Как ходят балерины без пуантов. Правда о ножках балерин

В основу предлагаемых упражнений положен метод балерины Лотты Берк. Это один из наиболее эффективных способов коррекции формы ног, которые я знаю. А секрет эффективности предлагаемой программы очень прост и состоит в том, что все упражнения выполняются с помощью «зажима таза»

7 упражнений для коррекции формы ног от балерины Лотты Берк

В основу предлагаемых упражнений положен метод балерины Лотты Берк. Это один из наиболее эффективных способов коррекции формы ног, которые я знаю.

А секрет эффективности предлагаемой программы очень прост и состоит в том, что все упражнения выполняются с помощью «зажима таза».

Что означает этот термин? Встаньте и положите руки на ягодицы, а теперь попытайтесь напрячь, т. е. сжать ягодичные мышцы так, чтобы почувствовать их плотность и напряжение. После этого немного вытолкните таз вперед и еще больше напрягите мышцы.

Это и есть необходимый нам для всех упражнений зажим таза, который нужно совмещать с правильной осанкой. Чтобы выработать навык к хорошей осанке, втяните живот, а грудную клетку держите приподнятой.

Перед началом каждого упражнения, выполняющегося стоя, контролируйте осанку круговыми движениями плеч.

Вам понадобится не больше месяца, чтобы убедиться в эффективности предлагаемых упражнений.

Упражнение 1

В положении лежа на животе бейте себя по ягодицам пятками (см. рис.).

Эти ритмичные движения положительно сказываются на мышцах икр и передней поверхности бедер, в результате ощущается прилив сил к ногам.

Если пятки не достигают ягодиц, то это свидетельствует о старении, затвердении и сокращении бедренных мышц.

Делайте упражнение каждый день.

Упражнение 2

Для мышц ягодицы и передней поверхности бедра.

    Встаньте около спинки стула или другой опоры. Оптимальная высота опоры - положение между талией и грудью. Слегка придерживайтесь за опору, чтобы не потерять равновесие во время выполнения упражнения;

    поставьте ноги на ширину плеч, ступни - параллельно друг другу;

    оторвите пятки от пола примерно на 3 см (см. рис. 34). Сожмите ягодицы и втяните живот. Вытолкните таз вниз и вперед. Согните колени примерно на 5 см.

    Это ваше следующее исходное положение.

    Расслабьте, а затем снова крепко сожмите ягодичные мышцы. Повторите 4 раза;

    согните ноги в коленях еще примерно на 3 сми снова зажмите и отпустите таз 4 раза;

    опуститесь еще на 3 см и трижды зажмите и отпустите таз. На четвертый раз задержитесь в таком положении, считая медленно до 10;

    поднимитесь в исходную позицию: колени согнуты на 5 см, таз зажат и направлен вперед. Повторите все упражнения 5–6 раз. После того как мышцы окрепнут, выполняйте упражнение не менее 12 раз. Сразу после него сделайте растяжку, которая увеличит гибкость мышц и будет способствовать вашему стройному и худощавому виду.

Растяжка (см. рис.)

    Возьмитесь за опору правой рукой. Согните левое колено и возьмитесь левой рукой за ступню согнутой ноги. Правое колено опорной ноги слегка согните;

    проконтролируйте осанку;

    пятку согнутой левой ноги держите на расстоянии 6–8 см от ягодицы;

    сожмите ягодицы так, чтобы передняя мышца бедра растянулась, противодействуя сжатию ягодиц, сжимайте их как можно крепче, а таз вытолкните чуть вперед. Притянув пятку к ягодице и зажав таз так, чтобы мышца растянулась, оставайтесь в этом положении, считая до 20.

Повторите упражнение другой ногой.

Упражнение 3

Великолепно дополняет упражнение 2.

  • Примите положение широкой стойки (см. рис.). Ноги врозь, стопы развернуты;

    втяните нижнюю часть брюшного пресса и ягодицы, вытяните руки вперед, можно придерживаться за опору;

    сохраняя спину прямой, медленно сгибайте колени до такого положения, которое не потребует чрезмерного напряжения, но в то же время бедра не должны опускаться ниже уровня коленей;

    медленно выпрямите ноги до половины, а затем опять присядьте. Повторите 10 раз.

Постепенно увеличьте количество повторов до 20 раз.

Когда мышцы бедра окрепнут, усложните упражнение: в самом глубоком положении последнего повторения выполните 10 мелких пульсирующих движений коленями вверх-вниз. Затем замрите и досчитайте до 10. Медленно вернитесь в исходное положение.

Упражнение 4

Для мышц внутренней поверхности бедра.

Лягте на правый бок, согните руку в локте, положите голову на кисть руки. Согните левую ногу и поставьте стопу на пол (см. рис.). Ягодицы во время упражнения должны быть напряжены.

Держа правую ногу прямой с оттянутым носком, приподнимите ее на несколько сантиметров от пола. Подержите и медленно опустите. Не касаясь пола, поднимите ногу снова.

Повторите от 10 до 50 раз.

Когда мышцы окрепнут, добавьте 10 пульсирующих качаний в верхней точке траектории ноги, когда она приподнята от пола.

После этого удерживайте приподнятую ногу, считая до 10. Повторив упражнение от 10 до 50 раз, повернитесь на другой бок и выполните все то же самое. Помните о том, что ягодицы всегда должны быть напряжены.

