Конспект открытого занятия по фэмп в средней группе «путешествие в страну цифр. Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе тема: «путешествие в город удивительной математики Открытый урок по фэмп в старшей группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по математическому развитию в подготовительной группе

«На помощь к Буратино»

(обучение составлению и решению задач на сложение в пределах 10)

Подготовила: Бережная Н.В.

Воспитатель

Излучинск 2016 г.

Тема: «Обучение составлению и решению задач на сложение в пределах 10»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи в образовательной области «Познавательное развитие»:

  • Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
  • Закрепить представление о структуре задачи.
  • Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
  • Закрепить знание детей о последовательности дней недели;
  • продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • продолжать учить воссоздавать по образцу, на котором выделены все их элементы;
  • продолжать учить решать задачи на смекалку.

Задачи в образовательной области «Речевое развитие»:

  • Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.

Словарь: условие, вопрос.

Задачи в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»:

  • Продолжать формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, желание прийти на помощь;
  • продолжать формировать интерес к учебной деятельности;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Задачи в образовательной области «Физическое развитие»

  • Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; проявляет любознательность, задает вопросы; обладает элементарными знаниями в области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Средства реализации: магнитная доска, карточки с цифрами и математическими знаками, конверт с письмом, конверты с заданиями, 10 желтых кругов – монет, математический веер, схема изображения кота и лисы, конверты с фигурами для игры «Танграм» на каждого ребенка, листы бумаги в крупную клетку, карандаш, математические раскраски, кукла Буратино.

Организационная часть

Ребята, к нам с вами сегодня в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Сюрпризный момент (воспитатель показывает детям большой конверт)

Этот конверт нам принес почтальон, только почему то не написано от кого он?

А вы хотели бы узнать от кого письмо?

Здесь загадка, давайте отгадаем её, может тогда и узнаем кто нам пишет?

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений,

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И сеньора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он,

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с…

Правильно, ребята, это Буратино.

Давайте прочтем, что он нам написал.

«Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь! Лиса Алиса и Кот Базилио закрыли меня в чулан и не выпустят пока я не отдам им 10 золотых монет. Но собрать столько монет можно, только если выполнить математические задания, а я не умею считать. Спасите меня!»

Ну что, ребята, поможем?

(Высыпает из большого конверта пять маленьких пронумерованных конвертов)

Основная часть

А вот и задания. Как вы думаете, с какого конверта надо начать?

Давайте разложим конверты по порядку (дети выполняют).

За каждое правильно выполненное задание, мы получим по одной золотой монете.

Прежде чем мы с вами начнем выполнять задания, давайте потренируемся:

Игровое упражнение

«Цифры встаньте в ряд»

(раздать карточки с цифрами)

Задание (возьмите по одной цифре. Пока играет музыка, цифры гуляют, а по команде: «По порядку становись!» вы должны построиться).

Игровое упражнение

«Прямой и обратный счет»

Задание: я буду называть числа, а тот кого я назову, будет считать от этого числа дальше или обратно, как я скажу. Число которой я назову, повторять нельзя!

5, считай обратно

9, считай обратно

Игровое упражнение

«Найди соседей числа»

Назовите «соседей» числа 5 (отвечает тот ребенок, у которого цифра 5).

Назовите «соседей» числа 8.

Я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу. Какое это число?

Я задумала число, оно больше 8 на единицу. Какое это число?

Я задумала число, оно больше 7 на единицу. Какое это число?

Молодцы! Вот мы немного потренировались. Приступим к выполнению заданий.

1 конверт

Задание (ответьте на вопросы и решите задачу)

- Ребята, скажите пожалуйста, сколько частей в задаче? (В задаче две части)

Как называется каждая часть? (условие и вопрос)

«Буратино дал коту Базилио 3 монеты,

А лисе Алисе - 2 монеты. Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?»

Ребята, давайте с вами повторим условие задачи.

+ Буратино дал коту Базилио 3 монеты, а лисе Алисе - 2 монеты.

А теперь повторим вопрос.

+ Сколько всего монет дал Буратино коту и лисе?

- А теперь повторим всю задачу.

Кто даст ответ на вопрос задачи?

(Воспитатель рисует модель решения задачи: круг с 3 точками обозначает количество монет, которые Буратино отдал коту; круг с 2 точками – количество монет отданных лисе; общий круг – сколько всего монет)

Молодцы, решили задачу.

Вот мы и заработали первую золотую монету.

Сколько монет отдал Буратино коту и лисе? (воспитатель выкладывает монеты на доске)

Сколько монет мы уже заработали? (добавляет, в стороне)

Сколько всего монет получилось?

А давайте мы с вами попробуем составить свою задачу, про то что мы с вами сейчас сделали.

