учащенный: 120-140 ударов в минуту. На один цикл «вдох-выдох» приходится 3,5-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов.

Подсчитывать количество сердечных ударов у ребенка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т.д.

У новорожденного в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребенка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни.

У ребенка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и заты-лочные лимфатические узлы.

Гигиенические требования для проведения массажа ребенка первого года жизни . Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 2-3-недельного возраста. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Не рекомендуется делать массаж перед сном.

Проводить массаж нужно в светлой проветренной комнате, температура воздуха в которой не должна быть ниже 22-24 градусов. В теплое время года массировать ребенка можно обнаженным, а зимой, осенью и ранней весной тело ребенка нужно прикрыть, оставив открытой лишь массируемый в данный момент участок.

Массаж необходимо делать мягко и нежно. Очень важно следить за реакцией на массаж ребенка, которая должна быть положительной. Если ребенок по каким-то причинам плохо реагирует на массаж, его следует прервать. Движения при выполнении массажа должны быть направлены по ходу кровеносных сосудов. Область печени при массировании жи-вота необходимо обходить. Также нужно обходить при массаже половые органы ребенка, а при массировании спины нельзя применять ударные приемы (похлопывание, покола-чивание) в области почек.

Проводить массаж и гимнастику ребенка следует в течение 6-7 минут.

При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значи-тельными, массаж в это время производить не следует.

Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

Не рекомендуется проводить гимнастические упражнения при острых лихорадочных состояниях, тяжелых заболеваниях кожи, обостренном туберкулезе, расстройствах пище-варения, пороках сердца с явлениями декомпенсации, тяжелых заболеваниях крови, рахите в период обострения.

Требования к массажисту:

1. Одежда массажиста должна быть удобной, не стеснять движений.

2. Массажист должен быть приветливым, ласковым и терпеливым с ребенком.

3. Руки массажиста должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.

При выполнении массажа и гимнастики важно соблюдать следующие правила:

1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.

2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.

3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.

4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возник-нуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения долж-ны выполняться точно и профессионально.

5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Приемы и техника проведения массажа ребенка первого года жизни . Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:


  • поглаживание;

  • растирание;

  • разминание;

  • вибрация.
Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.

Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних - от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Поглаживание рук. Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам. Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу (рис. 441).

Рисунок 441. Рисунок 442.

Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.

Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная - остальными пальцами.

Поглаживание ног. И. п. ребенка при выполнении поглаживания ног - лежа на спине.

Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра.

Движения следует направлять от стопы к бедру (рис. 442). Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.

Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего по-глаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы - заднюю поверхность.

Поглаживание живота. И. п. - лежа на спине. Массаж начинается с круговых поглажи-ваний по часовой стрелке.

Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти (рис. 443) или ее тыльной стороной.

При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).

После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.

^ Рисунок 443. Рисунок 444

После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой - против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины.

И. п. - лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).

При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам - внутренней стороной кисти (рис. 444).

Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придер-живать одной рукой, а другой - производить поглаживания.

Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

Рисунок 445. Рисунок 446.

Растирание. Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению крово-снабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить поду-шечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое расти-рание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые расти-рания до колена (рис. 445). Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев (рис. 446).

Растирание подошвенной части стопы выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.

Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.

Рисунок 447. Рисунок 448. Рисунок 449.

Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, распола-гающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи (рис. 447).

Такими же приемами производится разминание ягодиц.

Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Размина-ние ног проводится щипцеобразным разминанием или валянием.

При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца (рис. 448).

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую - на наружную. Ладони одновременно выполняют смеще-ние ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем - обратно (рис. 449).

Рисунок 450.

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.

В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.

Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.

Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. Большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.

Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями (рис. 450).

Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направле-ны продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.

Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.

При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Мож-но выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.

Массаж для грудничков является важным фактором благополучного физического развития ребенка. Для малышей до года существует четыре варианта приемов, среди которых выделяют поглаживание, разминание, растирание и вибрацию. Кожа грудничка очень нежная, потому сначала нужно применять более мягкие, щадящие приемы. Со временем массаж для детей до года можно разнообразить другими приемами и разминаниями. Мы расскажем, как проводить основные приемы массажа, чтобы ваш малыш получил от сеансов максимальную пользу.

