Методика Домана: скачать карточки Домана, презентации Домана. Как сделать детские карточки более долговечными Тематические карточки

Методика раннего развития Глена Домана – прекрасная возможность для родителей, заботящихся о развитии своих чад с самого рождения. Предлагаемые упражнения и занятия можно проводить с 3-месячного возраста . Более того, нет необходимости приобретать задания за баснословную стоимость – карточки Домана можно изготовить самостоятельно. Методика использовалась в обучении детей за рубежом и в России и полностью доказала свою эффективность.

Как была создана данная методика? В чём заключается суть методики и её уникальность? Как её применять? Ответы вы найдёте в нашей статье!

История создания

Талантливый американский нейрохирург Глен Доман вместе со своими коллегами занимался совершенствованием методов лечения и реабилитации детей с нарушениями мозговой деятельности. Посвятив 15 лет своей деятельности изучению психических процессов здоровых и больных детей, Глен Доман сделал несколько замечательных открытий.

  1. Во-первых , он заметил, что здоровые клетки головного мозга под воздействием упражнений активно участвовали в процессе психической деятельности. Это позволило учёному принять решение о возможности использовать методику при развитии абсолютно здоровых детей.
  2. Во-вторых , Доман выявил, что при зрительном, слуховом и осязательном раздражении поражённые клетки головного мозга способны реабилитироваться более быстрыми темпами, нежели при отсутствии необходимых занятий. Благодаря этому удалось обосновать применение методики в работе с больными детьми.

Так разработанные упражнения получили признание среди учёных разных стран и стали применяться воспитателями, психологами, педиатрами, нейрохирургами. На протяжении уже нескольких десятков лет они эффективно используются в различных дошкольных и реабилитационных учреждениях, развивающих центрах. В последнее время всё чаще стали обращать внимание на эту известную методику и родители.

Занимаемся по методике Глена Домана


Кликабельно

Ориентируясь на то, что малыши, прежде всего, начинают воспринимать информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов, Доман положил в основу своей разработки именно этот принцип.

Нейрохирург предлагает демонстрировать детям написанные на отдельных карточках слова. Слова должны быть конкретными и имеющие для дошкольника особый смысл: МАМА, ПАПА, КАША, КОТ (это самые простые слова, с которых рекомендуется начинать обучение). Затем упражнения немного усложняются тем, что демонстрируемые слова подразделяются на различные категории (продукты питания, животные, овощи, фрукты и т. д.) и уже направлены не на эмоциональный отклик ребёнка, а на развитие его логического мышления. Стоит заметить, что слова должны быть написаны крупными красными буквами. На одной карточке – одно слово.

В дальнейшем, по мере взросления и развития ребёнка, ему показывают карточки с изображениями различных животных, фруктов и т. д. Карточки сопровождаются соответствующими надписями – названиями демонстрируемых изображений. Так у малыша формируется взаимосвязь между зрительным образом и словом. Это, по мнению Домана, обеспечивает плавный переход к чтению. Ребёнок учится воспринимать не отдельные буквы, а целые слова. К этому моменту он уже осваивает некоторые звуки, слоги и их сочетание.

(Вот так выглядят карточки Домана. Кликабельно)

С цифрами дело обстоит немного иначе. Доман полагает, что детям проще воспринимать не абстрактные узоры, а конкретное количество. Поэтому, по его методике, необходимо демонстрировать определённое количество точек. Их также следует изображать красным цветом.

Посмотрите видео, вот так примерно проходит урок

Делая упор на умственное развитие, важно помнить и о физическом развитии . Для этого учёный рекомендует проводить гимнастику, динамичные физические упражнения, музыкальные разминки. Чем больше и разнообразнее ребёнок двигается, тем лучше протекает его физическое развитие. А это в определённой степени влияет на умственные способности дошкольника, так как эти процессы взаимосвязаны.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как проходит обучение?

Занятия нужно проводить в тот момент, когда ребёнок находится в спокойном состоянии. Важно, чтобы его ничего не беспокоило и не отвлекало.