Упражнение 5

Для внешней поверхности ног. Короткие махи ногой в сочетании с зажимом таза действуют гораздо эффективнее, чем традиционные махи ногой (см. рис.):

    лягте на правый бок, левую ногу положите на правую;

    левую руку, согнутую в локте, положите перед собой, а голову положите на правую руку;

    сожмите ягодичные мышцы как можно сильнее;

    абсолютно прямую левую ногу поднимите на 5 см и опустите, не давая ей коснуться правой ноги;

    повторите то же самое, перевернувшись на другой бок.

Выполняйте упражнение от 50 до 100 раз для каждой ноги и делайте после этого следующую растяжку.

Лягте на спину. Положите щиколотку левой ноги поверх колена правой ноги. Правую ногу предварительно приподнимите и держите на весу.

Возьмитесь руками за правую ногу и притяните как можно ближе к туловищу. Досчитайте до 20.

Эта растяжка полезна не только для внешней поверхности бедра, она также позволяет растянуть подколенные сухожилия и ягодичные мышцы.

Упражнение 6

Подтягивает область бедер. Приступим к выполнению:

    встаньте на колени и упритесь в пол руками;

    вытяните правую ногу в сторону под прямым углом к телу;

    выдохните через рот весь воздух и с шумом втяните воздух носом до предела. Затем выдохните полностью воздух через рот так, чтобы выдох был шумным и напоминал растянутый звук «хы-ы-ы»;

    втяните живот и, не вдыхая воздух, поднимите вытянутую ногу до уровня бедра, досчитайте до 10 и вдохните через нос воздух; выдохните;

    расслабьтесь и займите исходное положение.

Повторите упражнение 3 раза для одной ноги и 3 раза для другой (см. рис.).

Примечание. Поднятую во время упражнения ногу в колене не сгибайте. Нога тянется вперед по направлению к голове. Руки прямые. Можно немного отклониться в противоположную сторону, чтобы удержать равновесие.

В этом упражнении огромную роль играет глубокое дыхание , технику которого вы и применили. Глубокое дыхание в сочетании с упражнениями великолепно сжигает жировые отложения и укрепляет мышцы, в данном случае мышцы бедра.

Метод соединения глубокого дыхания с физическими упражнениями принадлежит американке Грир Чайлдерс.

Упражнение 7

Для укрепления ягодиц и задней поверхности бедра. Не требует специально отведенного времени.

Очень эффективным способом укрепления ягодичных мышц является напряжение их во время ходьбы. Во время ходьбы напрягайте ягодичную мышцу той ноги, которая находится сзади. 300–500 шагов с попеременным напряжением и расслаблением правой и левой ягодичных мышц дают быстрые и великолепные результаты.

Это упражнение лучше выполнять в осенне-зимний период , когда под длинным пальто, курткой или шубой напряжение мышц не заметно для посторонних глаз. Эти движения можно делать, передвигаясь по квартире .опубликовано .

Лидия Ивановна Дмитриевская "Настольная книга для истинной женщины. Секреты естественного омоложения и очищения организма"

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Профессиональный риск и заболевания

Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины – самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.

Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.

Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.

Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.


Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного – высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, и разрывы вен с последующими кровотечениями.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.


Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

August 1st, 2013

Самая болезненная тема в закулисной жизни балета – ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже – фото стоп балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.
Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.

Попробуйте решить задачу из курса физики, рассчитайте силу, с которой балерина со средним весом в 50 кг давит на такую площадь. Вот такая сила скрывается за кажущейся хрупкостью балерины.
У балерин есть такое понятие – «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.

Вальгусная деформация большого пальца стопы

Hallus valgus (вальгусная деформация большого пальца стопы) это состояние, при котором происходит повреждение сустава большого пальца ноги.Это заболевание обычно называют бурситом большого пальца стопы.

Возможно применение различных ортопедических изделий (супинаторов, корректоров пальцев стопы, межпальцевые валики).Применение ортопедических приспособлений помогает на ранних стадиях остановить дальнейшую деформацию. При выраженной деформации применение ортопедических изделий может только несколько уменьшить болевые ощущения. Индивидуальные стельки помогают корректировать нарушенный свод стопы.

Если же деформация обусловлена метаболическим нарушением или системным заболевание, то необходимо провести лечение направленное на коррекцию основного заболевания с привлечением ревматолога или эндокинолога.

Хирургическое лечение

Если все консервативные меры оказываются не эффективными, то принимается решение об оперативном лечении. В настоящее время, существует более 100 оперативных методик по лечению Hallus valgus.Основные задачи при хирургическом лечении следующие:
удалить бурсит большого пальца стопы
реконструировать кости, из которых состоит большой палец ноги
уравновесить мышцы вокруг сустава так, чтобы не было рецидива деформация

Удаление «нароста»

В некоторых умеренных случаях формирования бурсита большого пальца стопы, при операции может быть удален только нарост на сумке сустава. Эта операция, выполняется через маленький разрез на стороне ноги в области бурсита большого пальца стопы. Как только кожа разрезана удаляется нарост с помощью специального хирургического долота. Кость выравнивается и разрез кожи ушивают маленькими швами.