Буратино отдал Коту и Лисе 5 монет, мы заработали еще одну. Сколько всего монет стало?

О чем говорится в нашей задаче? (о монетах)

Что нам известно? (сколько монет было у Буратино и сколько мы заработали)

Что нужно узнать? (сколько монет всего стало)

Монет стало больше или меньше? Какое действие выполним?

Как с помощью цифр и знаков можно записать решение?

5+1=6

(выставляют на доске)

Молодцы.

Ну что приступаем к следующему заданию?

2 конверт

(Веселые задачки - ответ дают при помощи числового веера)

На заборе рыжий кот Греет лапки и живот. Он позвал ещё кота И теперь их стало (два)

Пять ребят в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает, Сколько их в футбол играет

Мы надули три шара Улетело в небо два. А теперь сидим, грустим:

Ведь остался шар (один)

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

Хитрые задачи

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей (5 птиц)

Если съесть одну сливу, что останется? (Косточка)

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, вот еще одна монета (воспитатель добавляет на доску)

Сколько стало монет? (7)

Вы наверное устали, давайте отдохнем (дети подходят к воспитателю).

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать
И руками помахать.

(Выполняют действия в соответствии с текстом)

Отдохнули, присаживаемся на свои места.

3 конверт

Задание

Хитрые Кот и Лиса придумали вам еще одно задание. Они хотят, чтобы вы выложили из геометрических фигур их изображения, используя схему.

Задание очень сложное, но я дам вам подсказку: для того чтобы правильно выполнить задание вы должны внимательно рассмотреть схему и определить из каких геометрических фигур она составлена.

(Из геометрических фигур игры «Танграм» собрать изображение кота и лисы)

Молодцы, вот еще одна монета (добавляю)

Сколько стало монет? (8)

4 конверт

Открываем следующий конверт, каждый из вас должен ответить на вопрос, если возникнут затруднения вы можете друг другу помогать.

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой день недели был вчера?
  3. Какой день недели будет завтра?
  4. Сколько всего дней в неделе?
  5. Какой день идёт после четверга?
  6. Назовите «соседей» субботы.
  7. Как называется пятый день недели?
  8. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
  9. Как называются «выходные» дни недели?

Молодцы! Вот еще монета.

Сколько стало монет? (9)

5 конверт

До финиша осталось совсем немного.

Открываем следующий конверт (графический диктант - по клеточкам рисуют ключик)

Задание

4 клеточки вправо, 2 клеточки вниз, 6 - вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 клеточка вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 10 - влево, 2 – вниз, 4 – влево, 6 – вверх.

Какое изображение получилось?

Молодцы, вот и последняя монета заработана.

И ключ от чулана есть, Буратино свободен (воспитатель достает Буратино)

Заключительная часть

Итог непосредственно – образовательной деятельности

Ребята, что мы с вами сегодня делали на занятии?

Какие задания были вам более интересны?

Какие показались сложными?

Буратино благодарен вам за помощь и приготовил для вас подарки – это математическая раскраска. А Буратино останется на несколько дней в нашей группе, и вы поможете ему подготовиться к школе.

Литература

  1. Помараева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 176 с.

    Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математической галактике»

    Цель : Развитие интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности.

    Задачи:

    Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Закрепить умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.

    Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес, развивать внимание, восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы по своим свойствам, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы.

    Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Образовательные области :

    Познание (ФЭМП)

    Коммуникация (речевая деятельность)

    Социализация (игровая деятельность)

    Методические приемы :

    Вопросы;

    Упражнения;

    Игры;

    Задания.

    Материал и оборудование :

      Мультимедийная установка, карандаши, фломастеры, листы бумаги, голосовое сообщение от жителей Математической галактики, числовой ряд, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, сюрприз (звездочки), магнитная доска, слайды с заданиями от жителей математических планет, геометрические фигуры для составления роботов.

      Место проведения: кабинет с интерактивной доской.

    Планируемые результаты:

    Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задачах, повысить интерес к математике, закрепить знания, умения и навыки по ФЭМП.

    Ход занятия:

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг, и ты мой друг

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Поздороваемся с гостями, и сядем все на свои места.

    1 часть Введение в игровую ситуацию:

    Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, Мы здесь собрались не случайно, а знаете для чего? Сегодня утром я получила голосовое сообщение от жителей далекой математической галактики. Они очень хотят с нами подружиться и приглашают к себе в гости. Хотите прослушать это сообщение?

    (сообщение)

    Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители далекой математической звездной галактики! Мы хотим с вами подружиться! Мы приглашаем Вас к нам в гости в путешествие по нашим планетам. Мы, так же как и Вы любим науку математику! Прилетайте к нам и поделитесь с нами своими знаниями и умениями! А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ вы получите в подарок звездочку, и посмотрите что получится, если все звездочки собрать вместе.

    Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие по планетам математической галактики?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Тогда посмотрите - вот карта –траектория нашего полета по космическому пространству.Вот на каких планетах нам предстоит побывать: Цифровая, Геометрических фигур, Веселой физминутки, Планета задач и Планета числовых знаков. Во время нашего путешествия нас будут ожидать трудности, которые потребуют от нас смекалки, гибкости ума, внимательности. Поэтому давайте подготовимся к путешествию и проведем мозговой штурм.

    Постараемся быстро и правильно, ответить на все вопросы:

    - Сколько дней в неделе?

    Какой сегодня день недели?

    Какой день недели находится между средой и пятницей?

    Сколько месяцев в году?

    Закончится январь, наступит?

    Может ли после зимы наступить лето?

    Сколько в сутках частей? Назовите их

    Завтракаем мы утром, а ужинаем?

    Найдите лишнее слово: утро, день, вторник, вечер, ночь?

    Береза, тополь, роза, дуб?


    -Сколько концов у одной палки?

    У стула 4 ножки, а сколько ножек у двух стульев?

    Посчитаем от 1 до 10 (на русском и на казахском языках)

    Назови число, которое больше 4, но меньше 6;(5)

    Назови число, которое больше 5, но меньше 7;(6)

    Назови числа, стоящие в ряду справа от 5;(0,1,2,3,4)

    Назови соседей числа 4, числа 8;

    Назови число, которое стоит перед числом 7;

    Назови число, которое следует за числом 8;

    Какое число становится больше, если его перевернуть вверх ногами? (6)

    Назовите наибольшее однозначное число (9)

    Назовите наименьшее двузначное число (10)

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию и получаете в награду первую звездочку « Д»

    На чём же мы отправимся в наше путешествие?

    Транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки? Их нужно соединить прямой линией по порядку, начиная от 1 до 9 .

    Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием! Что у нас получилось? Получилась ракета! Мы начитаем свое путешествие! Внимание! Приготовились к запуску ракеты. Начинаем обратный отсчет 10-1. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Мы ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор ( музыка)

    И вот перед нами первая планета

    - Числовая.

    Посмотрите, а кто живет на этой планете? (Цифры.) А как вы думаете, что этот значок означает? (Круговые примеры.) А как мы решаем круговые примеры?

    Жители этой планеты очень любят заниматься математическими вычислениями. И они приготовили для нас вот такие числовые равенства. И мы попробуем их с вами решить с помощью числового луча (на магнитной доске)

    6+2=8

    8-3=5

    5+2=7

    7-1=6

    (После решения на доске) А удобно ли решать примеры всегда с помощью числового луча? Нет? А что Нужно знать? Правильно! Нужно знать состав числа. Жители этой планеты приготовили для вас вот такие числовые домики, заселите в пустые окошки недостающие числа. (раздать домики) Возьмите фломастеры и впишите нужные числа.

    Молодцы! А теперь проверьте друг у друга. Мы вновь заработали звездочку «р»

    Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Перед нами следующая планета – называется она Планета Геометрическая .

    А скажите, по каким трем признакам мы всегда сравниваем геометрические фигуры?(Цвет, размер, форма.)

    Вместе с жителями планеты давайте вспомним, какие геометрические фигуры бывают.

    Как называется фигура, которую образует прямая замкнутая линия?

    Как назвать одним словом геометрические фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла (4х угольники)

    Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?

    Что мы знаем о прямоугольнике?

    Посмотрите вокруг-на планете прошел метеоритный дождь. А в форме чего осколки метеоритов, упавших на планету? (Слайд с фигурами разных цветов)

    Жители далекой планеты хотят поиграть с вами в игру которая называется «Правда или нет» , Отвечайте только «да» или«нет»

    Будьте внимательны, вопросы очень хитрые.

    Правда или нет что все квадраты зеленые? (нет, ЕСТЬ синий)

    Правда или нет что все фигуры зеленые красные и желтые?(нет, есть синие)

    Правда или нет что некоторые треугольники красные? (да)

    Правда или нет что некоторые зеленые фигуры квадраты? (да)

    Правда или нет что в правом верхнем и левом верхнем углах расположены круги? (да)

    Правда или нет что все синие фигуры квадраты? (нет, один синий - треугольник)

    Правда или нет что все треугольники красные? (нет, один синий)

    Правда или нет что у всех желтых фигур нет углов? (да)

    Молодцы ребята! справились и за это нам в подарок очередная звездочка« у »

    Продолжаем наше путешествие дальше.

    Мы на следующей планете “ Веселой Физминутки ”, жители этой планеты хотят, чтобы вы немного отдохнули и повеселились вместе с ними.

