Исследовательская работа на тему патриотическая миссия казачества. Патриотизм казачества: всегда и навсегда

Инна Осыка

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Михаил Ломоносов

На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа.

Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в Конвенции о правах ребенка.

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО регламентирует главные задачи в данном направлении:

Развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;

Формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;

Формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;

Развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Приоритетное направление работы нашего детского сада – патриотическое воспитание детей на основе культурного наследия казачества Белогорья.

С 01.09.2013 года в МАДОУ реализуется муниципальная программа по реализации стратегии развития дошкольного образования по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья посредством создания казачьих отрядов в ДОУ».

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей МАДОУ «ЦРР – ДС №12» включает следующую цель и задачи.

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества, формирование стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре, природе путем систематического, интегрированного обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом.

Введение ребенка в мир национальной и общенациональной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций.

Создание условий по оказанию помощи семье в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа.

Обеспечение условий и форм освоения ребенком способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и окружающим миром в реальных жизненных ситуациях на основе гуманного деятельного отношения.

Гражданско - патриотическое воспитание

в учебно-образовательном процессе

Гражданско-патриотическое воспитание детей включает в себя все виды детской деятельности и осуществляется через следующие формы работы:

Игры (подвижные, хороводные, русские народные)

Музыкальные и театрализованные представления,

Выставки детского творчества,

Тематические и православные праздники,

Развлечения,

Исследовательские проекты,

Экскурсии в краеведческий музей

Целевые прогулки и экскурсии к памятникам,

Поездки в исторически значимые, заповедные места

Казачество с его самобытностью, богатым обрядами, разнообразным фольклором и, конечно, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и мощным воспитательным потенциалом. Главное в этом направлении – педагог вызывает вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот поддерживался и сохранялся в разных видах деятельности.

В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте казачества. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба», в котором представлены предметы старины и быта казаков, фотографии, иллюстрации, пошиты русские и казачьи костюмы. На территории детского сада создана этнографическая площадка «Казачье подворье» для проведения прогулок, ознакомления с бытом казаков.

На протяжении трех лет ведется сотрудничество с Шебекинской казачьей общиной. Одним из значимых мероприятий стало участие детского казачьего коллектива в пятом районном слете кадетских классов, где проходило посвящение в казачество. С ответным словом детский казачий коллектив представил свою поздравительную открытку.

Совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий, заданных годовым кругом наших христианских, самых главных праздников, воссоздавало духовно-нравственный уклад детской жизни, определяло духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с миром и окружающими людьми. Это раскрыла встреча с казаками на хуторе «Державный» (село 2 – Стрелица, казачий отряд принимает участие в празднике, посвященном Победы в ВОВ. Дети имеют возможность не только прикоснуться к культуре казачьих традиций, но и отведать блюда солдатской кухни, покататься на лошадях.

Традиционно в День защитника Отечества глава казачьей общины принимает парад юнармейцев, на котором воспитанники демонстрируют знания особенностей различных родов войск, исполняют стихи, песни, пляски.

Детский казачий коллектив МАДОУ «ЦРР-ДС№12» принимал активное участие в:

В пятом районном слете кадетских классов,

В районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ,

В районном конкурсе патриотической песни «Любовью к Родине дыша…»,

В районной выставке декоративно прикладного творчества посвященной 70-летию Победы в ВОВ,

В муниципальном этапе Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В областном этапе Х Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»,

В региональный этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» с исследовательским проектом «История войны в истории моей семьи».

В канун празднования Дня Великой Победы казачий отряд воспитанников МАДОУ «ЦРР-ДС№12» совместно с родителями участвовали в районном празднике «Юный патриот России, посвященном 69-й годовщине Победы в ВОВ. В канун 70 –летия Победы в ВОВ более семидесяти воспитанников старшего дошкольного возраста вместе со взрослыми приняли участие в шествии Бессмертного полка. Это стало традицией, что дает возможность показать на примере истории отдельных семей роль и значение ВОВ для каждого, выявить взаимосвязь поколений, дети совместно с родителями стремятся участвовать в исследовательской (проектной) деятельности: познавательно – развивающие и исследовательские проекты «История войны в истории моей семьи», «Победный Май», «Наследники войны».