Более вероятно, что реконструкция большого пальца ноги также будет необходима. Главное решение, которое должно быть принято, состоит в том, надо ли разрезать метатарзальную кость и также ее реконструировать. Для решения этого вопроса имеет значение угол между первой метатарзальной и второй костью.Нормальный угол – приблизительно девять или десять градусов. Если угол будет 13 градусов или больше, то скорее всего необходимо разрезать и реконструировать метатарзальную кость. Когда хирург разрезает и производит репозицию кости, то это называется остеотомией. Есть два основных метода, используемых, чтобы выполнить остеотомию и реконструкцию первой метатарзальной кости..

Дистальная остеотомия

В некоторых случаях дистальный конец кости разрезается и перемещается в латерально (это называется дистальной остеотомией). Это позволяет эффективно уменьшить угол между первыми и вторыми метатарзальными костями. Этот тип операции обычно требует одного или двух маленьких разрезов в ноге. Как только хирург достигает удовлетворительного положения костей, остеотомия сопрождается фиксацией костей с помощью металлических булавок.После операции и заживления булавки удаляются(обычно их удаляют через 3-6 недель после операции).

Прокимальная остеотомия

В других же ситуациях, первая метатарзальная кость разрезается в проксимальном конце кости. Этот тип операции обычно требует двух или трех маленьких разрезов в ноге. Как только кожа разрезана, хирург выполняет остеотомию. Кость подвергается реконструкции и фиксируется на время металлическими булавками. Эта операция тоже уменьшает угол между метатарзальными костями.Кроме того, производится релизинг сухожилия мышцы, приводящей большой палец стопы. Поэтому, после операции надевается специальный бандаж.

Необходимо в среднем 8 недель для того, чтобы произошло заживление мягких тканей и костей. Ногу на этот период лучше поместить в обувь с с деревянной подошвой или специальный бандаж для того, чтобы исключить травматизацию оперированных тканей и дать возможность нормальной регенерации. Непосредственно после операции могут понадобиться костыли.

У пациентов с выраженным бурситом через определенное время после операции может быть назначена физиотерапия (до 6-7 процедур) . Кроме того, необходимо носить обувь с расширенным передом. Возможно также использование корректоров. Все это может позволить быстрее вернуться к нормальной ходьбе.

Мы уже много разговаривали с вами о такой проблеме стоп ног, как вальгусная деформация большого пальца ноги, когда на суставе около него образовывается некрасивая выпуклость - шишка, которая приобретается, как следствие суставных изменений стопы из-за нагрузок, связанных с лишним весом, ношением неудобной обуви и многих других причин. Лечение Hallux Valgus потребует от вас много сил, времени и целый комплекс мероприятий (индивидуальные ортопедические стельки, физиотерапия для стоп, массаж стоп, лечебная гимнастика стоп, подбор удобной обуви, коррекция веса). Фото шины
Чтобы предупредить появление и остановить дальнейшее развитие искривления сустава и появление болезненных и непривлекательных шишек у больших пальцев ног, была разработана вальгусная отводящая шина, уникальный бандаж, исправляющий неправильное положение сустава и со временем делающий деформацию большого пальца стопы меньше. Но, чтобы ускорить процесс и закрепить результаты, необходим комплексный подход к решению данной проблемы, который направлен на снятие воспаления и укрепление мышцы и свода стопы

Ортопедические стельки – это стельки, которые изготавливаются специально для людей страдающих заболеваниями стоп, или желающие их предотвратить. Если во время ходьбы Вы испытываете дискомфорт и напряжение в стопе, необходимо обратиться к ортопеду, который после обследования назначит Вам ношение ортопедических стелек.

Ортопедическая стелька является опорой для стопы и способствует её правильному расположению. Ортопедическая стелька расслабляет мышцы стопы, страдающие от перенапряжения, и задействует мышцы ног, которые ранее не работали. Ортопедические стельки имеют жесткий каркас, обеспечивающий постоянную фиксацию внутренней и наружной части стоп в правильном анатомическом положении, что способствует повышению устойчивости и значительно улучшает кровообращение стопы. Также уменьшается нагрузка на позвоночник и суставы колен. Регулярное использование стелек уменьшает усталость ног за счёт поддерживающего эффекта и предупреждает развитие плоскостопия.

В обуви на высоком каблуке Вы обретёте большую устойчивость, ходьба перестанет сопровождаться болезненными ощущениями, улучшится общее самочувствие. Ношение ортопедических стелек показано при повышенных нагрузках на ноги, а также при патологиях стопы, которые могут проявиться в любом возрасте.

В изготовлении ортопедических стелек используются только высококачественные материалы, что обеспечивает большой срок службы изделия. Стельки имеют минимальную толщину, и Вам не придется подбирать обувь большего размера. Ортопедические стельки можно подобрать или изготовить для любой обуви с различными видами каблука.

По материалам:

http://www.dikul.net/wiki/hallus-valgus

http://vk.com/topic-34088120_26356073

Люблю когда какие-то специфические вещи рассказаны доступным языком, и наоборот не перевариваю, людей, рассуждающих о своих профильных знаниях с той точки зрения, что никому иному они не доступны. Возмутителем моего спокойствия стал форум вумн.ру: забрела я туда случайно в поисках того, что такое “вскок”. Ответа я не нашла, но диалог был занятный. Девушка спрашивает там, можно ли встать на пуанты в возрасле 25+ (че спрашивать - бери и делай!). Тут же понабежали бабы (не путать с женщинами), те кто всегда все знает и пара балерин. Последние взялись обсуждать, что им с детства подъемы тянули, и вообще выше чем на 90 градусом даме сей ногу не поднять...