    Мы решали, мы считали

    И немножечко устали.

    А теперь все дружно встанем и немножко отдохнем.

    Выполняем под музыку любые произвольные движения (выключить на 0,48 сек)

    Вы веселые ребята и очень понравились жителям планеты «веселой физминутки» и за то, что вы подняли им настроение, они дарят вам в подарок еще одну звездочку «ж»

    Воспитатель. Продолжаем наш полет! Ребята, вот перед нами следующая планета- планета «задач».

    Но попасть на нее сможем, только если вспомним из каких частей состоит задача.

    1. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается? – условие.

    2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то спрашивается, есть неизвестное? – вопрос.

    3. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное с помощью цифр и знаков? – решение

    4. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? – ответ.

    Значит задача состоит из: условия, вопроса, решения и ответа.

    Жители Планеты Задач любят придумывать и решать задачи. Они предлагают нам вот по этим схемам составить условия и решить задачи.

    Задача №1

    Попробуйте придумать к такой схеме условие задачи. Итак, повторим условие задачи.( С ночного неба упали две звезды. Потом еще три звезды.)

    Повторите вопрос. (Сколько всего звезд упало с неба?)

    Каким математическим действием будем решать задачу? Какой знак будем применять?Когда в вопросе звучит слово «сколько всего стало», то мы будем находить целое или часть? Выложите на местах самостоятельно решение задачи.

    Назовите ответ задачи. Проведите взаимопроверку.

    Задача №2

    Давайте попробуем составить условие задачи к следующей схеме.

    (дети составляют, я подытоживаю)

    Повторим условие задачи. (В космическом корабле летело 4 космонавта. Один из них вышел на задание в открытый космос.)

    Повторите вопрос.(Сколько космонавтов осталось на корабле?)

    Если в вопросе слово «осталось», то значит с помощью какого действия решается задача? (действие вычитание) какой знак будем применять?

    А когда в вопросе сказано «сколько осталось», то что мы находим? Целое или часть? (часть от целого) Решим устно эту задачу. 4-1=3(устно или на доске)

    Молодцы, ребята, вы вновь справились с заданиями и получаете в подарок следующую звездочку-Буква «б»

    А теперь проведем физминутку для наших глаз, чтобы они отдохнули. Смотрим на доску, следим за предметами и повторяем движения глазками. Слайд «космос»

    Воспитатель: Продолжаем наше путешествие! И вот перед нами последняя планета на нашем пути планета числовых знаков . Жители этой планеты приготовили для нас свои задания. Вам нужно составить числовые неравенства с помощью знаков «больше» и «меньше»

    Неравенства карточки

    Буква а

    3 часть. Итог. Итак ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, вы понравились жителям всех планет, на которых мы побывали и они увидели какие вы внимательные, старательные и активные! А теперь нам пора возвращаться домой! Начинаем обратный отсчет!10-1! (ракета)

    И вот мы дома! (слайд садик)

    Воспитатель: А вот теперь давайте посмотри, что же получится, если мы поставим все звездочки рядом! Прочитайте слово!

    Дружба !

    Жители математической галактики желают нам, чтобы мы всегда дружили с наукой математикой! Я думаю, что благодаря нашему путешествию мы еще больше узнали о науке Математике, повторили и закрепили свои знания!

    РЕФЛЕКСИЯ

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам было интересно и все понравилось, то оцените себя золотой звездочкой, а если вы где-то затруднялись и вы с чем-то не справились, то оцените себя серебряной звездочкой.

    Тюрина Анастасия Геннадьевна
    Конспект открытого занятия в старшей группе по ФЭМП «Путешествие по математике »

    Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему :

    « Путешествие по математике » .

    Провел и подготовил : воспитатель Тюрина Анастасия Геннадьевна

    Цель : Развитие памяти, мышления, умения ориентироваться в пространстве и времени , вести счет до десяти.

    Задачи :

    Образовательные :

    Закрепить счёт в пределах 10, называть смежные числа заданного числа, сравнивать их. Закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление. Закреплять знания о временных отношениях :днях недели.

    Развивающие :

    Развивать пространственное воображение , умение ориентироваться во времени, познавательный интерес;

    развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать; формировать навыки самостоятельной работы;

    Воспитательные :

    Воспитывать интерес к математическим занятиям ;

    развивать самостоятельность;

    воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации;

    воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща, парами.

    Образовательные области :

    Познавательное развитие (ФЭМП )

    Социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность)

    Речевое развитие (речевая деятельность)

    Методические приемы : вопросы, упражнения, игры, задания.

    Структура занятия:

    1. Вводная часть (1 минута).

