Как быстро научиться красиво писать ручкой взрослым и детям? Как сделать почерк красивым: секреты каллиграфии.

Почерк, как умение рисовать, - своего рода искусство. Часто человек не может понять собственного почерка, например, при быстрой диктовке. Сегодня правильное и понятное письмо отходит на второй план, уступая место электронным документам. Но есть ситуации, когда письменная речь должна быть понятна и разборчива. Как исправить почерк и сделать его красивым, расскажет эта статья.

Примеры

Как добиться красивого почерка

Почерк относится к талантам, ведь он напрямую связан с руками. Красивое письмо - род искусства рисования. Не так давно в школах был специальный предмет, направленный на формирование четкого и красивого почерка. Назывался он каллиграфия.

Сегодня школьников уже не заставляют исписывать страницы с одним крючком, чтобы довести написание до идеала. Программа направлена на освоение навыков письма. При этом красоте и аккуратности почерка отводятся последние роли.

Но если за детьми и формированием их почерка следят родители и учителя, то как взрослому человеку научиться писать понятно и правильно? На случай если взрослый человек желает подправить или изменить почерк, существуют несколько полезных советов.

Выбор пишущего инструмента

Удобный пишущий инструмент - ключ к красивому почерку. Не так важно ручка или карандаш. Важно то, что пишущий инструмент удобно лежит в руке и позволяет пользоваться им, не напрягая руку.

Посадка при письме

Правильная посадка при работе с письмом помогает не ощущать дискомфорта. Спину нужно держать прямо, а лист, на котором пишется текст, следует расположить под удобным для написания углом.

Прописи

Главный совет по улучшению почерка - заново прописать задания в школьных прописях. Они помогут вспомнить о правильном написании соединений между буквами и попрактиковаться в их отработке.

Практика

При выработке стиля почерка важно помнить, что постоянная практика позволит лучше запомнить правильное написание всех буквенных элементов. Важно стараться писать чаще и внимательно следить за выполнением написания. К примеру, если не получается написание отдельного элемента буквы или соединение, стоит выписать его на отдельный лист и прописывать до тех пор, пока не получится удовлетворительный результат.

Неторопливость

Не стоит ожидать, что почерк улучшится через час сидения за прописью. При работе над почерком важно делать работу вдумчиво и не торопясь. Если не нравится получившийся результат, стоит над ним поработать еще и сравнить с тем, что было ранее. Прогресс в работе может наступить как через неделю, так и через несколько месяцев.

Фантазия и шрифты

При работе над написанием стоит подключить фантазию или взять за образец понравившиеся прописные шрифты на компьютере. На специальных сайтах много картинок с прописными буквами. В интернете можно найти изображение с понравившимся шрифтом. Возможно, идея дополнить собственный стиль письма длинными росчерками или изящными завитушками, поможет при работе над красотой и стилем почерка.

Смена пишущего инструмента

После освоения одного инструмента стоит попробовать другие приспособления. Если использовалась шариковая ручка, стоит практиковать маркер или перьевую авторучку. Это важно чтобы выработанный почерк не менялся при использовании разных по своей конфигурации инструментов. Таким образом, можно отрегулировать нажим на бумагу и удобный хват для каждого типа ручки или карандаша.

Написание иностранного алфавита

Освоение прописных иностранных букв помогает при внесении правок в собственный почерк. Начать стоит с азов - английский алфавит, написанный красивым почерком, выглядит в достаточной мере похожим на русский, что помогает при проработке проблемных мест на ассоциативном уровне.

С помощью таких несложных советов можно полностью изменить свой почерк, сделав его каллиграфическим. Однако правильный почерк для школы не всегда подходит для взрослого человека.

Почерк взрослого человека несет в себе отпечаток личности и ее уникальность.

Для множества людей остро стоит проблема, как научиться красиво писать, поскольку почерк их далек от идеала. Усугубляется ситуация всеобщей компьютеризацией, но если человек приложит достаточно усилий и воспользуется некоторыми советами, дело поправимо.