Во-первых, кто вам сказал, что танцор понимает что-то в обучении балету или ему знакома технология по которой его учили? Да кто вообще сказа, что актеры, спортсмены или певцы столь умные люди, что к их мнению стоит прислушиваться? Во-вторых, не понимаю, нравится - изучай, пробуй, работай, достигай. К сожалению у нас в стране нет такой мании разных хобби: в штатах, в европе, в китае есть множество любительских школ, где люди серьезно (а иначе в классике нельзя) занимаются балетов для себя (а не для того чтобы выступать). Почему нет? Есть дале слинго-мамы (знаете такие с маленькими детьми, которые их в специальном шарфе носят), которые прямо со слингом и ребенком и стоят у палки. В-третих, купи пуанты, а дальше видно будет...


Как выбрать?
Из 15 параметров колодки большинство (пятак, закрытость, тип стельки, вырез и шнурок) - это то, чем отличается модели пуант одна от другой (так у Capezio их больше 10, у Гришко и R-Class около 15, у Bloch - 20 моделей). Но для каждой из них можно выбрать размер, полноту, и жесткость стельки (и, иногда, материал и цвет).

У большинства производителей есть наглядные способы подобрать модель, а в магазинах марок работает специалист по подбору пуант - фиттер.


Сколько купить?
Солистка балета за спектакль тратит пары 3 пуант (по слухам, не знаю, как на самом деле, но одних точно не хватит). Они не долговечны: жесткость коробочки и стельки под нагрузкой начинает уменьшаться, а это значит, что стоять на пальцах становится сложнее. Иногда стелька просто ломается. Профессионалы меняют пуанты и балетки часто, любителю это не грозит. Хотя сегодя появились долговечные пуанты фирмы Gaynor Minden (и не только они осваивают эту технологию), производители пишут что они высокотехнологичные, но тут другая проблема: не ломаются, не разнашиваются, просто наружный материал приходит в полную негодность (стоят в 2-3 раза дороже обуви от Grishko, R-Class или Bloch).


Все зависит от интенсивности занятий, но первой пары вам хватит на год, не меньше. Другое дело, что появляется желание пробовать все новые и новые модели:)

Можно надевать?

Когда новые пуанты куплены, их, в отличии от кросовок, сразу не наденешь. Их надо подготовить. С кросовками вообще все слишком легко: там деже шнурки есть и уже вставлены! А к пуантам для начала пришивают ленты, и не абы где, а вверху подъема стопы, в месте, где нужна поддержка - оно у каждого индивидуально, поэтому ленты идут отдельно. Хотя существует другой простой способ: место выбирается по согнутой пятке.

Пришивают конечно руками, ниткой и иголкой, затем обрезают по длине и оплавляют (иногде обрабатывают срез лаком или клеем), чтобы не торчали и не крошились. Опционально пришивается резинка, которая держит пятку и затягивается шнурок.

Теперь их можно закрепить на ноге. Но это еще не все: если говорить о профессионалах и опытных любителях, они готовят пуанты тщательнее.

С пятака иногда срезают верхнюю ткань, обшивают нитками по периметру или приклеивают кожаную накладку, оббивают молотком, чтобы убрать углы.

Коробочку разминают (производитель говорит, что этого делать не нужно, и это пережитки прошлого, но тут на вкус и цвет, как говорится, все фломастеры разные - важно довести коробку до нужной степени мягкости, чтобы было комфортно), для этого по ней стучат молотком, встают пятками сверху, зажимают дверью… в общем издеваются как хотят.

Стельку гнут, в особенности в районе пятки, иногда отрывают в верхней части от подошвы (я так понимаю для более эстетичного вида на полупальцах), придают ей форму и просто размягчают по себя.
Некоторые профессионалы особым образом размачивают пуанты, или канифолят внутри или… в общем у каждого свой ритуал, но любителю до них, как до Захаровой…

А теперь уже можно?

Теперь одевать пуанты тоже рановато. Это будет выглядеть так, хотя должно иначе.


И дело тут не в том, что стороны это смешно и неэстетично. Такими ногами просто нельзя танцевать: здесь будет или перелом, или серьезная деформация в области щиколотки. Это примерно, как забраться на крутую горку, одеть лыжи и оттолкнуться - гипотетически можно целиком доехать до подножья, но адекватный человек без минимальной подготовки делать этого не будет.

Для того, чтобы стоять на пуанте вам с вашей стопой, которая обычно пребывает в положении L , нужно сделать I, то есть выпрямить ее из положения в 90’ в 180+. Взрослые упертые любители используют для этого такую штуку, а в детском возрасте он тянется легче.

Кроме растягивания подъема его нужно еще и качать. Мышца эта развита у обычного человека оооочень слабо. Есть танцевальные упражнения Plie и Releve.

Что это такое? Возьмитесь за что-нибудь, встаньте ооочень прямо, максимально как можете, соедините пятки, а носки раздвиньте (как то так V), а теперь приседайте, не отклячивая попу, как будто вы лом проглотили, не отрывая при этом ни милиметра ступни от пола. Приседайте как можно ниже - это Plie.

А теперь не отрывая пальцев от пола и не заваливая стопу, поднимитесь на ципочки (полупальцы). Сейчас вы просто оторвали пятку от пола, поднимитесь выше, еще выше, и еще, теперь вдавите пятку в ногу - это Releve.