    2. Основная часть (23 минут). Цель: реализация поставленных задач. 3.Анализ занятия (1 минута).

    Ход занятия:

    В группу заходят дети и педагог.

    Я сейчас скажу Вам « волшебное » слово – «Здравствуйте!» .\

    Ты скажешь человеку, «Здравствуйте!»

    Когда люди говорят здравствуйте, они не только приветствуют друг друга, но и желают друг другу здоровья. Вот и я сейчас говорю «Здравствуйте» , приветствую и желаю здоровья и вам и нашим гостям. Поздоровайтесь и вы, с нашими гостями.

    Дети говорят «Здравствуйте!»

    Педагог : Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по математике » . Но чтобы отправится нужно получить пригласительный билет. А для этого надо правильно ответит на мои вопросы.

    «Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему».

    Ребята составляют числовой ряд от 1 до 10.

    - Артем, посчитай числа по порядку, как ты их расставил;

    Дима, какое число ты поставил после числа 4?

    Ралина, какое число у тебя число стоит перед числом 10?

    Амира, назови число, которое больше 5 на 1.

    Лина, назови соседей числа 8.

    Кирилл цифра 3 между какими цифрами стоит?

    Педагог : Молодцы! Все справились с заданием и мы с вами получили пригласительный билет в сказочную страну . И можем отправляемся в путь.

    Организационный момент :

    А теперь всем детям встать,

    Руки высоко поднять.

    Пальцы сжать, потом разжать,

    Руки вниз и так стоять.

    Отдохнули мы немножко

    И отправились в дорожку.

    Педагог : Вставайте друг за другом и мы отправимся по этой тропинки в путешествие. Дети а тропинка у нас какая?

    Дети: узкая

    (Дети идут по тропинке)

    Задание 1: На столе лежит оранжевый конверт. Задание : Это волшебные часы : по ним определяем не время, а день недели. Давайте ответим на вопросы:

    Первый день недели называется? –понедельник….

    Сколько всего дней недели?

    Сколько рабочих?

    Сколько выходных?

    Какой сегодня день недели?

    Молодцы?

    И с этим заданием вы справились!

    Воспитатель: Перед нами дорога. Дорога какая у нас?

    Дети: широкая

    Дети идут на дороге.

    Задание 2. На столе лежит фиолетовый конверт. В нем лежит квадрат в грустным лицом. Что случилось? Почему такой грустный? « Злой волшебник заколдовал дом в моем городе, он распался на 4 части. А какие были дома, какой формы? Ребята, а вы догадались Дети: Квадратной. Помогите мне, пожалуйста!»

    Ребята, на каждом столе лежат известные вам нетающие льдинки, давайте поможем Квадрату и соберем дом? Какой геометрической формы он будет?

    Дети отвечают, что квадратной формы.

    Работа в группах: 1 группа собирает квадрат из 4 квадратов, 2 группа – из четырех треугольников.

    Молодцы!

    Дети идут по веревке.

    Задание 3. Незнайка все-все перепутал. Это игра-испытание «Верно- неверно» поможет исправить ошибки.

    Если вы услышите то, что считаете верным, хлопайте, а неправильно – качайте головой.

    - утром солнышко встает;

    Вечером люди завтракают;

    Днем ярко светит луна;

    Утром дети идут в детский сад;

    В неделе семь дней;

    После понедельника идет среда;

    Всего 6 времен года;

    Зима наступает после осент.

    Молодцы! А теперь перед нами болото и только виднеются маленькие остравки. Нужно по ним пройти не упасть в болото, а то утонете.

    Задание 4: А теперь давайте немного разомнемся и поиграем в мяч. Бросаю мяч ребенку и задаю вопросы. Сколько «глаз» у светофора? Сколько хвостов у четырех котов? Сколько ног у воробья? Сколько лап у двух медвежат? Сколько в комнате углов? Сколько ушей у двух мышей? Сколько хвостов у двух коров? Сколько рук у двух ребят?

    Молодцы, ребята.

    «Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математике.

    Что же, настало время возвращаться. Садимся на стульчики. Мне очень понравилось наше путешествие , а вам? А что вам понравилось больше всего? А сколько всего было заданий? Замечательно

    До новых встреч!

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад обшеразвивающего вида №53» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

    Конспект открытого занятия в старшей группе по ФЭМП «Путешествие по математике»

    Составили воспитатели: Тюрина А.Г.

    Нижнекамск 2016


    Организация: ГБОУ Школа № 1501 Дошкольная группа

    Населенный пункт: г. Москва

    Задачи :

    Учебные:

    • учить детей считать в пределах трёх и правильно найти место числа в порядке возрастания.
    • повторять стихи про цифры в пределах трёх.
    • учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать их по цвету.
    • совершенствовать умение определять положение геометрических фигур по отношению друг к другу.
    • расширять запас слов с противоположным значением (антонимы) через игру «Наоборот».
    • формировать умение находить домик согласно данному числу. (П.И. «Найди свой домик»)

    Развивающие: развивать умение считать и отвечать на вопросы воспитателя, развивать внимание и память, активизировать речь.