Малыша необходимо положить или посадить в удобном положении (если он уже ). Обратить его внимание на себя и начать предъявлять его взору карточки со словами или цифрами (начинаем по принципу «от простого к сложному»). Одна карточка демонстрируется в течение 2-3 секунд на расстоянии не более 50-60 см от лица, при этом отчётливо проговариваем слово или количество символов. Первая серия состоит из пяти карточек. Нужно последовательно демонстрировать их, не отвлекаясь на объяснения. Занятия необходимо проводить около 3-х раз в день на протяжении 5 дней. После этого одну карточку из серии нужно убрать, добавив новую.

Карточки из одной серии каждый раз должны демонстрироваться в новой последовательности!

  1. Первое занятие – самое главное. Именно на этом этапе важно вызвать доверие ребёнка, заинтересовать его. Поэтому выберите наиболее подходящий момент для занятия и начинайте! Карточки первой серии нужно демонстрировать, сопровождая комментариями. Например: «Это поезд. Поезд едет по железной дороге», «Это корова. Корова даёт молоко». (После показа карточки с написанным словом или картинкой для наглядности можно продемонстрировать соответствующую игрушку. Впоследствии можно ограничиться только демонстрацией и названием («Поезд», «Корова», «Жук»). Во время нескольких первых занятий подберите карточки из одной серии.)
  2. Обучение по методике Домана должен вызывать у ребёнка интерес, мотивировать его. Это легко понять, наблюдая за поведением дошкольника. Если он активно включается в предлагаемую игру (а именно в игровой форме и нужно проводить занятия!), если всё происходящее вызывает у него азарт и желание получать новую информацию – вы на верном пути.
  3. По мере обучения и развития малыша занятия можно немного видоизменять. Например, после показа карточки со словом или изображением предложите ребёнку найти предмет (если это возможно). Дети 3-4 лет могут составить небольшой рассказ по продемонстрированным словам или нарисовать картинки по словам.
  4. Некоторые родители прикрепляют карточки со словами и изображениями возле кроватки малыша. Это имеет смысл, однако не нужно забывать, что для ребёнка куда интереснее познавать новое вместе с близкими людьми. Поэтому не ленитесь участвовать в занятиях. Малышу также важна ваша реакция на сам процесс. Если вы улыбаетесь, хвалите его, он быстро сообразит, как вас можно порадовать и удивить.
  5. Начиная заниматься по данной методике с детьми первого года жизни, не переусердствуйте. Для занятий с новорождёнными достаточно демонстрации картинки и произношения слова. Младенец должен научиться устанавливать взаимосвязь между изображением и словом. Помимо этого, внимание грудничков ещё неустойчивое и рассеянное. Поэтому не нужно чрезмерно напрягать малыша.
  6. После того, как ребёнку исполнится 9-12 месяцев, занятия можно проводить следующим образом: мама называет слово или демонстрирует картинку с написанным словом, а малыш должен среди нескольких карточек отыскать правильное изображение. Можно также показать ребёнку картинку с написанным словом (к примеру, «глаза») и попросить его показать эту часть тела.
  7. Показывая карточки, желательно заранее сгруппировать их по категориям («животные», «фрукты» и т. д.). Демонстрировать можно в разной последовательности. Для вашего удобства целесообразно подписать карточки с обратной стороны, чтобы не заглядывать постоянно на картинки. Это может помешать ребёнку воспринимать информацию и отвлечь его от процесса.
  8. Не нужно демонстрировать одни и те же карточки более 3 раз в день. Не бойтесь вводить новый материал, если не наблюдаете ожидаемую реакцию малыша. Возможно, новая серия картинок понравится ему больше!

Таким образом, занятия по методике Глена Домана не имеют конкретных и строгих правил. Главное – желание мамы развивать своего малыша и его интерес к обучению.

Что ещё важно знать о методике Домана?