Техника №1. Поглаживание

Это базовый элемент массажа для грудничков, который обычно выполняется в самом начале каждого сеанса. Это делается с целью подготовки нежной детской кожи к другим приемам.

Чем полезно поглаживание? Кроме того, что эта процедура для малыша достаточно приятна, она помогает активизировать кровообращение, а значит, обеспечивает притоком крови все ткани и органы. Также аккуратные и легкие поглаживания помогут ребенку расслабиться, подготовят нервную систему и снимут боль, если малыш от нее страдает по какой-либо причине.

Как правильно проводить поглаживание? Ладонью или тыльной стороной руки поглаживайте массируемую область по направлению лимфотока, направляя движение к ближайшим лимфоузлам.

Поглаживая ножки малыша, двигайтесь от стоп к тазу. Соответственно от периферии к туловищу нужно двигаться и при поглаживании ручек ребенка. Сами движения должны быть очень плавными, контролируйте нажим, надавливайте на массируемую область лишь слегка.

Теперь перейдем к более конкретным задачам. Для применения этой техники к верхним конечностям, положите малыша на спину и встаньте у его ног. Затем приподнимите левую ручку своей правой рукой, а своей левой рукой произведите необходимые движения. Гладьте внутреннюю и наружную поверхность ручки. Потом смените ручку. Удобно при этом использовать специфический прием так называемого «обхватывающего поглаживания», который выполняется при массировании внутренней поверхности большим пальцем, а наружной – остальной кистью. При поглаживании ног ребенка тоже нужно размещать на спинке. Не проводите поглаживание коленной чашечки. Исходное положение для массажа живота – лежа на спине. Начинать его нужно с легких круговых поглаживаний, следуя по часовой стрелке. Однако помните, что лучше избегать сильного давления в области печени, которая размещается у человека в правом подреберье. Затем произведите массирующие движения в сторону позвоночника и пупка – так вы лучше подготовите косые мышцы живота. После этого можно перейти и к поглаживанию груди. Делайте круговые движения вокруг сосков — правой рукой по ходу часовой стрелки, а левой – наоборот.

Спину поглаживайте, уложив ребенка на животик, ногами к массажисту. Выполняйте поглаживание вдоль позвоночника, но не касайтесь самого позвоночного столба. Гладьте тыльной стороной кисти,когда проводите рукой от ягодиц к голове, и ладонью, когда ведете в обратном направлении.

Уже с трехмесячного возраста можно массировать ребенка сразу двумя руками.

Техника №2. Растирание

Чем полезно растирание? Данная техника детского массажа прекрасно способствует расслаблению мышц и существенно увеличивает кровоснабжение тканей. Мышцы, сухожилия и связки получают больше кислорода, а значит – лучше развиваются. Для детей не достигших годовалого возраста растирание проводится исключительно подушечками пальцев, совершая прямые и спиральные движения. Ручки и ножки лучше подготавливать специальным кольцевым растиранием. Помните, движения производятся быстро, с небольшим усилением давления на кожу. Пальцы не скользят, как при поглаживании, а несильно сдвигают ее.

Растирая голень и ручки, расположите руки одну над другой, обхватите голень (или руку) большими и указательными пальцами и проводите кольцевые растирания до колена, а уже потом подушечками пальцев растирайте наружную поверхность бедер.

Чтобы растереть ступни ребенка, а точнее, их подошвенную часть, вы должны производить круговые движения подушечкой большого пальца.

Сину грудь и живот растирают обычно подушечкой большого пальца, или подушечками противостоящих ему пальцев, собранных вместе. Движения производят прямо, или спиралевидно.

Техника № 3. Разминание

Разминание имеет тот же эффект, что и растирание, однако затрагивает не только поверхностные, но более глубокие мышечные слои. Также этот прием благотворно влияет на дыхательную систему. При этом, для детей применяют так называемое «щипцеобразное развинание», известное также как прием валяния. Прищипывайте кожу тремя пальцами – средним, указательным и большим, аккуратно, но энергично смещая ее. Этот прием детского массажа выполняются по отношению к длинным мыщцам спину, от поясницы к голове. Ноги и ягодицы также можно разминать щипцеванием. А вот все остальные части тела лучше просто размиать кругообразно и спиралевидно с помощью указательного и среднего пальца.

