Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников. Занятие по эмоциональному развитию детей старшей группы дошкольного возраста: «Путешествие в страну «Эмоции Занятия по эмоциональному развитию дошкольниками

Цели:

· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;

· Умение понимать и принимать других людей;

· Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

· Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;

· Развитие воображения и фантазии;

· Создание мотивации на познание себя;

· Совершенствование механизмов саморегуляции;

· Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

· Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

· Развить умение определять экспрессию лица человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

« Страна эмоций»

Провела педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

«Страна эмоций»

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать других людей;
  • Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

  • Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Создание мотивации на познание себя;
  • Совершенствование механизмов саморегуляции;
  • Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
  • Развить умение определять экспрессию лица человека.

Необходимые материалы:

  • Запись спокойной музыки;
  • Карточки с изображением различных эмоций из серии « Волшебный сундучок» Марии Лебедевой;
  • Бланки с нарисованной фигурой человека;
  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: « Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком мире мы с вами были в прошлый раз? На прошлом занятии мы с вами побывали в волшебной стране Чувств.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций. Жители мира Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Давайте и мы попробуем так.

Упражнение « Ласковое имя»

Педагог-психолог спрашивает имя ребенка, остальных просит хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, психолог помогает.

Перед тем, как отправится в новое путешествие, мы ответим жителям мира Эмоций, какое у нас сегодня настроение.

Упражнение « Мешочек настроений»

Педагог-психолог предлагает детям определить, какое настроение у них сегодня на занятии, с чем его можно сравнить. Например; «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?» Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д. и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

2. Основная часть занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, жителям этого мира очень интересно увидеть вас. А чтобы помочь вам представить их, они передали карточки с изображением жителей мира эмоций. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».

Игра « Угадай настроение»

Психолог показывает детям карточки с нарисованными изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. « Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа.

« Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить «волшебные» средства понимания, с которыми мы уже познакомились».

Игра « Повторюшки»

Жители мира Эмоций играют в увлекательную игру, в которую предлагают и вам поиграть. Детям раздаются карточки с различными эмоциями и спрашивают у ребенка, кто на ней изображен, и какую эмоцию этот персонаж испытывает. Просят ребенка показать на лице эту эмоцию.

А теперь нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….»

Релаксационное упражнение « Улыбка»

Педагог-психолог: « Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.

Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся…и ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Упражнение « Исследуем свое настроение»

Педагог-психолог: Ребята, в волшебной стране Эмоций, живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Жители волшебной страны любят ходить друг к другу в гости, рассказывать различные истории, заниматься совместными делами. Они предлагают вам пофантазировать и попробовать научиться исследовать самого себя.

Для этого закройте глазки и почувствуйте, где у вас живут чувства: радость, гнев, злость, обида и т.д. На готовых бланках с изображением человечка

детям предлагается исследовать самого себя и закрасить цветными карандашами, где какие живут Чувства, с кем они соседствуют? Дети выполняют задание. Рефлексия. Трудно или легко вам было выполнять задание? Что было трудно? Что легко? Понравилось ли тебе исследовать себя? Было ли это приятно или нет? Проводится коллективное обсуждение, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.

Упражнение « Пожелания в круг»

Детям предлагается высказать свои пожелания на будущее занятие, а также рассказать о том, что понравилось и что не понравилось участникам на занятии. Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей встречи.


Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.

Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.

Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;

формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;

формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;

упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Материал для занятия:

«Волшебный клубочек»;

Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.

Магнитная доска; Человечки-эмоции;

Бумага для рисования, карандаши;

Использованные технологии занятия:

Сопровождении музыки: Магнитофон с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»; экран, проектор.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

– прослушивание музыкальных произведений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех! А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на темную тучку?
(ответы детей)

Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.

Воспитатель передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Мы посетим «Царство эмоций». Жители этого царства приглашают нас в гости и высылают ковер-самолет. Дети садятся на ковер и под музыку летят. Звучит песня “Дорогою добра”.

Какое настроение у этой песни (бодрое, веселое, доброе, светлое).

Как вы понимаете слова “Дорогою добра”.