Основная идея, нашедшая отражение в разработках Глена Домана, — это то, что главными воспитателями ребёнка являются его родители. Именно они должны дать понять своему чаду, что принимают его таким, какой он есть, и делают всё, чтобы он стал лучше. Не нужно навязать дошкольнику занятия, если он не хочет этого или же быстро устаёт от них . Всему своё время. Возможно, он позже сам проявит интерес к процессу обучения.

Если же вы начали занятия с малышом, то нужно проводить их регулярно с постепенным усложнением. В большинстве случаев дети воспринимают это как своеобразную игру и активно включаются в процесс. Ваша задача – мотивировать их на обучение, но делать это в лёгкой и ненавязчивой форме, чтобы дошколята не потеряли интерес.

Где брать карточки Глена Домана?

Готовые карточки Домана можно приобрести в книжных или детских магазинах. Такие наборы обычно пользуются спросом, поэтому отнюдь не дешёвы.

Однако, не стоит отчаиваться. Мы собрали для вас карточки поэтому можете скачать их у нас на сайте совершенно бесплатно. Вам останется лишь распечатать их на плотной бумаге на цветном принтере —

Также можно заниматься с ребенком за компьютером (планшетом) смотря видео с карточками Глена Домана. Для вас мы сделали рубрику «Видео», где постоянно добавляем новые развивающие ролики в том числе и карточки Домана —

Пример видео:

Видео: Карточки Глена Домана

Если вы видите ребенка, который в три года уже читает и считает, знает все столицы мира, а словарный запас превосходит ваш, не удивляйтесь, перед вами не вундеркинд. Это, скорее всего малыш, с которым родители с самого рождения занимались по методике Гленна Домана.

Из всех современных методик раннего развития и воспитания детей наиболее эффективной и доступной является именно эта. Для обучения вам потребуется немного терпения, времени и карточки (белые листы бумаги с картинками на них). Кстати, карточки Домана у меня для вас есть, их необходимо только скачать.

Кто это - Гленн Доман?

Конечно, перед тем как рассказывать суть методики необходимо познакомиться с ее автором. Насколько можно доверять этому человеку, авторитетно ли его мнение в профессиональный кругах?

Гленн Доман — американский врач, специализация нейрофизиолог, физиотерапевт. Родился в 1919 году. Всю свою сознательную жизнь изучал, как развивается детский мозг.

В 1955 году основал «Институт достижения потенциала человека». Автор нескольких книг, которые остаются бестселлерами до сегодняшнего времени. Среди них «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?», а так же «Как научить ребенка читать? Ласковая революция».

Первый положительный опыт – обучение детей с повреждением мозга

Наряду с изучением мозга человека, Гленн лечил больных детей с повреждением мозга, умственными расстройствами, ДЦП и с отставанием в развитии. Если предыдущие специалисты, которые занимались с малышами, не смогли добиться результатов, то у Глена Домана это получилось.

Его методика лечения детей сводилась к тому, что если стимулировать один из органов чувств (например, зрительный) можно добиться большей активности всего мозга.

Для того чтобы детки смогли зафиксировать свой взгляд им показывали простые картинки. Сначала это были точки красного цвета на белом листе, затем картинки предметов. Занятия постепенно усложнялись, как и время показа картинок.

Очень скоро умственно отсталые детки могли читать, считать и обнаруживали эрудицию, которая во много раз превосходила возможности здоровых, нормально развивающихся малышей.

В последствие программа совершенствовалась и усложнялась. Появилась возможность обучения иностранным языкам с помощью карточек Домана, знания энциклопедии и т.д.

Очень подробно это все описано все в книге бестселлере «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?», ее вы можете скачать у меня, пройдя по ссылке .

Там описана подробная инструкция для детей с отставанием в развитии. Конечно, там много «воды», но основная суть книги неизменна и понятна: занимайтесь с детьми по чуть- чуть, маленькими шагами и результат не заставит себя ждать.

Обучение здоровых детей – суть методики

Методика раннего развития Глена Домана основана на демонстрации малышам карточек и озвучивании изображенного на них. На пособиях могут быть представлены, следующими картинками. Немного ниже вы сможете их скачать:

  • картинки предметов, явлений с подписями;
  • слова, написанные большими красными буквами;
  • кружочки, количество которых совпадает с написанной в нижней части цифрой.