Повторите 1000 раз.

И здесь еще важно не забыть накачать пальцы. Да-да, те самые пальцы ног, которыми здоровый вменяемый человек ничего не делает, а вот футболисты, например, их тренируют. Чего только для этого не делают: отжимаются на них, пододвигают грузы, ходят по ступенькам, качают эспандером.

Как и в любых занятиях 10’000 часов сделают вас экспертом. Качайте и тяните, тяните и качайте… Хорошие балетный ноги для нормального непосвященного челоека выглядят мягко говоря по-уродски.

Это красивые балетные ноги: здесь есть накаченный подъем, что делает ступлю огромной (но сильной, да и в пуанте она красиво смотрится), а также Х-овые ноги (то, что называется hyperextension) - особо ценится у балерин: на фото ниже справа ноги нормального человека, слева - ноги человека-танцора.

А это ступни всемирно известной балерины Светланы Захаровой, которую боготворят чуть ли не все балерины (она и правда красива, прекрасно сложена и артистична) было бы здорово, если бы она не была ярой сторонницей ПЖиВ.

Но простым сметрным это, конечно, не грозит:)

А это вообще безопасно?

Сколько страданий приносят профессиональные заболевания музыкантов, танцоров, художников! Этой теме мы и хотим посвятить свою статью. А ещё расскажем о натуральных препаратах, которые способны облегчить если не муки творчества, то хотя бы телесные муки.

Фраза о том, что красота спасёт мир, произнесенная одним из героев романа Ф. М. Достоевского, хорошо известна всем. Может быть, поэтому люди издавна стремятся запечатлеть «спасительницу» и своё отношение к ней самыми разными способами: в музыке, танце, живописи, скульптуре, одним словом – в произведениях искусства? Знаменитую фразу уже давно перефразировали: «Искусство спасёт мир». Кто из нас не восхищался необыкновенной лёгкостью и грациозностью балерины, виртуозностью музыканта, богатством палитры художника? Искусство очищает нас, делает сильнее, пробуждает в душах прекрасные чувства и помыслы. Мы начинаем ценить настоящую любовь, преданную дружбу, сострадание к ближнему. Порой кажется, что собственная жизнь творческих людей – сплошная сказка. К сожалению, это далеко от истины. За величайшими произведениями искусства, которым поклоняются миллионы, зачастую скрывается тяжелейший каждодневный труд, долгие годы поиска «себя», непонимание современников.

Чем грозит святая к музыке любовь?

Знаменитые мудрецы утверждали, что музыка появилась на свет одновременно с сотворением мира. О силе её воздействия на человека размышляли древние философы: Пифагор, Платон, Аристотель. В наши дни доказано, что человека во многом зависит от эмоций, а над эмоциями властвует музыка. Она преобразует душу, меняет настроение, успокаивает в часы отдыха, помогает в работе, стимулирует мозговую активность, объединяет людей. Чтобы добиться такого влияния на человека, сыграть по нотам недостаточно, надо овладеть высокой исполнительской техникой. К достижению этой цели стремились музыканты всех времён и народов. И часто расплачивались своим здоровьем. «Святая к музыке любовь» имеет свою обратную сторону. Согласно статистическим данным, профессиональные заболевания музыкантов диагностируются у 90% представителей данной профессии по всему миру. При этом в 72% случаев они выявляются у лиц моложе 25 лет.

От подобных болезней страдали Р. Шуман, А. Скрябин, А. Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Э. Изаи, Я Флиер, М. Юдин. Этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема остаётся актуальной и в наши дни.

Репетиции и выступления

Длительная игра на музыкальных инструментах в течение долгих часов репетиций и выступлений, совершение бесчисленного количества однообразных движений, постоянные попытки соединить быстроту и высокую координацию сопровождаются сильнейшим физическим перенапряжением рук . В какой-то мере это напоминает тренировки спортсмена, вызывающие сильное переутомление. А позволить себе полноценный отдых, пропуск репетиций недопустимо: это тотчас скажется на скорости (виртуозности) пальцев.

Добавим, что многие музыканты большую часть своего времени проводят в сидячем либо стоячем положении (в зависимости от инструмента). Это печальным образом отражается на позвоночнике и сосудах. Результат – боли в шее, пояснице, локте, пальцах, ограничение возможностей заниматься любимым делом и полный отказ от него, что сродни для творческого человека катастрофе, утере смысла жизни.

Роберт Шуман

Роберт Шуман, страстно добиваясь того, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще», занимался с упорством фанатика и для укрепления мышц пальцев использовал даже специальные упражнения, усиленные механическим устройством. Результаты «тренировки» не заставили себя долго ждать: была травмирована правая рука, средний палец навсегда потерял свою работоспособность. Лечение результатов не дало. О виртуозной игре пришлось забыть…

Профессиональные заболевания музыкантов

Профессиональные заболевания музыкантов связаны, как правило, с разбалансировкой двигательной системы : самую тяжёлую работу вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, при этом крупные мышцы «простаивают», становятся вялыми, аморфными. Нарушается осанка, сближаются или смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами , мышцы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а ещё невралгии и защемления нервов, развиваются неврозы.