Что вы почувствовали, когда слушали эту песню? Ребята у меня есть карточки с лицами. Они называются пиктограммы. Давайте рассмотрим их. На них изображены люди с разным выражением лица. Какое выражение лица у этого человека, у этого? (Раздает конверты с пиктограммами каждому ребенку.) - Какую пиктограмму вы покажите, прослушать эту песню? (показывают).

Ковёр-самолёт приземляется. Детей встречают герои сказок.

Воспитатель: - А сейчас мы вспомним героев наших любимых сказок.
- Какие чувства испытывают герои этих сказок?
1.Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки.
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!» (радость)
2.Плачет серый воробей:
- Выйди, солнышко, скорей!
Нм без солнышка обидно,
В поле зернышка не видно! (грусть)
3.И доктор пришил ему ножки
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха мать
Тоже пошла танцевать (радость)
4.Прибежала зайчиха
И закричала: «Ай-ай!
Мой зайчик попал под трамвай
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!» (страх)
Воспитатель: - Дети, вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить с вами на занятии? (ответы детей)
- Да, мы будем говорить о чувствах. Как вы понимаете это выражение
«чувства»? (ответы детей)

Дети проходят на полянку.

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)

А какое у него настроение?

Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

«Радость - это когда все радуются, всем весело».

«Радость - это когда у всех праздник».

«Радость - это когда никто не плачет.

«Радость - это когда нет войны».

«Радость - это когда все здоровы».

«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.

(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру, будьте внимательны.
Игра «Скажи наоборот»
Вы грустные ребята – Мы веселые ребята.
Вы ленивые - Мы трудолюбивые.
Вы злые - Мы добрые.
Вы рассеянные - Мы внимательные.
Вы неряшливые – Мы аккуратные.
Вы грубые - Мы вежливые.
Вы злые - Мы добрые.
Воспитатель: - Молодцы! А теперь я вас приглашаю на прогулку по улицам
этого города. Я хочу убедиться, что вы умеете чувствовать настроение тех
людей, которые встретятся нам в пути

По мостику дети проходят на остров. Их встречает Человечек-Грусть.

Что такое грусть?

Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)

Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)

- А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)

Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)

На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

На пути « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Воспитатель включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

- Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)

- Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)

А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.

Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)

Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)

А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)

Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

«Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)

Как вы догадались?

Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.

Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.

Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.

– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.

Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.

Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

Мамы злятся, когда опаздывают на работу.

Мамы злятся, когда кушают мороженое.

Мамы злятся, когда на них кричат.

Мамы злятся, когда им дарят подарки.

Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.

Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».

Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.

Мамы злятся, когда их любят.

Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…»

Я злюсь, когда… и т.д.

– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)

Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Садятся на еовёпр-самолёт.

Что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)

А что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова.

Для развития эмоциональной сферы у детей разработана серия игровых занятий. Они являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают Эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

они начинают глубже понимать себя и других;

у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Цель занятий:

познакомить детей с эмоциями;

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения4

развивать эмпатию.

ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ.

1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».

Вопросы к детям: - О чем вы думали, когда слушали музыку?

  • - Что чувствовали?
  • - Что хочется делать под такую музыку?
  • 2. Повторное прослушивание музыкального произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа.

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Во время беседы подвести детей к выводу о том,что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

  • 5. Ответы детей на вопрос:
    • -Что такое радость?
  • -Радость - это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного, а большая - когда у всех.
  • -Радость - это когда праздник.
  • -Радость -когда никто не плачет. Ни один человек.
  • -Радость - когда нет войны.
  • -У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
  • -Радость - это я! Потому что мама говорит «Ты - моя радость!»
  • 6. Хоровод.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать…» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского).

ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С.Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

  • - Каков характер этих пьес?
  • - Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем - второе.

Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

  • -Когда герои этих сказок переживали горе?
  • -Как они справились с горем?
  • 3. Чтение отрывков из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

4. Драматизация ситуации «Пропала собака».

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

  • - Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
  • - Кто лучше всех тебя успокоил?

ЗАНЯТИЕ 3. ГНЕВ.

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр", где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

  • - Почему рассердились Умывальник и крокодил?
  • - Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М.Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н.Толстого "Три медведя".

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведь и медведица.

  • 3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.
  • 4. Упражнение "Зеркало".
  • 5. Рисование гнева.

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

ЗАНЯТИЕ 4. СТРАХ.

1. Игра "Гуси-лебеди".