Интерес к историческим событиям восполняют еженедельные занятия в музее с детьми старшего дошкольного возраста, экскурсии в историко-краеведческий музей города Шебекино и села Купино, походы к памятникам, поездки в исторически значимые заповедные места. Все это формирует самосознание ребенка и элементарные сведения по истории, географии, культуре России.

С 2003 года в МАДОУ функционирует кружок «Культура Православия», где освещаются традиции, Святыни земли, православные праздники, календарные праздники, уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Один раз в квартал выходит детсадовская газета «Благовест», оснащенная информацией для родителей по православным праздникам. Налажено сотрудничество с настоятелями Тихвинского храма протоиереем Олегом и храма Козьмы и Дамиана протоиереем Димитрием.

Педагоги детского сада знакомят дошкольников с народными праздниками и традициями казаков, разучивают казачьи песни, частушки, танцы; используют элементы казачьего фольклора в режимных моментах, организуют фольклорные праздники.

В холле детского сада проходят тематические выставки совместной деятельности детей и взрослых декоративно-прикладного творчества по знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

Работы, изготовленные совместно с родителями, отправляются на конкурсы различного уровня. За последние 3 года детский сад получил более 60-ти грамот. Дети продолжают занятия в городских студиях.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

Является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов .

Развитие современного российского общества вызвало необходимость обновления системы патриотического воспитания. В условиях роста национального самосознания, современная наука все чаще обращается к историческим памятникам, культурным традициям, в частности, к традициям казачества, как к средствам воспитания подрастающего поколения. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Его рождение, становление и развитие насчитывает более тысячи лет и немыслимо без истории Руси - России. Многие важные события российской истории происходили при непосредственном участии казаков. История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. В ней можно увидеть и традиции, и преданную службу Отечеству, и волю, освященную идеями православия, и первопроходцев, чьими усилиями разрасталась Россия. Президент России В.В. Путин охарактеризовал современное казачество как «уникальный и неотъемлемый пласт нашего общества, пронизанный идеями подлинного патриотизма, традиционных ценностей и самобытной народной культуры». Руководитель страны выразил надежду, что казачество будет активно участвовать в решении правительственных задач социально-экономического плана.

Казаки от подобных проблем никогда «не открещивались» . Казаки верно служили Отечеству: начале - по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе Вооруженных сил как их неотъемлемая часть. Неизмерим вклад многих поколений этого военного сословия в защиту интересов Российского государства и общества. Именно казаки в числе первых осваивали новые земли, стояли прочным заслоном врагу на дальних окраинах Родины и накопили огромный опыт в охране и защите государственной границы. Молодое поколение, должно хорошо знать свою хотя бы потому, что там кроются ответы на многие сложные вопросы сегодняшнего дня. Многие деятели культуры всегда связывали возрождение своей страны с возраждением казачества. Так, А. Куприн писал: «Пусть мои глаза и не увидят чаемого счастья Родины, но так же, как непоколебимо верую я в гредущее оздоровлениеи обновление Великой России, верю я в будущую неразрывную связь казачества с нею». Граф Л.Н. Толстой высказывал такое мнение: «Казаки создали Россию». История каждого народа уходит своими корнями в глубь веков, и ее начало видится каким-либо заметным, еле уловимым признаком, который, как писал В.О. Ключевский, «надобно искать прежде всего в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории». С историей зарождения и становления казачества дело обстоит значительно сложнее, потому что память о нем отложилась в сознании не одного, а многих европейских и азиатских народов. В защите южной границы и в оборонительной политики Русского государства важнейшая роль в XVII в. принадлежала слободским казакам. Таковыми назывались те казаки, которые в 1638 г. ушли из Речи Посполитой с атаманом Яцко Остряниным. Именно в этом году зафиксировано первое поселение черкасов «в степях, лежащих за пределами русской оседлости».