Пожалуй, одними из самых распространённых являются и суставов пальцев рук и кистей . Постоянное и напряжение этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставной или околосуставной ткани – . Пальцы краснеют, начинают неметь, плохо сгибаются, отекают. Сильная ноющая боль не отпускает даже ночью. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так начинается опасное заболевание — . . Теперь боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отёки тоже исчезают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. В запущенных случаях всё может закончиться инвалидностью и невозможностью продолжать музыкальную карьеру . Широко распространённая сегодня в мире практика лечения артритов и артрозов стероидными и нестероидными противовоспалительными и противоболевыми препаратами направлена лишь на устранение симптомов заболеваний, но, к сожалению, не затрагивает саму их причину – разрушение хрящевой ткани .

Изучением профессиональных заболеваний музыкантов , их лечением и профилактикой занимаются Институт здоровья музыкантов имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians’ Health) и научно-исследовательский институт имени Петера Оствальда при Кёльнской консерватории (Hochschule für Musik Köln).

Многих пожилых музыкантов беспокоит такое заболевание как . При этом у них особенно часто страдают кисти и пальцы рук. Этот вопрос подробно исследовали ученые д.м.н., профессор , к.м.н., доцент В.С. Животощук. Предлагаем вашему вниманию их научную работу

К совершенству сквозь боль и непосильный труд

Балет для рядового человека – необыкновенное, волшебное, чарующее действие. А его артисты – настоящие сказочные феи и эльфы. Они способны высоко взлетать, словно бабочки, парить над сценой, быстро и легко вращаться. Всё это настолько неправдоподобно и непостижимо, что кажется чем-то сверхъестественным, находящимся за гранью человеческих возможностей. Как им это удаётся? То, что для нас – праздник, для артистов балета – ежедневная изнурительная, но очень любимая работа. Добиться лёгкости и грациозности движений позволяют годы упорного труда, нередко сопровождающегося болью от вывихов, и растяжений. К слову сказать, балет — едва ли не самый травмоопасный вид деятельности. Больше травм бывает лишь у спортсменов — горнолыжников или футболистов. Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.

Занятия балетом связаны с тяжёлыми физическими нагрузками, сопоставимыми с нагрузками спортсменов. Отличие в одном: танцоры работают на выносливость, а не на рекорды. Подсчитано, что артисты балета (мужчины) за одно выступление переносят около 2 т «груза». Они бессчётное число раз поднимают балерин, кружат их, снова ставят. А помимо выступлений есть ещё и тренировки:10-12 часов в день, 6 дней в неделю! На них тоже нужно поднимать «тяжести». Но физические нагрузки в балете испытывают не только представители сильной половины человечества. Средний вес балерины – 50 кг. И такую массу регулярно принимают на себя пальцы и передняя часть женской стопы (плюсневые кости), ведь большинство движений нужно выполнять на носочках (за счёт этого, собственно, и создаётся ощущение необыкновенной лёгкости). Нагрузка многократно усиливается прыжками. Это не предусмотрено природой, противоестественно для организма. У обычного человека передняя часть стопы вообще не несёт осевой нагрузки.

Профессиональные болезни балерин

Уже к 38 годам у балерин очень сильно деформируются стопы и пальцы, искривлённый большой палец провоцирует смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы, крайние плюсневые кости расходятся в стороны, развивается статическое плоскостопие , связанное с ослаблением мышц и растяжением связок. Ситуацию усугубляет ношение неудобной, тесной обуви – пуантов. С годами стопы артисток покрываются мозолями и кровоподтёками, у больших пальцев выступают шишки, суставы воспаляются и болят.

Но это ещё «цветочки». От постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски , тазобедренные суставы поражаются артрозом, артритом, формируются характерные изменения скелета, появляется нестабильность поясничных позвонков (они становятся излишне подвижными и теряют способность удерживать тело в физиологическом положении при движении и в состоянии покоя), опускаются внутренние органы (из-за постоянных прыжков) и начинают давить на мочевой пузырь. Мало того, у молодых людей развивается болезнь, присущая, в основном, пожилым – остеопороз или снижение плотности костной ткани , из-за которой они гораздо чаще «простых смертных» ломают руки и ноги.

Почему это происходит?

Известно, что нагрузки на костный аппарат стимулируют обновление клеток костной ткани , увеличивают её плотность. Замечено, например, что у космонавтов длительное пребывание в состоянии невесомости, когда отсутствует нагрузка на кости и мышцы, вызывает значительную . У артистов же балета, напротив, наблюдается избыток физической нагрузки. Оказывается, всё дело в том, что обновление костных клеток происходит во время отдыха. Если же интенсивные тренировки не чередуются с полноценным отдыхом, нарушается равновесие процессов формирования новых костных клеток, развивается дисбаланс между рассасыванием старой костной ткани (естественный процесс) и созданием новой. В результате кости становятся более тонкими и, соответственно, слабыми. Медики называют это явление «усталостью кости ».

Ещё одну причину профессиональных болезней балерин выяснили американские учёные во главе с профессором Анной Хох из Висконсинского медицинского колледжа. Они провели исследование 22 молодых женщин – профессиональных артисток Милуокской балетной труппы (Milwaukee Ballet Company). Средний возраст участниц составлял 23 года, вес – 51 кг. Удалось установить, что источник проблем со здоровьем у всех «сказочных фей» один – неправильное , которое не способно в полной мере восполнить потраченную на тренировках энергию. Среди прочего (расстройство пищеварения, нарушение кровотока и лимфооттока, варикозное расширение вен голени, тромбофлебит, заболевания сердца, прекращение менструаций, воспалительные процессы органов малого таза, бесплодие и пр.) у 59% балерин обнаружился дефицит , у 23% — костная , иначе говоря, начальная фаза остеопороза. Так девушки столкнулись с проблемами женщин постклимактерического периода .