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья.

2. Упражнение "Найди пиктограмму".

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики". Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопросы к детям:

Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Прослушивание музыкальной пьесы Н.Мясковского "Тревожная колыбельная".

Вопросы к детям:

  • -Каков характер этого произведения?
  • - Нарисуйте страх на бумаге.
  • 5. Чтение отрывка из сказки С.Михалкова "Три поросенка" (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Вопрос к детям:

Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рисование на тему "Наф-Наф не боится страшного волка".

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

ЗАНЯТИЕ 5. УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане…" (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).

  • - Какие чудеса описывает автор?
  • - Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение "Зеркало". Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

  • - Что общего в том, как вы изображали удивление?
  • 3. Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • - К нам пришел слон…
  • - Мы оказались на другой планете…
  • - Внезапно исчезли все взрослые…
  • - Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах…
  • 4. Этюд "Погода изменилась".

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

ЗАНЯТИЕ 6. ИНТЕРЕС.

  • 1. Беседа с детьми о том, когда бывает им интересно, в какие игры интересно играть.
  • 2. Игра "Чудесный мешочек".

Вам интересно, что лежит в этом мешочке?

Дети ощупывают предмет, отгадывают его, затем достают.

3. Русская народная сказка "Теремок".

Детям предлагается подойти к Теремку, от имени понравившегося героя сказки с интересом спросить: "Кто в Теремочке живет?"

  • 4. Этюд "Любопытный".
  • - По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки "прилип" к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, тос другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

ЗАНЯТИЕ 7. СТЫД. ВИНА. 1. Чтение детям рассказа "Это я виноват" (из книги Л.П.Успенской, Н.Б.Успенского).

" Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

  • - А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?
  • - Это я виноват, - сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала."

Вопросы к детям:

Почему Юра сказал тете Рае неправду?

Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

  • 2. Рассмотреть карточку виноватого ребенка (из игры "В мире эмоций"), отметить выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
  • 3. Этюд "Стыдно".

Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Целью следующих занятий являются:

продолжать знакомство детей с базовыми эмоциями (радости, горя, гнева, страха и удивления):

закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать; продолжать развивать эмпатию, воображение.

ЗАНЯТИЕ 8.ГНЕВ и УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение отрывка из стихотворения Н.Екимовой. По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас. Вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной! Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков,

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом - удивленное.

3. Выставка рисунков.

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти самое гневное облако и самое удивленное.

4. Игра "Облака".

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая - удивляется, глядя на гневные облака. Затеа дети меняются ролями.

5. "Произнеси фразу".

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

ЗАНЯТИЕ 9. РАДОСТЬ, СТРАХ, УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение рассказа Н.Носова "Живая шляпа ".

Вопросы к детям:

  • -Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?
  • -Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • -Какое чувство пришло на смену удивлению?
  • -Как ребята выражали радость?
  • 2. Рисование эпизодов из рассказа Н.Носова "Живая шляпа".

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору: мальчики испугались, увидев котенка под шляпой; мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков.

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.

Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей.

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение "Зеркало".

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

ЗАНЯТИЕ 10. Развлечение "В царстве Снежной королевы".

Цель занятия: закрепить знания об эмоциях;

продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;

развивать эмпатию.

1. Герда ищет Кая.

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой.

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

  • - С.Рахманинов "Полька" (радость);
  • - Л.Бетховен "К Элизе" (печаль);.
  • - М.Глинка "Руслан и Людмила", увертюра (удивление);
  • -Д.Кобалевский "Петя и волк" - отрывок (страх);
  • -Л.Бетховен "Сюита до-минор" (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей.

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникли у людей и животных в разных ситуациях6

  • -Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.
  • -Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.

Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.

  • -Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.
  • - Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы.

У дворца Снежной Королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти, просят ее и детей поиграть вместе с ними.

5. Игра "Снежинки".

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6. Встреча с Каем.

Герда встречается с Каем. Но, чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию - радость.

7. Возвращение домой.

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники».