    Воспитательные: побуждать к доброжелательному отношению к животным, воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к математике.

    Методические приёмы:

    • Игровой (использование математических игр, сюрпризный момент).
    • Наглядный (использование иллюстраций, картинок).
    • Словесный (напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

    Материалы: 3 обруча с цифрами 1, 2, 3; карточки на каждого ребенка с цифрами, игрушка «собачка», расписной коврик, картинки 3 медведя.

    Раздаточный материал: карточки с цифрами в пределах трёх.

    Предварительная работа : повторение названий геометрических фигур, составление их из счётных палочек, обучение умению соотносить количество предметов с цифрами.

    1. Игра «Геометрическое лото».
    2. Игра «Чудесный мешочек».
    3. Игра «Найди свой домик».
    4. Игра «Наоборот».
    5. Игра «Живые цифры».
    6. Игра «Цвет и форма»

    Ход занятия

    Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие «в страну цифр», там вас ждут много интересных игр. Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на самолете, на поезде, на машине и т.д.)

    – Правильно.

    (Раздаётся стук в дверь).

    – Пока мы тут с вами разговаривали о путешествии, кажется, кто-то пришел к нам в гости. (Подхожу к двери)

    – Действительно, собачка пришла. (вношу игрушку )

    Собачка услышала, что вы будете сегодня играть, ей тоже захотелось. Поиграем с ней? (да ). А зовут собаку – «Дружок».

    – «Дружок», что это ты принес? О, оказывается ребята, это коврик, на котором он спит. А какой интересный, необычный. « Дружок», присаживайся, а мы с ребятами твой коврик посмотрим.

    – Ребята, на какую геометрическую фигуру похож коврик? (на прямоугольник )

    – А чем украшен коврик? (геометрическими фигурами )

    – Какие геометрические фигуры вы видите? (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник)

    – Какого они цвета? (синего, красного )

    – С какой стороны ковра расположены синие геометрические фигуры? (с левой )

    – А красные? (с правой )

    – А какая фигура находиться сверху кружочка? (треугольник )

    – Снизу кружочка? (овал )

    – А прямоугольник между какими фигурами расположен? (между квадратом и треугольником )

    – Молодцы ребята, понравился коврик? (да )

    – Ребята, «Дружок» спрашивает, знаем ли мы с вами цифры. «Дружок», ребята цифры знают. В этом ты сам убедишься. Сейчас мы поиграем в игру «Живые цифры».

    Игра «Живые цифры»

    Правила: 4 ребенка получают цифры от 1 до 3, выбирается ведущий и расставляет цифры правильно по порядку. Игра повторяется 2 раза.

    – Саша, кого ты поставишь сначала?

    – Катю. А кого после неё?

    – А вы ребята как думаете, правильно ли Саша расставила детей? (ответы детей )

    –Молодцы! А теперь мы отдохнем и опять играть пойдём, сделаем физкультминутку.

    (провожу с детьми физкультминутку)

    Физкультминутка «Наши ручки»
    Руки кверху поднимаем,
    А потом их отпускаем.
    А потом их развернем,
    И к себе скорей прижмем.
    А потом быстрей, быстрей,
    Хлопай, хлопай веселей.

    «Дружок», мы еще одну игру знаем, она называется «Найди цифру».

    Игра «Найди цифру»

    – Ребята, у вас на столах стоят тарелочки, а в них цифры. Давайте Дружку покажем цифру, которая указывает, сколько у него носиков? (дети показывают )

    – Какая это цифра Даша? Лёва? (один )

    – «Дружок», дети правильно показали, у тебя один нос. А давайте нашему гостю стихотворение расскажем про цифру один.

    Вот один, иль единица –
    Очень тонкая, как спица.

    А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько у нашей собачки глаз?

    – Какую ты цифру показываешь Юля? (два )

    – Юра, посмотри на «Дружка», сколько у него глаз? (два )

    – А какое стихотворение мы знаем про цифру два?

    А вот это – цифра два.
    Полюбуйся какова:
    Выгибает двойка шею,
    Волочиться хвост за нею.

    – Молодцы, ребята. Ребята, мы с вами читали сказку про медведей, которые живут в лесу. Давайте их посчитаем, сколько их было.

    Там жили… папа, мама и маленький медведь (показываю картинки )

    А теперь покажите цифру, которая указывает, сколько их?