Постепенно черкасы стали заселять пустовавшую территорию будущих Харьковской губернии и Острогожского уезда Воронежской губернии, которая представляла в то время дикую степь. Здесь образовались поселения - слободы, отчего эта территория стала называться Слободской Украиной. К 1638 г. образовалось около тысячи слободских поселений Число переселенцев особенно возросло во время правления Б. Хмельницкого. Слободские хутора в бассейне Верхнего Дона были подчинены власти Московского полка и составляли Слободское казачье войско. Начало военной организации Слободского казачьего войска было положено созданием Острогожского казачьего полка, состоявшего из семи сотен: Астафьева, Иванова, Дубовика, Батуринской, Карабутинской, Буторлинской и Канатовской. Население полков делилось на казаков реестровых с обязательной службой и на помощников обязанных помогать им, мещан, крестьян и вольных. Слободские полки с начала были подчинены малороссийским гетманам, но затем освободились от их власти, и до Петра I пользовались самостоятельностью. Отметим, что слободские казаки не участвовали в предательских действиях малороссийских атаманов, за что и получили от Москвы царские «похвалы» и жалованные грамоты, в которых подтверждалось освобождение их от пошлин и оброков, от всяких повинностей кроме военной службы. Слободские казаки пользовались следующими льготами: правом свободного занятия пустых земель, свободой внутреннего казачьего устройства, освобождением выборных казаков отнесения строевой службы, свободой заниматься любыми промыслами, свободной от обложения податями торговли, правом откупа таможен и перевозов.

Окрепшая и организованная в военном отношении Слободская Украина приняла на себя охрану рубежей Российского государства. Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить связь поколений. Движение за возрождение казачества на базе общих социально-экономических, духовно-культурных и других интересов - одна из форм выражения национального самосознания. Необыкновенное сочетание русской вольницы с осознанным желанием служить Отечеству всегда было присуще казачеству.

Поэтому возрождение российской государственности нельзя себе представить без возрождения казачества. Казачество всегда первым подавало пример единства и братства, которое так нам необходимо. Что можно взять в нашу повседневную жизнь современного общества из многовекового опыта казачества? Достаточно многое и, прежде всего, тех кто посвятил свою жизнь службе Отечеству. Ведь, несмотря на репрессии и официальную политику ликвидации казачества, народ не мог забыть своей истории. Память многие годы хранила несправедливо нанесенные обиды, что способствовало сохранению традиций и бережному отношению к прошлому. Сохранился большой культурный пласт в виде народных обычаев, песен, любовного отношения к оружию. Обычаи оказались сильнее принимаемых законов и официальной политики. Казачество сохранило духовность и патриотизм, осознание самобытности своих корней. Казачество помнило себя не только как сословие, но и как неповторимая часть православного русского народа и стремилось сберечь самостоятельный стиль жизни, сложившийся в течении многих столетий. Были сохранены старинные рукописи и книги, иконы старинного письма и др. Казаки издавна были людьми государственными, и на первом месте у них была воинская служба.

С малых лет они посещали казачий круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землей, с сельскохозяйственным инвентарем (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах станицы. И отец, и мать пользовались уважением детей, которые обращались к ним только на "вы". Но если отец пользовался уважением и любовью всех членов семьи, поскольку он был глава семьи, то мать всегда чтилась в казачьем быту. Вся система воспитания делала казака воином. С 3-х лет мальчика уже сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение: подковы, «ухнали», сумы, седло. С 10 лет обязательно присутствовал на кругу, с 14 лет ухаживал за жеребенком. С 17 лет казаки из многих станиц собирались в одно место на смотр, где они демонстрировали свое умение метко стрелять в цель на всем скаку, рубке лозы. Переплывали через реку вместе с лошадьми, амуницией и пиками. Тренировки и упражнения шли круглый год. Мысль о делах военных была любимой у многих казаков. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед - далеко в века уходя - все были воины. Служили и старший, и младший брат, и от того создавались традиция службы и уважения к ней. Да, воевать казак умел.

Вряд ли велико преувеличение в рассказе о письме донского казака домой из Русского экспедиционного корпуса во Франции под Верденом: «Родные мои! Во Франции мне делать больше нечего. Все какие тут есть боевые ордена за две недели я получил». А пока не было войны жил казак на своей земле хлеборобом. Вся войсковая земля была разбита на полковые округа, и казак призывался на действительную службу, начиная ее со старослужущими из родного куреня, а часто под опекой старшего брата. Это придавало особую прочность казачьим воинским формированиям, скрепленным клятвой, братством, честью. Не случайно в начале XX в. Германский император Вильгельм II назвал казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством Казачья вольница была одним из последних проявлением самобытного демократизма. По словам современника первой в Европе организацией, действовавшей на демократических началах являлась Казацкая христианская республика.