Сотина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 "Жемчужинка", г. Сергач.
Описание работы: Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ. Занятие направленно на снижение детских страхов и тревожности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: снижение страхов и тревожности.
Задачи:
- осознание страха через сенсорные каналы;
- перевод негативных переживаний в позитивные;
- повышение психического тонуса, снятие мышечного напряжения;
- повышение уверенности в своих силах.1. Разминка.
Упражнение «Волшебники».
Дети стоят в кругу.

Педагог-психолог: Ребята, вы хотите сегодня стать волшебниками? (ответы детей) . В этом нам поможет наш волшебный фонарик. Вокруг себя вращаемся, в волшебников превращаемся!

В затемнённом помещении дети поворачиваются вокруг себя и дотрагиваются до фонарика в центре круга.

Педагог-психолог: Ребята - теперь вы волшебники и можете совершать великие дела! Предлагаю вам отправится в волшебную страну в которой живут мягкие, добрые игрушки-Мнушки (игрушки-антистресс). У Мнушек случилась беда - в их стране поселились страхи, которые держат Мнушек в заточении. Мнушки не справятся со страхами одни. Мои маленькие волшебники, требуется ваша помощь! Вы готовы помочь маленьким Мнушкам? (ответы детей). Для того чтобы их спасти нам надо найти страхи и победить их.
Итак, вращаемся, вращаемся в волшебную страну перемещаемся!


Психогимнастика «Цветы» (под музыку).
Педагог-психолог: Посмотрите, как красиво здесь в стране, кругом растут красивые, волшебные цветы! Ночью они спят, а днём расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на корточки, обхватим руками колени – цветы спят. Но вот взошло солнышко, наступает утро, цветы просыпаются – поднимают свои головки, тянутся к солнышку, раскрывают лепестки, качаются на ветру. Солнышко скрылось – цветы опять уснули. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Упражнение повторяем 2 раза).

Тренинг эмоций «Море волнуется раз».

Педагог-психолог: Идем дальше, на пути у нас море, оно тоже волшебное. Его волны могут показывать разные эмоции. Давайте поиграем с ним.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!

Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики.

Педагог-психолог: Молодцы ребята, как у вас хорошо получается, изображать разные эмоции!

2. Коррекционная часть.

Упражнение «Что такое страх?»

Дети садятся в круг.

Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, теперь нам надо найти все страхи, чтобы их победить и выручить Мнушек. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей: «это когда дрожишь, громко бьется сердце»).
Педагог-психолог: А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был? (В основном дети называют два цвета - черный и красный).
Педагог-психолог: А если страх потрогать, то какой он? (Ответы детей: «Он очень холодный, жесткий, твердый. У него острые шипы, можно уколоться») .

Упражнение «Ловушка для страха».

Педагог-психолог: А сейчас начнется самое интересное, мы будем ловить страхи. Подумайте, чего вы больше всего боитесь? (Ответы детей: волка, паука, Бабу-Ягу, дракона, темноты и т.п.)
Замечательно, мы нашли то чего искали. А теперь нарисуйте, пожалуйста, свой страх. На бумаге страх окажется в ловушке!

Дети рисуют свои страхи на бумаге.

Педагог-психолог: Ну что ж, рисунки готовы. Хотите ли вы что-нибудь рассказать о вашем рисунке, что вы изобразили? (дети показывают всем свои рисунки, рассказывают о том, что на нем изображено).

Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, хотите победить свой страх? Когда я досчитаю до трех – вы вы начинаете рвать свои рисунки, и всё станет по другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу и доброту. Разорвите свой страх на мелкие, мелкие кусочки. Один, два, три! (Дети рвут рисунки со страхами).

Упражнение «Снегопад».

Педагог-психолог: А теперь продолжим наше волшебство. Соберите все кусочки бумаги в кулачки. Когда я досчитаю до трех, дружно подкидываем обрывки вверх. Один, два, три! (Дети подкидывают обрывки). Посмотрите - это снег! Как красиво он разлетается! Скажите, ребята, из этих маленьких обрывков бумаги можно собрать рисунок со страхом? (-Нет) . Нам с вами удалось совершить настоящее волшебство: страх исчез, он превратился в веселые снежинки!

3. Релаксация.

Упражнение с антистрессовыми игрушками.