Карточки сделаны из белого картона. Их величина зависит от изображения. По ходу обучения шрифт можно уменьшать, а красный цвет заменить на черный. Так постепенно ребенка можно научить читать даже в том возрасте, когда он еще не умеет хорошо говорить.

Для обучения счету используются карточки с изображениями кружков. Их число точно совпадает с обозначенной внизу цифрой.

В результате ежедневных тренировок ребенок может при первом взгляде определить, сколько перед ним предметов. По мнению Домана, малыш воспринимает не цифру, а количество.

Многим родителям такая методика кажется неестественной и не дающей устойчивых результатов. Однако практика показывает, что этот способ развития действительно работает.


Когда лучше начинать?

Когда же уместно начинать уроки? Как считает Доман, его методика раннего развития наиболее эффективна в первые семь лет жизни крохи. Именно в этом возрасте малыш более всего открыт миру и легко воспринимает новую информацию.

Каждый день показывайте грудничку карточки по 10-15 секунд. На каждую картинку отводится по 1 секунде. Таких уроков в течение суток должно быть несколько десятков. Начинать лучше всего с самых простых изображений:

  • растений;
  • цвета;
  • животных;
  • транспорта;
  • игрушек.

Когда у крохи пропадает интерес к определенному изображению, карточку нужно заменить на новую, иначе малыш вовсе не захочет заниматься.

Такая методика способствует совершенствованию речи, мышления, логики, памяти. Малыши воспринимают уроки как увлекательную игру, которая не успевает им надоедать. Они с нетерпением ждут следующее занятие, а впоследствии сами начинают проявлять интерес к предметам и явлениям.

Как считает Глен Доман, каждый новорожденный – это чистый лист бумаги. До трех лет дети, как губка, впитывают информацию из окружающего мира.


Принципы обучения

Вот основные принципы, которыми стоит руководствоваться при обучении ваших детей данной методике.

  1. Чем раньше вы начнете обучение, тем лучше;
  2. Обучение должно быть в радость как вам так и ребенку;
  3. Доверие и уважение — ключ к успеху;
  4. Остановите занятие раньше, чем малыш этого захочет;
  5. Часто вводите и используйте новые карточки;
  6. Не стоит проверять знания ребенка, относитесь к этому как к игре;
  7. Регулярность и последовательность во всем;
  8. Если ребенок устал и ему неинтересно – остановите занятие.

Как научить читать детей по Доману?

Для этих целей используются все те же карточки. Начинать обучение чтению можно с шести месяцев. Гленн Доман утверждает, что ребенок может научиться читать раньше, чем научился говорить.

  1. Карточки должны быть размером 10*50 см. Буквы должны быть написаны ярко-красным цветом, размер букв высота 7,5 см, ширина 1,5 см. (скачать карточки с основными словами можете здесь)
  2. Начинать надо с самых известных слов. Для начало слов должно быть 15. Какие слова выбрать? Конечно же, мама, папа, и те, которыми вы чаще пользуетесь в разговоре, например, соска, вода, кот и т.д.
  3. Карточка должна располагаться на расстоянии не менее 35 см от глаз ребенка.

На видео хорошо видно, как правильно произносить слова:

Первый день

  • В первый день по методу Домана вы показываете всего 5 карточек. Например: мама, папа, кот, дом, вода.
  • Вы показываете первую карточку со словом «МАМА» при этом четко и внятно произносите слово мама.
  • Карточку держите 1-2 секунды, затем меняете на следующую.
  • Когда вы показали все карточки из набора, похвалите ребенка.
  • Так стоит повторить три раза с промежутком в 30 минут.
  • Когда показываете карточки, не стоит говорить лишних слов и комментировать происходящее.
  • Не требуйте у ребенка, чтоб он повторил за вами услышанное.

Второй день

Во второй день занятий будет больше в два раза. Вы повторяете все пять карточек первого дня, и добавляете 5 новых. Допустим, вы с утра позанимались с ребенком три раза. Затем вы повторили эти же занятия вечером.