Для казачества был традиционным принцип круговой демократии: власть круга над казаком, старшего над младшим, мужчины над женщиной. Веками формировался уклад жизни - общинно-демократический строй. Власть казачьего круга опиралась на обычаи, традиции, «мирской» авторитет, на такие выборные органы, как совет стариков, суд чести. У А.С. Пушкина мы читаем: «Совершенное равенство прав, атаманы и старики избираемые народом, временные исполнители народных постановлений; круги или совещания где каждый казак имел свободный голос и где все общественные дела решены были большинством голосов». Мировоззрение и уклад жизни казачества во многом сформировала христианская мораль, в котором патриотизм не противопоставлялся принципу равенства всех людей и народов. Вера в Бога укрепляла казака на чужбине, в изгнании и в лихую годину. У людей вольных, знавших себе цену и живших интересами христианства, сформировались преданность православной вере и законам Божьим, как бы освещавшим каждое действие казака. Он не приступал к делу не помолившись, будучи уверенным, что ничего не происходит без воли Божьей. По давней традиции каждое заседание круга начиналось и заканчивалось общей молитвой. И казачьи поселения, станицы и полки не существовали без храма, в которых не только велись проповеди, но и распространялось просвещение. У предков казаков следует учиться бережливому отношению к миру, в котором они обитали. Многое изменилось с тех пор, ушли в прошлое «казачьи обыкновения».

Задача всякого просвещенного человека - помочь возродиться лучшим традициям старших поколений. В этом важная роль принадлежит патриотическому воспитанию. Первые шаги в этом направлении казачеством были сделаны еще в начале 1990-х гг.: состоялся всероссийский поход донских казаков, а также посланцев кубанского, терского и забайкальского казачеств. Во время походов по местам боевой славы, в некоторых станицах и городах были сформированы отряды казаков для оказания помощи полиции и поддержания общественного порядка. Министерство обороны присвоило почетные наименования Донского и Кубанского казачества двум мотострелковым полкам сухопутных войск в Северо-Кавказком и Приволжско- Уральском округах, где стали проходить службу молодые казаки . Союз казаков на общественных началах готовит допризывную молодежь.

Это были первые шаги возрождающегося казачества. В Курске шестиклассников школы № 16 посвятили в казачата. Казачьи кадетские классы не случайно появились именно в 16-й школе - она расположена в Стрелецкой слободе, где исстари селились служивые люди, стрельцы, казаки . Что позволяет надеяться на лучшее будущее нашей Родины? Прежде всего вера и оптимизм, основанные на героической истории русского народа. В памяти нашего и последующих поколений навсегда останутся имена тех, кто посвятил свою жизнь защите и преумножению славы Отечества. И среди них почетное место занимает военное сословие - казачество, завоевывавшее и осваивавшее новые земли, участвовавшее во всех вооруженных конфликтах и воинах, а в мирное время, стоявшее не преступным форпостом на государственной границе.

Литература

1. Изюмов А. И. Союз казаков России 1990-2010. М., 2010.

2. Памятники Отечества. Альманах. № 2. М., 1980.

3. Казачья энциклопедия: концепция: словник / под ред. А.П. Федотова, М., 1996.

4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.1. Курс русской истории. М., 1987. Ч. 1.

5. Слюсарский А.Г. Социально-экономическое развитие Слобожанщины. Харьков, 1964.

6. Квитка И.И. Записки о слободских полках. Харьков, 1883.

7. Быкадоров И.Ф. История казачества. Т. 1. - Прага, 1930.

8. Плеханов А.М. Казачество на рубежах отечества. М., 2009.

9. Мовчан А.И. Казаки. Быт и традиции. М., 2012.

10. Друг для друга. Курск, № 11. 2016.

Абакумова Е.А.

С Иваном Ребровым современные казаки имеют так же мало общего, как и прежние. Казаки были бунтарями и опустошали страну. Сегодня они выступают против всего западного, о чем и рассказывается в недавно увидевшей свет монографии

При упоминании казаков на ум приходят элегические хоровые песни донских казаков, артистичные приемы верховой езды, дикие танцы или историческая картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880 – 1891).

Однако находящийся в настоящее время на пенсии бывший профессор Венского университета и специалист по истории Восточной Европы Андреас Каппелер (Andreas Kappeler) показывает, каким образом в постсоветской России предпринимаются явные попытки «возрождения казачества» (Andreas Kappeler. Die Kosaken: Geschichte und Legenden). Еще в июне 1990 года более 700 представителей 15-ти казачьих объединений собрались в Москве на «Большой казачий круг» и избрали атамана. Эти нео-казаки называют себя «защитниками отечества», а свое сообщество считают основанным не на происхождении, а на образе мыслей.