Педагог-психолог: Посмотрите, а вот и наши Мнушечки, какие они радостные, они спасены! Давайте подружимся с ними, успокоим их, погладим... скажем им добрые, ласковые слова... прижмём к себе... помнём им спинки, им это очень нравится. Пальчиками помассируем, помнём лапки... ушки... снова погладим игрушечки (дети выполняют упражнения: обнимают, шепчут им добрые слова, мнут пальцами спинки, нажимают пальчиками, гладят).

«Волшебный сон» (под музыку «Звуки природы»).

Педагог-психолог: Ребята, наши Мнушки захотели отдохнуть, а вы хотите отдохнуть вместе с ними? Садитесь на кресла поудобнее, закрывайте глазки. Вы не заснёте по настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза пока волшебный сон не закончится. Спокойно отдыхайте.
Представьте себе чудесный день… Над вами красивое голубое небо… Мягкие лучи солнца и тёплый ветерок трогают ваши глазки и щёчки... Рядом бежит прозрачный ручеёк... Вокруг вас порхают красивые бабочки... поют птички... Вам хорошо, уютно и тепло... Дышится легко… ровно… глубоко… Вы лежите на мягкой, зеленой травке... Вам хорошо и спокойно, страхов уже больше нет... мы вместе их победили и спасли беззащитных Мнушек... Мы молодцы... мы сильные и смелые... Наше путешествие в волшебную страну заканчивается... Делаем вдох... выдох... А теперь открываем глазки... Улыбнитесь друг другу!
Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали, когда отдыхали? (ответы детей).

Упражнение «Мое настроение».
В кабинете психолога на стене расположено пособие «Кошечка настроения».

Педагог-психолог: Ребята, подумайте какого цвета у вас сейчас настроение? Подойдите к кошечке, выберите бабочку на которую вам приятно смотреть и прикрепите бабочку на платье нашей кошечке.

Ритуал прощания.

Педагог-психолог: Ребята, вы были прекрасными, смелыми волшебниками, вы не побоялись встретиться со страхами и спасти беззащитных Мнушек! Молодцы!Попрощаемся с Мнушками (дети обнимают антистрессовые игрушки). Пришла пора превращаться в ребят.

Вращаемся, вращаемся и в деток превращаемся!
(Дети дотрагиваются до фонарика).

Упражнение «Башня».
Дети стоят в кругу, ставят кулачки башенкой, говорят: «Всем, всем до свидания!»

Название: Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Педагогу-психологу, 6-7 лет, подготовительная группа

Должность: педагог-психолог
Место работы: МБДОУ №248
Месторасположение: Красноярский край, город Красноярск

Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций»

Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств, совершенствовать их навыки в области рефлексии и идентификации собственных и чужих эмоций, обеспечение сохранения психического здоровья воспитанников, их психологического и психосоматического благополучия, содействие созданию положительного эмоционального настроя у каждого ребенка и положительного эмоционального климата в группе, психокоррекция проявлений агрессивности, импульсивности, страха, неуверенности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: способствовать формированию у детей положительных черт характера, обучать дошкольников приемам саморелаксации, развивать способности различать эмоциональные состояния человека по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формировать у детей навыки самоконтроля собственного эмоционального состояния.

Возраст детей: 6-7 лет. Оптимальное количество участников 6-8 человек.

Материалы: оформление музыкального зала — капельки дождя с изображением эмоций, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, фотографии с изображением разных эмоций на лицах людей, картинки с изображением черепахи, зонт, музыка: релаксационная, К. Сен-Санса «Лебедь», клубок ниток, зеркало, ноутбук.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Психолог: Утра доброго всем пожелаю,

Говорю не простые слова,

Говорю потому, что я знаю:

Утро доброе – дню голова! (О. Верникова)

Психолог: Дети, а какое у вас сегодня настроение?

Упражнение «Мое настроение»

Упражнение можно проводить как в начале, так и в конце занятия.

Цель: определить с помощью ассоциаций состояние настроения участников группы, сделать вывод о качестве проведенной психокоррекционной групповой работы.

По кругу ребята продолжают фразу: «Мое настроение похоже на …, а твое?». Например: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном синем небе, а твое?»

По окончании рассказа можно обобщить настроение группы, какое оно — грустное, спокойное, веселое, смешное и т.д.

Упражнение «Передай улыбку и хорошее настроение»

Дети, находясь в круг, берут друг друга за руки, смотрят в глаза соседу справа и дарят ему улыбку. Так улыбка передается по кругу.