Знаниями о том, как красиво писать каллиграфично, и соответствующими умениями обладает не каждый житель планеты. Найдется немного людей, которым не приходится стыдиться за собственный почерк. У остальных буквы получаются корявыми, неровными, а разобрать написанное ими окружающим не всегда удается. Хотя народная молва утверждает, будто такое отсутствие каллиграфичности — один из признаков гениальности, это не основная примета одаренных людей, да и утешение слабое.

Усугубляет положение то, что отрабатывать почерк современному человеку приходится все реже. Виной тому — глобальная компьютеризация. Значительная часть документации переводится в электронный вид. Писать красивым шрифтом онлайн без труда получится у любого — достаточно подобрать подходящий вариант из доступных в используемой программе. Упражняться в написании букв на бумаге удается разве что школьникам, студентам при составлении конспектов лекции, да и то некоторые ухитряются пользоваться для таких целей электронными гаджетами.

Тем, кто стремится изменить ситуацию, придется основательно потрудиться. Недостаточно понимания того, как научиться красиво писать. В овладении подобным умением ключевым моментом станет практическое применение теоретических приемов каллиграфии. Есть несколько секретов, способных помочь в таком обучении.

Возвращение к истокам

Для осуществления поставленной задачи необходимо вспомнить, что используют педагоги, решая проблему, как научить ребенка красиво писать. В образовательных учреждениях повсеместно для этого применяются прописи. Причем начинают не с начертания букв, а с более простых вариантов — черточек, крючков и т.п. Человеку, стремящемуся к обретению красивого почерка, подобные меры не помешают. Имеет смысл выгрузить из интернета либо приобрести прописи, придуманные для дошкольников подготовительных групп или первоклассников.

Желающим понять, как научиться красиво писать ручкой, надо позаботиться о правильной осанке. От положения спины и конечностей напрямую зависит прогресс в освоении каллиграфичного письма. Следует установить стул, если он регулируется, на такую высоту, чтобы колени сгибались под прямым углом. Спину обязательно держат прямой, стараясь сильно не наклоняться к столу, где разложены прописи. Ручку держать нужно двумя пальцами — указательным и большим, снизу поддерживая средним, захватывая не у самого кончика стержня, а с отступом в пару сантиметров.

Анализ и практика

До того, как научиться писать красивым почерком, придется потратить долгие часы на практику. Работа с прописями потребует немало терпения. Придется старательно выводить каждую загогулину отрабатываемого символа, все буквы поочередно. Нельзя переутомляться — это способствует утрате мотивации. Минимум пятиминутный отдых стоит устраивать примерно каждые 30-40 минут тренировок.

Чтобы понимать, как красиво писать буквы, не помешает предварительно проанализировать собственный почерк, оценив, что конкретно в нем не нравится. Если это «скачущие» буквы, придется поработать над тем, чтобы они не выступали за линейки тетради. Множеству людей предварительное начертание нужных символов в воздухе. Этот прием дает кистям рук помогаетвозможность «запомнить» нужные для написания каждой буквы движения.

Если приходилось встречать людей, имеющих представление о том, как писать красивым почерком, и славящихся его каллиграфичностью, надо вспомнить, начертание каких символов у них нравилось. Потом необходимо потренироваться воспроизводить аналогичный стиль выведения букв. Важна уверенность: при дрожании рук от волнения ровного почерка не добиться.

Учимся красиво писать: применение обретенных навыков

Первоочередной задачей человека, прорабатывающего каллиграфический почерк, становится не то, как писать красиво и быстро, а аккуратность. Потому не стоит гнаться за скоростью — она придет по ходу дальнейшей практики. После прописей нужно приступить к конспектированию интересных текстов. Здесь первостепенная цель — отработка полученных навыков. Отрывки допустимо выбирать любые: фрагменты пришедщихся по душе произведений, выступления писателей-сатириков, речевые перлы отпрысков и т.п. Записывать их надо старательно и ровно, в выделенной для подобных целей тетради или блокноте.