Не забывайте, что это игра, а не обучение.

Третий день

Вы добавляете еще 5 карточек и того у вас их 15 штук. Показываете по очереди, сначала набор карточек с первого дня (3 раза с промежутками в 30 минут), затем набор карточек второго дня (тоже три подхода) и новые пять карточек (тоже 3 раза). Кажется, что это долго, но на самом деле в общей сложности все эти занятия можно вписать в 5 минут.

Результаты после 3 дней

Гленн Доман говорит, что если позаниматься по его методике три дня уже будут первые успехи:

  • Начинает развиваться зрительное восприятие;
  • Мозг ребенка уже может отличать один знак от другого;
  • Может прочесть слова.

Когда вы чувствуете, что освоили первые 15 слов, приступайте к следующей группе. Например, овощи -25 карточек. При этом старые слова вы уже не повторяете, а заменяете их новыми. Каждый день вы добавляете 5 новых слов и удаляете 5 старых слов. Со временем добавляйте глаголы и прилагательные. Обязательно выучите цвета.

На видео хорошо представлено, как использовать глаголы:

Словосочетания

Следующим этапом перед чтением предложений будет обучение нескольким словам сразу. Для этого вы начинаете комбинировать известные уже слова. Например, те же цвета с фруктами: «Красное яблоко» и т.д.

Если вы чувствуете, что все это освоено, попробуйте уменьшить размер шрифта, а так же заменить красный цвет букв на черный. Но не делайте это одновременно, все должно быть последовательно.

Как научить считать по методу Домана?

Чтобы научить ребенка считать, необходимо сделать 100 карточек размером 27*27 см. На каждой карточке должно быть нарисованы точки от 1 до 100. Так на первой карточке 1 точка, на второй две и т.д. Диаметр каждой точки чуть меньше 2 см.

В первые дни вы используете только два набора. Первый — карточки от 1 до пяти, второй от 6 до 10. Как и в случае с чтением, ваша задача показывать карточки и называть их. Таким образом, ребенок осваивает, что значит количество. То есть, если взрослому человеку сказать слово три, то он и представит себе цифру три. А вот ребенок мысли т иначе, и если ему сказать три, то он представит три точки (например).

На втором этапе вы показываете простые примеры: например, один плюс один будет два. Все это вы показываете на карточках.


Занимаясь по методике Домана, малыши уже к 2 годами начинают читать и считать. До трех лет кроха уже обладает недюжинной эрудицией, абстрактным мышлением, фотографической памятью.

Скачать картинки

Есть еще один неясный момент. Поскольку методика Домана направлена, прежде всего, на грудничков, трудно проследить, как отразятся умственные нагрузки на их психике.

Не приведут ли многочисленные занятия к нервным расстройствам? Видимо, в связи с отсутствием ответов на многие вопросы домановский метод пока не получил широкого распространения.


Что говорят психологи?

Хотя методика Домана, разработанная для детей с отклонениями, продолжает вызывать споры, ее эффективность нельзя отрицать. Благодаря ей многие малыши смогли полноценно развиваться.

Однако не стоит забывать, что нейрохирург работал с умственно отсталыми детьми. Для малышей с нормальным развитием требуется более разнообразный подход.

Наиболее эффективные результаты дают занятия, в которых совмещаются методики Монтессори, Домана, Никитиных и других педагогов-новаторов, но при этом из каждой системы взято рациональное зерно.

Родители вполне могут сами определиться, что важнее для их малыша. С грудничком можно попробовать заниматься по домановским карточкам.

Со старшими детьми можно поиграть по системе Монтессори и т.д. Если вы сомневаетесь, что можете самостоятельно дать ребенку нужное воспитание, отдайте его в специализированный детский сад.

Скоростные методы развития детей – это, безусловно, хорошо. Однако, совершенствуя в малышах обширные способности, родители должны подумать, не пострадает ли психика ребенка.

Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.


Методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию» . С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана

- Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана. ;

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Доман считает, что «Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань;

2. Это "гав-гав";

3. Это "собака";

4. Это "лабрадор";

5. Показать ему десять картинок с собаками;

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

Как научить вашего ребенка читать

(по книге Г.Домана “Как научить вашего ребенка читать”).

Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста .

Для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек Домана

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"Букварь с пелёнок"

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному

    • Первый этап - отдельные слова.
    • Второй этап - словосочетания.
    • Третий этап - простые предложения.
    • Четвертый этап - распространенные предложения.
    • Пятый этап - книги.

Как научить вашего ребенка считать

(по книге Г.Домана "Как обучить вашего ребенка математике")

"Математика с пелёнок"

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • Первый этап - освоение понятия "количество".
  • Второй этап – уравнения.
  • Третий этап - решение задач.
  • Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • Пятый этап - цифровые уравнения.

Как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«По большому счету, - считает Глен Доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана :

1. Отчетливо видны все детали.

2. Изображен только один предмет.

3. У него должно иметься специальное название.

4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.

4. География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.

5. Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.

6. Язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.


В рамках методики Глена Домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

Раздел: Биология.

Набор карточек: Обычная ворона.

1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо. Да и вы сами тоже чудо».

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. Происходило это отчасти по таким причинам:

1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. Методика Глена Домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. Но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. Строгое следование методике Домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

До 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

После 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, чем и как нужно с ним заниматься.

Часто встречаю на форумах вопрос: «Где брать материал для методики Домана? Делать самим? Это так долго и много!!!»

Поэтому решила развеять сомнения тех, кто хочет заниматься, но боится, что не справится с подготовкой большого количества материала, необходимого для успешных занятий по методике Домана.

Итак, если Вы хотите заниматься с ребенком с самого рождения
Тогда Вам всё-таки придется приложить небольшие усилия к подготовке материала. Поскольку зрительный аппарат ребенка при рождении еще развит не до конца, то Вам придется сделать большие карточки с контрастными рисунками.

Примеры таких карточек можно найти на сайте:
http://www.brillkids.com/free-download/infant-stimulation-cards.php
Собственно Вы можете их просто распечатать! Вот и вся подготовка!
Конечно, можно уже начать учить ребенка и чтению с рождения, но карточки для этого тоже должны быть особенные, и Вам придется сделать их самим.

Вот цитата про обучение новорожденного чтению из книги Андрея Маниченко «Как научить ребенка читать: методика обучения беглому чтению с рождения» :
«Размер карточки: 15 х 50 см.
Высота букв: 12 см.
Буквы должны быть красного цвета, отчётливыми и яркими.
Помните: Вы производите первичную и самую важную зрительную стимуляцию.
Вам понадобится 21 карточка такого формата для обучения новорождённых на период от рождения до 3-х месяцев.

Если Вы приступили к обучению с самого рождения, то начните с одного слова. Лучше всего использовать имя ребёнка. Убаюкивая его на руках, держите перед ним карточку на расстоянии полуметра и произнесите вслух его имя. Но сначала возьмите карточку и последите за выражением его лица, поворачивая её так, чтобы ему было удобнее. Когда он увидит написанное слово, произнесите его вслух громко и отчётливо. Ребёнок попытается сфокусировать взгляд на карточке в течение 1-2 секунд.
После этого отложите карточку.
Для начала нужно выбрать 7 слов, которые Вы часто используете и которые полезно знать малышу (его имя, «мама», «папа», названия частей тела).
Во время демонстрации карточки в комнате должно быть хорошее освещение.
В 1-й день показывайте 1 слово не менее 10 раз.
На 2-й день возьмите 2-е слово и тоже покажите его не менее 10 раз.
И так далее всю 1-ю неделю (7 дней).
2-я неделя. В 1-й день вернитесь к первому слову и покажите его не менее 10 раз. На 2-й день – 2-е слово не менее 10 раз и т.д.
Повторяйте это на протяжении трёх недель.
Вскоре, как только Вы вытащите слово, ребёнок будет немедленно подавать признаки возбуждения, ёрзая и перебирая ножками.
4-я неделя. Выберите новые 7 слов и пройдите с ними такой же трёхнедельный цикл.
По этой системе нужно заниматься, пока ребёнок не достигнет 8-10 недель (2-2,5 месяца). При таких занятиях ваш малыш может обогнать в развитии ровесников на 2-4 недели.»