    Какую цифру показываешь Алиса? (три )

    – Матвей, сколько медведей было? (три )

    Ребята, какое стихотворение мы знаем про трёх медведей?

    (Дети выполняют движения по тексту стихотворения.)

    Медвежата в чаще жили,

    Головой своей крутили

    Медвежата мед искали,

    Дружно дерево качали

    Вот так, вот так, вот так, вот так.

    А потом они плясали,

    Выше лапы поднимали

    Вот так, вот так, вот так, вот так.

    – Какие вы молодцы! А тебе «Дружок», ответы наших детей понравились? Раз понравились, мы хотим еще в одну игру поиграть. Ребята, покажем игру «Наоборот»? (да )

    – Ну, тогда приглашаю вас на коврик.

    Игра «Наоборот»

    Правила: дети стоят в кругу, бросаю ребенку мяч, говоря «широкий». Ребенок ловит мяч и возвращает его со словами «узкий» . Использую параметры величины, веса, временные понятия и др.

    Длинный – короткий,
    Большой – маленький,
    Низкий – высокий и т.д.

    – Правильно все назвали. Молодцы! «Дружок», пойдём с нами играть.

    Подвижная игра «Найди свой домик»

    Правила: На полу лежат 3 обруча внутри каждого обруча цифры, от 1 до 3. По номеру карточки дети ищут свои домики.

    Вместе с собачкой проверяем правильность выполнения задания, задаю детям вопросы.

    – Молодцы, ребята. Нашему гостю очень понравилось с нами играть. Он очень подружился с вами и хочет остаться в группе. А вы хотите, чтобы он остался? (Да ). «Дружок» остается.(ложится на свой коврик отдыхать)

    Итог занятия.

    Скажите, чем мы с вами сегодня занимались? В какие игры мы с вами играли? Кто приходил к нам гости? Что вам понравилось на занятии?

    Спасибо, молодцы! Мне тоже очень понравилось с вами играть. А теперь давайте убирать свои рабочие места.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Цель: Познакомить с понятием четырехугольники, как обобщение таких понятий “квадрат”, “ромб”, “прямоугольник”, “трапеция”, “параллелограмм”.

    Задачи:

    1. Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
    2. Развивать познавательную деятельность, внимание, память, мелкую моторику.
    3. Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.

    Игровой материал: 4 “планеты” разных размеров, план построения ракеты, мягкие модули (кубы, призмы), “портреты” четырехугольников, плоскостные фигуры, “метеорит” с сюрпризом, игрушки, микрофон, магнитофон.

    Ход занятия

    Воспитатель надевает наушники.

    Да…да…прием… Югорка…. В гости…четырехугольники….? Хорошо…! Спасибо….! (Снимает наушники и обращается к детям)

    Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Особенно нас хотят видеть четырехугольники. Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).

    Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (ответы детей).

    Да, мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы полетим?

    Ответы детей (ракета, космический корабль… и т.д.).

    Да, нам надо построить космический корабль. У меня есть план построения космического корабля. (Показывает план).

    Дети “строят” ракету их мягких модулей по образцу.

    Воспитатель: Космический корабль готов?

    Дети: Готов!

    Воспитатель: К старту космического корабля приготовиться!

    Дети: Есть приготовиться…

    Воспитатель: Включить приборы!

    Дети: Есть включить приборы.

    Воспитатель: Завести моторы!

    Дети: Есть завести моторы.

    Воспитатель: Начинаем счет до 20!

    Дети считают до 20. Космический корабль стоит на месте.

    Воспитатель: Может, мы неправильно считали? Как же нам считать?

    Воспитатель: Начинаем обратный отсчет от 10.

    Дети и воспитатель: 10, 9……..1, 0 Пуск.

    (Звучит космическая музыка)

    Воспитатель с детьми “выходят” из ракеты и рассматривают планеты.

    Космический голос (аудиозапись или за ширмой озвучивает помощник по микрофону): “Добро пожаловать в математическую галактику. Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы откликнулись на мое приглашение. Мы очень любим таких умных и сообразительных ребят”.

    Дети подходят к планете №1.

    (На планете №1 закреплены звездочки с загадками).

    Воспитатель: Ребята, какие интересные планеты в этой галактике. Не успели подойти – уже задания задают. Отгадаем загадки?

    (Ответы детей).

    Воспитатель загадывает загадки о геометрических фигурах, дети отгадывают.

    Три вершины, три угла, три стороны – вот и я. (Треугольник)

    Нет углов у меня, а
    Похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо и колесо.
    Кто же я такой, друзья
    Назовите вы меня. (Круг)

    Он давно знакомый мой
    Каждый угол в нем прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    Вам его представить рад
    Как зовут его? (Квадрат)

    Воспитатель: Ребята, давайте построим живой квадрат. Пусть увидят, какие мы с вами изобретали. Кто хочет построить “живой” квадрат?