В том, как научить красиво писать, поможет сведение использования компьютера к минимуму. Стоит вести бумажные дневники по старинке, отправлять родным рукописные красочные открытки. Если возникает желание выгружать написанное в блог либо соцсеть, желательно делать это в сканированном виде, а не набранном на клавиатуре.

Стоит попробовать подключать к тренировкам по каллиграфии слабую руку: левую для правшей, правую — для левшей. Не исключено, что следствием такого эксперимента станет почти одинаково умелое владение обеими. Пригодится этот навык для создания безупречных рукописных текстов и при выполнении других повседневных задач.

Красивый и аккуратный почерк становится все большей и большей редкостью. Компьютер есть уже, пожалуй, в каждом доме и уж точно в каждом офисе, так что подавляющее большинство текстов и посланий не пишутся от руки, а набираются на клавиатуре.

Впрочем, для двух категорий граждан – школьников и студентов – этот вопрос более чем актуален. Для первых написание а-ля «курица лапой» чревато низкими оценками, а у вторых к этому добавляется еще и неспособность прочитать собственный конспект. Да и многие из взрослых предпочли бы иметь красивый почерк.
Если ваша задача - улучшить почерк и научиться красиво писать, настройтесь на тренировки, несложные, но регулярные. Для начала присмотритесь к тому, как вы пишете. Возможно, причина плохого почерка - слишком сильный нажим, и как следствие – быстрая утомляемость. Если ручка продавливает тетрадный лист так, что он становится ощутимо неровным – значит нажим чрезмерный. Нужно меньше давить на ручку, а также чаще делать перерывы и гимнастику для рук.

Если вопрос «Как улучшить почерк?» возник у вас относительно ребенка – все советы и рекомендации, приведенные здесь, тоже подойдут. Однако для детей, только осваивающих письмо, одним из самых важных факторов будет то, насколько правильно они держат ручку. Неправильная постановка руки при письме приводит к тому, что ребенок быстро устает и тут уж не до красоты. Чтобы избежать этого, можно приобрести ребенку специальную ручку с «подсказками» - углублениями для пальцев. Такую ручку будет удобно держать лишь правильно. Взрослым и старшим школьникам для уроков чистописания лучше взять перьевую ручку с чернилами.

Кроме того, детям нужно помочь развить мелкую моторику рук, которая играет большую роль в каллиграфических способностях. Моя учительница начальных классов в свое время для этого рекомендовала всем родителям подключать своих детей к перебиранию различных круп перед приготовлением (рисовой, гречневой). Сейчас крупы никто не перебирает, но появилось множество других методик для развития мелкой моторики.

Первое правило того, кто хочет улучшить свой почерк – писать нужно медленно, конспектирование на лекциях и совещаниях ситуацию не улучшит, скорее наоборот. Так что научиться красиво писать без отрыва от производства не получится - тренироваться придется отдельно.

Для того чтобы вспомнить правильное начертание букв, придется вернуться к основам – к «Прописям». Покупать их вовсе не обязательно – достаточно скачать шрифт с названием Primo, а после набрать и распечатать любой нужный текст. Результат будет точь-в-точь как в «Прописях».

Для тренировок лучше выбирать стихи классиков – так можно не только улучшить почерк, но и повысить свой культурный и образовательный уровень. Особенно это важно, если вы работаете над почерком ребенка. Высокую поэзию наподобие «Мама мыла раму» лучше заменить на «Мороз и солнце; день чудесный!».

Для сторонников позитивного мышления подойдут всевозможные аффирмации как отличный способ сочетать полезное с очень полезным. Еще одна знаменитая фраза поможет отработать правильное написание букв: «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю», ее особенность в том, что тут встречаются все 33 буквы русского алфавита.