Но в чем же состоит образ мыслей казаков? Ответы на этот вопрос даются в небольшой монографии Каппелера преимущественно с точки зрения традиционной историографии. Хотя автор тоже ссылается на литературное изображение казаков, тем не менее классические источники предоставляют мало сведений о повседневной жизни казачества. Поэтому заметным для истории казак становится только тогда, когда он попадает в поле действия закона, когда он бунтует или даже демонстрирует автократичность в своем поведении.

Казачество формировалось с конца XV столетия в восточных и юго-восточных пограничных регионах польско-литовского королевства и России, в переходных степных зонах, а также на больших реках, которые и дали различным группам свои названия – днепровские, донские, терские, яицкие. Значительный прирост этих первоначально эгалитарных по своему характеру братств и объединений обеспечивали бежавшие от крепостной зависимости украинские и российские крестьяне, которые затем перенимали обычаи и навыки степных народов и кавказцев.

Пираты Черного моря

Казаки были речными и морскими пиратами, колонистами и прежде всего - признанными бунтарями. Легендарный волжский казак Ермак совершил свой первый поход через Урал в 1582 году и завоевал центральную часть татарского Сибирского ханства. Сибирский служилый казак Семен Дежнев открыл в 1648 году Берингов пролив и опередил тем самым на 80 лет Витуса Беринга, давшего ему свое имя.

Выражение «служилый казак» также свидетельствует об амбивалентности казачества. Казаки, в том числе легендарный Стенька Разин, принимали участие во всех народных восстаниях, а также во многих погромах в Польско-Литовском королевстве и Российской империи, однако уже в XVI веке источники указывают на существование служивых и реестровых казаков.

Хотя гетманство днепровских казаков в XVII столетии обладало «элементами государства», тем не менее, казачьи войска были подчинены государственному контролю и были дислоцированы на постоянной основе в пограничных регионах расширявшейся на юг и на восток Российской империи.

Жизнь казаков на диком Востоке

Таким образом миф о дикой, свободолюбивой и воинственной жизни казаков, как их величественно изобразил Илья Репин, был дополнен верноподданническим патриотизмом. И кто сегодня решиться сказать в лицо группе свирепо смотрящих нео-казаков, что они в своей форменной одежде и меховых шапках выглядят анахроничными не только на фоне бронированных внедорожников и видеокамер?

Только где-то уже в конце своей книги Каппелер сравнивает казаков с солдатами-крестьянами в империи Габсбургов, а также с колонистами на американском Западе. Первая параллель более оправдана, но и сравнение освоения Сибири с американским мифом о Диком Западе также представляется интересным.

Дело в том, что «большинство приписываемых американским колонистам ценностей – свобода, вольность, равенство, смелость и боевой дух» - можно обнаружить и у казаков.

Однако: «Специфические социально-политические структуры и менталитет восточно-европейского фронтира были характерны только для казацкой периферии и не распространялись на государство в целом». Временами становившийся свирепым антицентрализм трапперов на американском Западе не оказал своего влияния и на новых казаков, хотя свирепый патриотизм, судя по всему, сохранился.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.

С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.)

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:

во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система духовно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функции формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.1 (1 Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.)

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением, показывает, что основными путями духовно-патриотического воспитания являются:

1) воспитание в семье;
2) воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включала в себя:

Общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизнеустроительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;
конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходи
мость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;
моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт;
семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;
культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;
аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли
и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа.

В начале 90-х гг. минувшего века усилиями представителей казачьих обществ России в стране были созданы и действуют различные формы приобщения подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории, традициям и этике своих славных предков:

Войсковые казачьи школы;
воскресные школы;
казачьи классы на базе средних школ;
казачьи кадетские корпуса;
казачьи военно-патриотические центры;
казачьи лицеи;
казачьи православные лицеи;
казачьи молодежные клубы;
казачьи конно-спортивные школы;
факультативы по казачеству;
спецкурсы по истории казачества при университетах.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в РФ - 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта. Инновационные образовательные учреждения, базирующихся на традициях казачьего воспитания, стали подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.

Основная задача духовно-патриотического воспитания - формирование и развитие личности казака, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Источник http://www.zimovaya.ru