Психолог: Ребята, хочу вам кое-что предложить. Я Вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в Страну эмоций, согласны?

Дети: Да!

Психолог: Тогда через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и я возьму вас с собой в воображаемое фантастическое путешествие. Когда мы его закончим, вы откроете глаза и нарисуете что-нибудь из того, что произойдет в путешествии. Теперь я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыли глаза.

Упражнение «Неожиданное путешествие». Подобное фантазирование требует рассказа соответствующим голосом. Рассказ ведется медленно, с большим числом пауз, чтобы дать участникам возможность представить себе вещи, которые я в рассказе прошу делать.

Цель: психотерапевтическая беседа, самоанализ.

Психолог: Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находите себя. Это ваше пространством. При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство, в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому что это ваше пространство. Обращайте внимание на то, что будет происходить с вашим телом. Если почувствуете напряжение в какой-нибудь части тела, не пытайтесь расслабиться. Просто отмечайте это. Следите за всем телом
от головы до кончиков пальцев. Как вам следует дышать? Делать глубокие вдохи или дышать поверхностно и быстро? Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас сделали пару глубоких вдохов. Делайте шумный выдох: „Хаааааах». Отлично.

Сейчас я расскажу вам маленькую историю и приглашу вас совершить воображаемое путешествие. Представьте, что мы идем вместе. Мысленно воображайте то, о чем я рассказываю вам, и замечайте, как вы будете чувствовать себя, пока будете делать это. Обратите внимание на то, будет ли вам приятно совершать это маленькое путешествие или нет. Если какая-нибудь часть путешествия вам не понравится, не нужно его продолжать. Просто слушайте мой голос, следуйте за мной, если хотите, и следите за тем, что происходит. Я хочу, чтобы вы представили себе, что идете по лесу. Вокруг вас деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Очень приятно идти по такому лесу. Вокруг со всех сторон цветы и дикие растения. Вы проходите по тропинке.
По сторонам от нее скалы, и время от времени вы видите, как пробегает маленький зверек, наверное, кролик. Вы идете дальше и вскоре замечаете,
что тропинка ведет вверх. Теперь вы понимаете, что взбираетесь на гору.
Когда вы добираетесь до вершины горы, вы присаживаетесь на большой камень, чтобы отдохнуть. Вы смотрите вокруг себя. Светит солнце, вокруг вас летают птицы. Прямо, через долину высится другая гора. Вы можете видеть, что в горе пещера, и вам хочется попасть на ту гору. Вы видите, что птицы легко перелетают туда, и вам хочется стать птицей. Внезапно, поскольку это ваши фантазии,
а в мечтах всё бывает, вы осознаете, что можете превратиться в птицу.
Вы начинаете пробовать свои крылья и убеждаетесь, что умеете летать.
Вы взлетаете и легко перелетаете на другую сторону. (Пауза, чтобы дать время для полета). На другой стороне вы приземляетесь на скалу и сразу же вновь превращаетесь в человека. Вы карабкаетесь по горе, отыскивая вход в пещеру,
и видите маленькую дверцу. Вы приближаетесь к ней и оказываетесь в пещере. Когда вы попадаете внутрь пещеры, вы прохаживаетесь, рассматривая стены,
и вдруг замечаете проход-коридор. Вы идете по коридору и вскоре видите много дверей, на каждой из которых написано имя. Вы подходите к двери со своим именем. Вы стоите перед своей дверью. Вы знаете, что скоро откроете ее и окажетесь по другую сторону. Вы знаете, что это будет ваше место, ваш дом. Это может быть место, которое вы вспомните, место, которое узнаете вновь, место,
о котором вы мечтаете, место, которое нравится вам или не нравится, место, которое вы никогда не видели, место внутри пещеры или снаружи ее. Вы этого
не узнаете до тех пор, пока не откроете дверь. Но каково бы оно ни было,
это будет ваше место. Итак, вы поворачиваете ручку и перешагиваете порог. Осмотритесь на своем месте. Вы удивлены? Хорошенько осмотритесь. Если вы ничего не видите, вообразите его прямо сейчас. Посмотрите, что находится вокруг. Кто здесь находится? Есть ли здесь люди, которых вы знаете или незнакомые? Есть ли здесь животные? Или здесь никого нет? Как вы чувствуете себя в этом месте. Отмечайте, как вы себя чувствуете. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень хорошо? Посмотрите вокруг себя, походите. (Пауза).
Когда вы осмотритесь, вы откроете глаза и снова окажетесь в нашей общей комнате.