Десятки людей страдают на тренировках!

Чтобы организм успел приспособиться к повышению уровня физической нагрузки, необходимо достаточно времени потратить на разминку и разогрев суставов. Нередко такого времени попросту не хватает. Результат – повреждения связочного аппарата суставов при выполнении сложных элементов: травма передней связки позвоночника, тазобедренного сустава, ослабление и разбалтывание связочного аппарата стопы, разрыв связок стопы и голеностопного сустава и др.

В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. А в травматолого-ортопедической больнице Омска создано специальное отделение для артистов балета и спортсменов. Оно так и называется – отделение спортивно-балетной травмы. Еженедельно в него поступают десятки людей, пострадавших на тренировках. В задачу врачей входит не просто возвращение двигательной активности танцору, а ещё и способности танцевать.

Отказался от ходьбы в пользу живописи

Стремление к прекрасному – отличительная черта человека. Даже пещеры первобытных людей были украшены наскальными рисунками и фигурками людей и животных, вырезанными из подручных материалов. Древние ваятели пытались запечатлеть важные для них события, красоту окружающей природы. Что уж говорить о современном человеке? Многие не представляют интерьера своей квартиры без картин на стенах и статуэток. А ведь для кого-то это ежедневная, кропотливая и весьма тяжёлая работа. «Все великие художники – великие инвалиды», — утверждал немецкий писатель Томас Манн. И немалая доля правды в этом есть. Заболевания художников и скульпторов обусловлены особенностями их творческой деятельности.

Профессиональные заболевания художников и скульпторов

Длительное пребывание в стоячем или сидячем положении, постоянное напряжение кисти, запястья и пальцев рук, редкие перерывы в работе или их отсутствие, и безраздельная преданность искусству, пагубно сказываются на состоянии опорно-двигательного аппарата. У живописцев и ваятелей особенно страдают позвоночник и суставы. Классические примеры – Огюст Ренуар и Микеланджело Буонарроти.

Огюст Ренуар

Светлые и лёгкие картины Ренуара с изображением цветов, детей и женщин дарят ощущение тихого счастья, манят незамысловатыми радостями. Глядя на них, трудно поверить в то, что художник страдал тяжелейшим заболеванием суставов – ревматоидным артритом . При такой болезни иммунная система организма начинает атаковать синовиальную оболочку суставов (мягкую прокладку вокруг них), принимая её за инородное тело. Вокруг мелких суставов скапливается жидкость, они деформируются. Результат – боль, скованность, воспаление, охватывающие всё тело. А началось всё в 54 года с небольшой припухлости пястно-фаланговых и межфаланговых суставов кистей рук.

Каждое движение доставляло художнику неимоверное страдание, при этом год от года болезнь прогрессировала. Она сковывала суставы на несколько часов, не позволяя нормально работать. Чтобы дойти до своей мастерской (а это несколько сотен метров), больной вынужден был опираться на две палки. Врачи же, осматривая его, лишь сокрушённо качали головами и говорили, что медицина ничего не знает о таком недуге. Художник перепробовал все известные на то время способы лечения: пил антипирин (синтетическое обезболивающее), делал упражнения с полотенцем, стоившие ему неимоверных усилий, принимал целебные ванны на французском курорте Бурбон-ле-Бэн. Но всё оказалось напрасным. С курорта Ренуар возвращается уже не с палками, а на костылях, что неудивительно: курортное лечение при активной форме ревматоидного артрита противопоказано, т. к. провоцирует ухудшение состояния.

Чтобы хоть частично восстановить подвижность суставов , живописец решается на последнее средство: проведение нескольких небольших хирургических операций. О результатах пишет своему другу: «По правде говоря, нет ни малейшего улучшения, и я лишь всё больше и больше становлюсь калекой». Ренуар больше не встаёт с кресла. Непослушные пальцы не желают держать кисть, мастер привязывает её к руке и продолжает творить. Желая помочь своему талантливому товарищу, друзья приглашают ему одного из лучших медиков того времени Анри Готье. Лечебная и особый режим , прописанные «светилом науки», совершают чудеса: художник встаёт с кресла и даже самостоятельно совершает несколько шагов, но… добровольно отказывается от всего этого. «Благодарю Вас, доктор. Вы светило! Но я отказываюсь от ходьбы. Она отнимает у меня всю волю, не оставляя ничего для живописи. Если уж выбирать между ходьбой и живописью, я выбираю живопись », — произносит он. Огюст Ренуар больше не встанет с кресла.

Микеланджело Буонарроти

В 2016 году издание «Journal of the Royal Society of Medicine» («Королевский медицинский журнал») в статье «Osteoarthritis in the hands of Michelangelo Buonarroti» («Остеоартрит рук Микеланджело Буонарроти») опубликовало сенсационные результаты исследования. Его ведущий автор, специалист по реконструктивной и эстетической хирургии Давид Лаззери из римской клиники Villa Salaria, сообщил: «Из литературы известно, что Микеланджело страдал заболеванием суставов. Раньше считалось, что это была подагра, но наш анализ опровергает эту версию».