Техника №4. Вибрация

Положительно воздействует как на нервную систему, так и на обмен веществ, а также обладает некоторым обезболивающим эффектом. В случае массажа грудничков, прием нужно выполнять очень аккуратно, лишь слегка потряхивая ребенка. К более активным движениям стоит перейти после 3-4 месяцев, когда мышечный тонус малыша окрепнет.

Техника № 5. Потряхивание

В процессе массажа грудной клетки, наложите ладони в нижнюю область грудной клетки, обхватите ее таким образом, чтобы большие пальцы обеих рук соприкасались или находились рядом. Далее нужно проводить легкие и ритмичные надавливания. Встряхивания проводятся в процессе массажа конечностей.

Техника №6. Поколачивание

Данный прием выполняется и одной и двумя сразу. Направляйте движения продольно или поперечно, а также зигзагами и спирально. Поколачивайте ребенка тыльной стороной расставленных пальцев, это будет мягко и безболезненно ощущаться малышом. Также можно поколачивать внешней стороной пальцев, предварительно согнув их в кулак.

Полезное видео

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% от веса тела, в то время как у взрослого – около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Из-за несовершенства развития ЦНС движения ребенка в возрасте 1,5 – 2 месяцев беспорядочны. Он не может самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении. Руки и ноги практически не разгибаются и прижаты к телу, пальцы рук сжаты в кулачки (гипертонус мышц сгибателей, проходит к 3 – 4 месяцам).

С рождения младенец наделен двигательными рефлексами, называемыми безусловными. Двигательные рефлексы тесно связаны с врожденными кожными рефлексами. На раздражение различных участков кожи организм ребенка реагирует соответствующими движениями. Например, ступни ребенка прикасаются к опоре и он начинает переставлять ножки, делая движения, похожие на шаги.

Если к стопам лежащего на животе ребенка прикоснуться ладонью, он начинает отталкиваться от нее ножками, стараясь ползти. Эти безусловные рефлексы сохраняются недолго и уже к 3 - 4 месяцам они утрачиваются. На протяжении всей жизни действует спинной рефлекс Галанта, при котором происходит изгибание тела в ответ на поглаживание кожи вдоль позвоночника.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа. Массаж положительно влияет на эмоции и развитие речи ребенка.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ а организме ребенка. Поколачивание снижает возбудимость ЦНС, улучшает работу внутренних органов.

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц сгибателей добавляют приемы разминания

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека (рис. 51).

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка!

Рис. 40. Топография основных точек (а - вид сзади, б - вид сбоку).

а: 1 - точки латеральной области предплечья; 2 -

затылочная область; 3 - точка продолговатого мозга; 4 -

задняя область шеи; 5 - межлопаточная область; 6 - мышца-

разгибатель позвоночника; 7 - крестцовая область; 8 -

тыльная область большого пальца; 9 - тыльная область пальцев;

10 - задняя область колена; 11 - нижнелопаточная и

поясничная область; 12 - подвздошный гребень; 13 - точка

намикоши; 14 - ягодичная область; 15 - задняя область бедра;

16 - задняя область голени; 17 - подошвенная область.

б: 18 - висок; 19 - височная область; 20 - грудинно-

ключично-сосцевидная область; 21 - боковая поверхность шеи;

22 - надлопаточная область; 23 - боковая область плеча; 24 -

точка напикоши; 25 - латеральная область бедра; 26 -

латеральная область голени; 27 - область пятки; 28 -

латеральная область лодыжки

Рис. 41. Топография основных точек для надавливания (в - вид

спереди).