В качестве тренировки можно просто переписывать тексты, поглядывая на образец и стараясь писать буквы ровно. Поначалу не нужно гнаться за скоростью – не важно сколько времени уйдет на написание одной строки, важно лишь чтобы написано было красиво. Скорость начинайте увеличивать только тогда, когда качество написания будет вас устраивать.

Для первых занятий можно распечатать все тем же «письменным» шрифтом Primo несколько стихотворений на принтере и, положив наверх тонкий лист бумаги, обводить буквы – это упражнение поможет, что называется, набить руку.

Можно принять за образец почерка не стандартные «Прописи», а почерк, который вам нравится, где бы вы его ни встретили – у знакомого или же это автограф кого-то из знаменитостей. В этом случае нужно иметь пред глазами несколько строк, идеально, с вашей точки зрения, написанных.

А еще работа над улучшением почерка – это отличный повод взять в руки цветные карандаши и прикупить несколько раскрасок. Почему бы не вспомнить детство? Раскрашивание – отличное вспомогательное упражнение для тех, кто твердо решил сделать свой почерк красивее. А как будут рады дети! Совместное художество сплотит семью. Чтобы эта работа была эффективной, не «выступайте» за линии и следите, чтобы штрихи были ровными и аккуратными. Вы удивитесь, когда обнаружите, что такое «детское» занятие требует сосредоточенности и ловкости рук.

Еще один секрет красивого почерка – совершенно ни к чему настраиваться на исключительно «безотрывное» письмо. Если соединять буквы правильно, ручку можно и отрывать от бумаги – ничего страшного не случится. А вот уставать рука будет меньше.

Ведите дневник, ежедневник, записывайте свои мысли, а также желания и цели. В «нарядной» тетрадке вы, безусловно, будете стараться писать красивее. Берите ее в руки только тогда, когда у вас достаточно времени, чтобы не торопясь и красиво написать несколько важных фраз.

А еще, стараясь улучшить почерк, не переусердствуйте. Графологи утверждают: безупречный каллиграфический почерк – признак человека исполнительного, серьезного и… немного скучноватого, лишенного творческого подхода. Так что ваши «родные» закорючки, возможно, не так уж и плохи. Если ваш почерк разборчив и легко читается, это уже хорошо.

Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!

Обучая письму, традиционная школа последовательно придерживается двух своих основополагающих принципов: во-первых, обучать неэффективно, а во-вторых, обучать не тому, что могло бы пригодиться в дальнейшем. В самом деле, так ли уж часто в реальной жизни возникает необходимость написать что-либо каллиграфическим шрифтом?

Очень скоро школьники обнаруживают, что если они станут выводить буквы именно так, как их учили в первом классе, то они в буквальном смысле слова превратятся в неуспевающих учеников. Им поневоле приходится как-то переиначивать начертания букв, чтобы ускорить процесс письма. Это происходит совершенно стихийно, под девизом «кто во что горазд», безо всякой помощи со стороны учителей. В результате такого переиначивания вырабатывается индивидуальный почерк, и неудивительно, что он далеко не всегда оказывается хорош.

Я предлагаю целенаправленно обучать детей не только каллиграфическому, но и (гораздо более практичному) беглому письму. Для этого нужны особые прописи, которые написаны красивым взрослым почерком. С этой целью я разработал еще один (TrueType) шрифт под названием Tempo , который и представляю на этой странице. Он выглядит следующим образом:

Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

В принципе, этим шрифтом можно написать безотрывно любое слово русского языка. Но на практике, это делать совершенно необязательно. Если ваш способ держать ручку больше похож на «модерн», чем на «классику», то ваша рука поневоле передвигается по листу бумаги скачками. Во время этих скачков ручка неизбежно отрывается от бумаги. А раз так, то и писать соединительную линию, на которую пришелся такой отрыв, разумеется, не нужно. Весь смысл соединительных линий состоит в том, что они позволяют писать безотрывно и за счет этого увеличивать скорость письма. А если отрыв всё равно произошел, то никакого смысла в соединительной линии нет.