Учёные проанализировали три портрета различных художников, запечатлевших великого итальянского живописца, скульптора и архитектора в возрасте 60-65 лет (именно в этот период, во время работы над «Флорентийской Пьетой», болезнь впервые дала о себе знать), и пришли к выводу: виновником неисчислимых бед Микеланджело был – дегенеративное заболевание суставов , связанное с разрушением суставных хрящей . При нём изношенные хрящи теряют способность защищать кости от трения. Это вызывает боль и скованность движений.

Последние 15 лет своей жизни знаменитый мастер эпохи Возрождения создавал мировые шедевры, превозмогая ужасную боль. Однако он не только дожил до почтенного возраста (умер за 3 недели до своего 88-летия – по тем временам это считалось долгожительством), но и не переставал всё это время высекать, работать кистью и чертить, хотя из-за боли не мог отвечать на письма. Это делали под диктовку Микеланджело его друзья, а великий гений лишь ставил свою подпись. Специалисты утверждают, что именно неуёмное желание работать в ущерб собственному здоровью и стало причиной развития болезни . Но оно же давало ему и силы долгие годы бороться с ней и выходить победителем.

Искусство спасёт мир, а что спасёт людей искусства? Средство от профессиональных заболеваний костей и суставов

Совершенно очевидно: люди, которые своей работой дарят нам радость, счастье, исцеляют, не должны страдать. Им просто необходимо всегда оставаться в хорошей физической форме. Но как избавить танцоров балета, музыкантов, художников, скульпторов и других деятелей искусства от профессиональных заболеваний костей и суставов ? На помощь творческим людям пришли российские учёные из Пензенского института усовершенствования врачей под руководством профессора медицины, д. м. н. Виллория Ивановича Струкова. Они совершили настоящий прорыв в области профилактики и лечения заболеваний костей и суставов .

Снижение уровня тестостерона в пожилом возрасте связано с угасанием репродуктивной функции. А почему он понижается у молодых? Оказывается, длительная интенсивная работа без сна и отдыха (а именно так и живет большинство людей искусства) вызывает значительное снижение тестостерона . Это доказал ещё в 1995 г. профессор, д. м. н., заслуженный деятель науки РФ Рошен Джафарович Сейфулла с группой единомышленников.

Восполнение недостатка тестостерона синтетическими гормонами чревато многочисленными : повышением риска нарушений роста волос, развитием воспалительных заболеваний кожи и волосяных фолликулов, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, инвазивного рака молочной железы и пр.

Натуральное природное вещество!

Пензенские ученые предложили использовать не синтетические гормоны, а натуральное природное вещество, на основе которого организм сам вырабатывал бы недостающий тестостерон. Речь идет о продукте пчеловодства — , способном оказывать стимулирующее влияние на центральные механизмы регуляции интенсивности образования андрогенов и при этом не являющимся гормонозаменителем.

Усилив его действие и витамином Д, профессор Струков со своей командой создал группу уникальных высокоэффективных препаратов для профилактики , и даже . Сюда нужно отнести: «Остеомед», «Остеомед Форте» и .

В 2009 году на базе Центра остеопороза Пензенского института усовершенствования врачей были проведены исследования (подробнее о них можно прочитать в журнале «Поликлиника» №1 за 2013 год), подтвердившие эффективность названных препаратов. Было установлено, что в 50% случаев размеры костных полостей (своеобразные «дупла», которые образуются в костях при остеопорозе) уменьшаются, в 25% — они закрываются совсем. Практика применения биодобавки «Остеомед» в дозировке по 2 таблетки 3 раза в день ежедневно более чем у тысячи больных артрозом и артритом показала, что:

— процессы развития артроза и артрита останавливаются и поворачиваются вспять, отмечается положительная динамика основных клинических, инструментальных и биохимических показателей;

— уже через 1-3 месяца от начала приёма препарата частота болевого синдрома и его выраженность уменьшаются в 3 раза, улучшается подвижность суставов, что позволяет отказаться от применения нестероидных противовоспалительных средств;

— через 6-9 месяцев лечения больные, которые не могли двигаться из-за сильнейших болей, начинают передвигаться и обслуживать себя сами;

— при длительном приёме (более 9 месяцев) значимые результаты достигаются у 100% пациентов.

Исследования

Отдельно проводилось исследование влияния приёма препарата «Остеомед» . Было установлено, что препарат позволяет костям срастаться значительно быстрее.

Добавим, что недавно исследования группы шведских учёных во главе с Миртой Пиквер из госпиталя Скейн при Лундском университете установили, что большое значение имеет для суставов тестостерон . Наблюдения за 33 000 человек в течение 50 лет позволили сделать сенсационное открытие: недостаток этого гормона в молодом возрасте значительно увеличивает риск возникновения заболеваний суставов в будущем . Дело в том, что тестостерон оказывает влияние на количество синовиальной жидкости (суставной смазки), регулирует работу хондрогенных клеток хрящевой ткани, которые под его влиянием «приобретают специализацию», становятся хондробластами – молодыми клетками, производящими коллаген, эластин, межклеточное вещество. Последние, в свою очередь, превращаются в хондроциты – зрелые клетки хрящевой ткани, поддерживающие на определённом уровне обменные процессы в ней. Также андроген стимулирует биосинтетические процессы в хрящах, влияя на восстановление их тканей.