Я хотела бы, чтобы, когда вы откроете глаза, вы взяли бумагу, карандаши
и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место. Пожалуйста,
не разговаривайте, пока будете рисовать. Если вам нужно что-то сказать, пожалуйста, делайте это шепотом. Если вам не хватает нужного цвета, тихо подойдите и возьмите то, что вам нужно, или одолжите это у кого-нибудь. Нарисуйте место, которое вы представили себе, как можно лучше. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте, где и каким образом — с помощью формы, цвета и символов.
Я могу ничего не узнать о вашем месте, глядя на вашу картинку, но вы должны быть готовы объяснить мне. Положитесь на то, что вы увидели, когда открыли дверь, даже если это вам не понравилось. У вас будет около 10 минут. Как только вы почувствуете, что готовы, можете начинать.

Обсуждение: участники мастер-класса рассказывают о том, что изображено на их рисунках, о своих ощущениях.

Психолог: Вот, ребята, мы и оказались с вами с Стране эмоций.

Игра: «Волшебный клубочек»

Цель: формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.
Психолог: Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас? Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Психолог: Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций и такие эмоции как страхи, обиды, плохое настроение, безразличие.

Беседа с детьми «Как можно понять настроение человека?»

Психолог: Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

— Почему людям бывает грустно?

— Если тебе плохо, грустно, как ты себя ведешь?

— А если у твоей мамы, плохое настроение, как ты это узнаешь?

— Каким бывает лицо печального человека?

— Как поднять настроение?

— Как можно спросить о причине плохого настроения?

Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? От чего это бывает?

— Как погода влияет на настроение человека?

— Если дома гости, веселая атмосфера, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать другим? Как думаешь, их это смутит?

Психолог: Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем в глаза, скажем слова: «Пусть у всех будет хорошее настроение!»

Сказка «Полезный страх»

Цель: тренировать психомоторные функции, корректировать страхи.

В одном доме жил маленький серенький мышонок с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и вкусно его кормили. Все, но не все. Была у мышонка одна большая беда по имени Страх. Больше всех котов мышонок боялся темноты.

Как только приходила ночь, он начинал бегать по дому и искать, где светлее. Но жители дома свет ночью выключали. Вот и бегал мышонок до самого утра.

Проходили недели и месяцы, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды сел у дверей и заплакал. Мимо проходил пес и спросил:

— Ты почему плачешь?

— Спать хочу, — отвечает мышонок.

— Так почему же не спишь? — Удивился пес.

— Не могу, у меня Страх.

Какой такой Страх? — Не понял пес.

— СТРАХ, — еще сильнее заплакал мышонок.

— А что он делает?

— Спать всю ночь не дает, глаза держит открытыми.

— Вот повезло, — позавидовал пес, — мне бы твой Страх.

— Тебе? — Перестал плакать мышонок. — Зачем он тебе?

— Старый я стал. Как ночь приходит, глаза сами закрываются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне Страх.

Мышонок задумался: может, такой Страх нужен ему самому? Но решил, что собаке он пригодится больше, и подарил.

С тех пор ночью мышонок спит спокойно, а пес продолжает оберегать сельский дом.

Игра «Подари свой Страх»

Психолог — большой сторожевой пес, а дети — маленькие мышата. Каждый мышонок дарит свой Страх (рассказывает о том, чего боится), а «пес» вместо Страха дает «мышатам» что-то вкусненькое.

Беседа «Возьмем себя в руки»

Психолог: Мы все нередко волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся. Поэтому нужно научиться помогать себе самому.

Как только вы почувствуете, что злитесь, возникнет желание кого-то ударить, что-то бросить, можно использовать очень простой способ доказать свою силу: обнимите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди — это поза сдержанного человека.

Техника «Черепашка»

Цель: учить методам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, обучать преодолевать двигательную скованность.