Идем дальше… Если Вашему малышу от 3 до 6 месяцев
Тогда можно уже переходить к карточкам меньшего размера, и если Вы не хотите делать их самостоятельно, то можно приобрести комплект карточек компании «Умница» «Чтение с пеленок» .

Из своего опыта скажу: пособие очень удобное, поэтому если Вам кажется, что оно дорого стоит, то я должна развеять Ваши сомнения. Вы не пожалеете, если сделаете это вложение в развитие своего ребенка. Карточки напечатаны на качественном картоне, их удобно быстро показывать, кроме того, Вам не придется каждый вечер мучительно сочинять слова. Там слов аж 8 сотен! Конечно, их Вам не хватит на весь период обучения, но пользоваться этим набором Вы сможете долго. Мы с Маней начали заниматься в 3 месяца, сейчас нам почти 11, и эти карточки всё еще у нас в ходу!

Для тех, кто делает карточки самостоятельно , уточню: буквы должны быть не менее 3,5 см в высоту (если будете печатать, то шрифт Arial 200) и красного цвета, размер карточки 10,5*29см (половинка листа формата А4). До 6 месяцев я бы не уменьшала размер букв.

Хорошо бы в это время начать еще и занятия математикой. Пособие «Умницы» «Математика с пеленок» также замечательно подходит для этой цели! Вам не придется, чертыхаясь каждый вечер, рисовать или приклеивать от 1 до 100 точечек на большие картонные карточки! Всё это уже сделано за Вас! К тому же приложена подробная методика с занятиями. Так что мой Вам совет, не экономьте! Смело покупайте! Лучше экономьте свое время и душевное равновесие!

Хотя есть более бюджетный вариант для тех, у кого есть цветной принтер : можно распечатать на картоне карточки из презентации (благо таких презентаций в интернете уже множество!), например, вот из этой: http://worldsbesteducation.org/math.aspx
Но только печатайте на картоне, т.к. Вы будете пользоваться этими карточками около года, а иногда ребенок будет не против их даже пожевать.

Наконец, если Вашему малышу уже исполнилось 6 месяцев , то Вы можете начать пользоваться презентациями на компьютере.

Теперь Ваши возможности значительно расширятся: Вы сможете заниматься не только чтением и математикой, Вы сможете показывать ребенку карточки с битами информации из любых областей знаний!

Все будет зависеть только от интереса самого ребенка, именно он должен стать ведущим в процессе занятий, он будет определять, что ему нравится больше, что меньше, а Вам нужно лишь внимательно присматриваться к его реакции.

Единственный совет: в процессе обучения никогда не меняйте одновременно и цвет букв, и размер шрифта! Ребенок должен привыкнуть к изменениям, поэтому делайте что-нибудь одно, а через пару недель уже другое.

Теперь самое главное! Где будем брать презентации?

Также очень полезный англоязычный сайт http://www.brillbaby.com/ На форуме там просто масса материалов и рекомендаций http://forum.brillkids.com

Из русскоязычных форумов я бы посоветовала
http://forum.umnitsa.ru/
и
http://forum.razumniki.ru/

Там Вы найдете не только карточки и презентации, но и массу полезной информации о способах показа карточек, трудностях, возникающих в процессе обучения и способах их преодоления, о других методиках раннего развития, о физическом развитии ребенка по Доману, о плавании грудничков и т.д.

Особенно мне нравится форум http://forum.umnitsa.ru/ . Там царит доброжелательная обстановка, и Вам всегда ответят на Ваши вопросы, поддержат, помогут! Никогда не встречала там постов с поливанием грязи друг на друга или на методики. В общем, там очень комфортно, уютно и познавательно! Очень рекомендую!

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры . Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Н. Жукова