    Ребенок: Чтоб, построить квадрат, мне нужно выбрать четырех ребят одинакового роста, потому что у квадрата все стороны одинаковой длины и их 4.

    (Выбирает 4 детей и дети ложатся на ковер, изобразив квадрат).

    Воспитатель: А квадрат “живой”? Сейчас проверим. (Поглаживает, щекотит, вызывает улыбку у ребят).

    Воспитатель с детьми подходят к планете №2.

    Воспитатель: Ребята, это задание мне. Я надеюсь, что с вашей помощью, справлюсь с заданием. Садитесь пожалуйста. Я расскажу сказку.

    Жили-были квадрат и круг (показывает ). Они очень дружили. Ходили в один детский сад, в одну группу. Однажды квадрату купили компьютер. Он решил пригласить подружку в гости – показать компьютер, поиграть немножко. И вот они пришли к нему домой.

    Сначала квадрат, как воспитанный мальчик, познакомил свою подружку со своими родственниками.

    (Воспитатель выставляет “портрет” прямоугольника.)

    Это мой папа – Прямоугольник. Мы с ним очень похожи.

    (Воспитатель изменив интонацию, спрашивает у детей, чем же они похожи?) (Если дети затрудняются, объясняет сам.).

    (Предположительные ответы детей: 4 угла, 4 стороны, углы прямые).

    Это моя мама, - продолжает квадрат, - ее зовут Ромб. Мы с ней тоже очень похожи.

    Это моя сестра – Трапеция. Мы с ней тоже очень похожи.

    (Ответы детей на вопрос “Чем они похожи?”).

    Это мой брат – Параллелограмм. Мы с ним тоже похожи.

    А фамилия у нас – Четырехугольники.

    Познакомил свою подружку со всеми родственниками и пошли в комнату играть в компьютер.

    Воспитатель: Вот такая сказка. Я отвечаю на вопрос. Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны называются четырехугольниками.

    Дети с воспитателем подходят к планете №3.

    Воспитатель: Ребята, Четырехугольники хотят с вами поиграть в прятки.

    (На доске квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм).

    Посмотрите внимательно на фигуры и запоминайте их. Давайте все вместе их назовем. (Называют фигуры ).

    Когда зазвучит музыка, вы танцуете космические танцы, а когда музыка остановится, подходите к четырехугольникам и называете, кто спрятался.

    После игры воспитатель: Давайте, ребята, назовем одним словом, с какими фигурами мы играли? (ответы детей ).

    Дети с воспитателем подходят к четвертой планете.

    (Воспитатель берет листы с заданием, прикрепленного к планете №4 и зачитывает детям). Дети садятся за столы (Рисунок №1).

    Ребята, посмотрите внимательно на листочки и послушайте задание.

    Лягушка заблудилась в математической галактике. Ей надо добраться до своего болота. Она может прыгать только по кочкам четырехугольной формы. Если вы заштрихуете все четырехугольники – лягушка увидит, куда прыгать и доберется домой. Поможем лягушке? Начинаем работу.

    Дети выполняют работу самостоятельно.

    Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю.

    Воспитатель с детьми садятся на ракету, обратный счет от 10. Звучит космическая музыка.

    Воспитатель: Прилетели, ребята.

    Берет микрофон и “превращается” в корреспондента.

    Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент газеты “Детский мир”. Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста,

    1. Где вы были?
    2. Кто живет в математической галактике?
    3. Чем вы занимались?
    4. Вам понравилось?
    5. Еще хотите полететь?

    Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего.

    Звучит аудиозапись “Падение метеорита”.

    Воспитатель: Ребята, держите головы, метеориты падают.

    Подходят к “метеориту” и находят внутри сюрприз – четырехугольные печенья.

    Радиошум. Воспитатель надевает наушники: “Да… да…прием….получили…молодцы…спасибо…”

    Ребята, у меня спросили, получили ли мы угощения и сказали, что вы просто молодцы!.

    Для закрепления знаний, в совместной деятельности можно поиграть в игру “Теремок”. Цель игры продолжать развивать способность к выделению признаков четырёхугольников и умению сравнивать.

    Игровое правило: ведущий сидит в “теремке”. Дети имеют различные геометрические фигуры. В теремок может попасть только тот, чья фигура похожа на фигуру ведущего.

    Игровое действие:

    Тук, тук, кто в тереме живёт?

    Я квадрат.

    Пусти меня к себе жить. Я ромб.

    Пущу, если скажешь, чем мы похожи.

    У тебя 4 угла, и у меня 4 угла, у тебя 4 стороны, и у меня 4 стороны…..и т.д.