Психолог: Ребята, сядьте и представьте, что вычерепашка. Нужно сильно-сильно напрячь все мышцы – они должны стать твердыми, как панцирь.

Психолог п роверяет, дотрагивается до ручки, ножки, спинки, животика, пальчиков и т.д. ребят. «Ух, ты! Какие они твердые! А можешь сделать еще тверже?! Вот-вот, они еще тверже становятся! Ты - настоящая черепашка с твердым панцирем!» Следует подержать ребенка в напряжении секунд 10… постоянно проверяя напряжение разных частей тела и подбадривать, побуждая его.

А теперь - солнышко вышло и черепашки согрелись под его лучами. Сейчас им жарко, поэтому они сбросили панцирь и стали мягкими-мягкими, как масло.

И тут проверяем, чтобы все части тела стали мягкими. Пускай малыш «стекает» со стула или дивана. Восхититесь, какой он мягкий, и побудите его расслабиться еще больше.

Обратите внимание на мышцы шеи и лица!!! Обычно про них забывают, а их особенно важно напрячь и расслабить.

Поэтому во время проверки обязательно часто касайтесь щек, лба и побуждайте их напрячь и расслабить.

«А как же личико у нас? Тоже с панцирем? Ой, нужно еще потверже!»

Игра «Движение запрещено»

Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Я перенесу вас туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.

Становитесь в круг, поиграем в игру на внимание «Движение запрещено». Вы повторяете за мной все движения, а запрещенное движение — руки на поясе — повторять не будете (2-3 раза).

Игра «Летает — не летает»

Цель: научить различать и выражать эмоции (страх, обиду), развивать навыки эмпатии, поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого обидели, защищать их, способствовать самовыражению через изобразительную деятельность.

Психолог: Еще одна задача. Теперь мы проверим, кто из вас самый внимательный. Когда я буду называть предметы и животных, которые могут летать, — вы будете махать руками, как будто крыльями. А когда буду называть то, что не летает, будете прятать руки за спину. (Бабочка, пчела, гриб, оса, соловей, дерево, лодка, самолет, вертолет, белка, зонтик, воробей, божья коровка, муравей.)

Вы, дети, были очень внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой волшебный зонтик, и мы попадем на птичий двор. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)

Вот мы и на месте.

Психогимнастика «Птичий двор»

Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть, потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели назад и шипели — ш-ш-ш … Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены, отводят их назад. Как шипят! Какие злые!

(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.

Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал: «Бал-баллы».

(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!». Испугался утенок и убежал.

Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!». Чуть не заклевал утенка!

Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился, как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки, выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.

(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку, мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор вскарабкалась.

Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за другом, в полуприсяде).

(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на нас не похожий! ».

Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и стало жить один. А в конце сказки он превратился в прекрасного лебедя.

Станьте вокруг озера. Опустите сначала свою длинную шею, затем одно крыло, потом второе. Давайте похлопаем крыльями по воде. Вот какие мы красивые лебеди! Покажите, что вы рады видеть утенка.

Упражнение «Передаем эмоции страха, обиды»

Психолог: Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, от которого все в восторге.

Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый, белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные крылья!».

А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под музыку)

А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли его гадким? Как это оскорбляло его!

Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного утенка, а другие — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с тобой дружить!».

Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями закрыл. Что же теперь с ним будет?

Беседа о правилах поведения

Психолог: Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если он не похож на других?

— Можно судить о человеке по его внешности?

— А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?

— А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?

— Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как птицы напали на утенка, он очень расстроился.

Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и обиды (тренинг со сменой ролей).

Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.

Техника «Зеркало»

Цель: формирование отношения к себе, уверенности в себе

Психолог: Давайте, прекрасные гордые птицы, посмотрим на себя в воду озера (психолог раздает детям маленькие зеркальца). Посмотрите, какие замечательные глаза у лебедей, они сияют добротой, как звезды. Какие стройные у них шеи, какие сильные и мягкие крылья! Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)

А теперь становитесь под зонтик, я перенесу вас в детский сад (дети «возвращаются»).

Ритуал окончания занятия

Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной»

Список используемой литературы:

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – М., 2000.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» — Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М.: «Генезис», 1999 г.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. –М., Изд-во: Независимая фирма «Класс» 2005.

5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.