I - точки области носа; 2 - задняя область плеча; 3 - область

живота; 4 - передняя область бедра; 5 - передняя область

колена; 6 - латеральная область голени; 7 - голеностопная

область; 8 - точки тыла стопы; 9 - точки пальцев стопы; 10 -

точки лобной области;

II - область глазницы; 12 - точки скуловой области; 13 -

передняя шейная область; 14 - область груди; 15 - точки

дельтовидной мышцы; 16 - медиальная зона предплечья; 17 -

точки ладонной области; 18 - ладонная область пальцев; 19 -

медиальная область бедра; 20 - область внутренней лодыжки;

21 - точка области грудины

Рис. 42. Положение пальцев при проведении массажа

Рис. 43. Точки для надавливания при стенокардии

Рис. 44. Точки для надавливания Рис. 45. Точки для надавливания при

при простатите морской болезни

Рис. 46. Точки для надавливания при мигрени

Рис. 47. Точки для надавливания при бронхиальной астме

Рис. 48. Точки для надавливания при фронтите, гайморите

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, кожа у них часто инфицируется и легкоранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника.


Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% веса тела, в то время как у взрослого - около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легкоранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Рис. 50. Точки для надавливания при колитах (запорах)

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физического развития, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. Его реакция на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются крово- и лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризме) - после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Рис. 51. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и тканей. Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к воздействию массажа. Капиллярная сеть кожи сильно развита, и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать ряд правил:

1. Массажные движения производят по ходу сосудов - от периферии к центру.

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении ребенка лежа на столике или на диване. Прямые лучи света не должны попадать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются приемы.похлопывания, поколачивания в области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста: острые инфекционные заболевания; рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии; различные формы геморрагического диатеза; паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению; врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации; гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста. Температура в комнате с хорошей освещенностью - не ниже 22-24°С. Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений. Стол, на котором проводится массаж, покрывают одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После массажа ребенка нужно одеть в теплое сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 ч, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должан отдыхать.

Продолжительность массажа 5-7 мин.

Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Техника выполнения массажа. Массаж можно начинать с 2- 3-недельного возраста. Положение ребенка: лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (рис. 52).

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц - сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляется кольцевое растирание.

Поглаживание ног проводится в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже правой ножки ее держат правой рукой, а массируют левой. Движения повторяют 5-8 раз.

Массаж стоп. Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами левой руки массажистки. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После трех месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3-7 раз.

Поглаживание рук проводится в положении ребенка лежа на спине, ножками к массажистке. При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка его приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка

Рис. 52. Массаж детей в раннем возрасте: 1 - поглаживание спины

тыльной поверхностью кисти; 2 - растирание основанием

ладони мышц спины; 3 - поглаживание грудной клетки

ладонной поверхностью кисти; 4 - поглаживание косых мышц

живота; 5 - разминание подушечками больших пальцев мышц

ног; 6 - вибрация вдоль позвоночника (рефлекторное

разгибание позвоночника); 7 - поглаживание (растирание)

ладонной поверхностью ноги; 8 - поглаживание живота

ладонной поверхностью кисти; 9 - растирание стопы двумя

руками; 10 - поглаживание (растирание) руки ладонной

поверхностью кисти; 11 - похлопывание стопы; 12 -

растирание мышц спины

положение рук у массажистки меняется. Движения повторяют 6-8 раз.

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине. Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностями кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов. Затем производят поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3-5 раз.

Поглаживание спины. Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После того как ребенку иснолнится три месяца, используют приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично. Можно производить кольцевое растирание, обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой). Круговые движения производят вверх к паховой области. При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют. Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки. Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками двух-четырех пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц. При выполнении разминания ноги ее помещают в левую руку, а правой производят массаж. На конечностях можно выполнять разминание «щипцы», при этом мышцы массируют с одной стороны большим пальцем, а с другой - двумя-четырьмя пальцами и производят щипцеобразные массажные движения сверху вниз, то есть от лучезапястного сустава к плечевому, и от голеностопного сустава к тазобедренному. Разминать можно и кончиками двух-четырех пальцев по кругу, зигзагообразно. На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками.

Похлопывание. Данный прием можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев. Похлопывание особенно показано при гипотрофии.

Вибрация. Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно. Движения должны быть мягкими, без надавливаний. Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать «вилку» из указательного и среднего пальцев. Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцами. Повторить 3-5 раз. Заканчивают массаж поглаживанием.