Игры по методике монтессори. Чудодейственное влияние игр монтессори

Света Колмыкова
Игры Монтессори в развитии дошкольников

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда , в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей .

Впервые система, созданная Монтессори , была использована в «Доме ребенка» , открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

В центре системы Монтессори стоит ребенок - независимо от его культурной, этнической, половой принадлежности, социального и психологического статуса и пр. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде . В этом весь смысл исходной позиции системы М. Монтессори . Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, и все педагогические техники и методики лишь помогают ему развиваться так , как это принято в данной культуре.

Именно возможность саморазвития ребенка отличает систему М. Монтессори от других систем . Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться ; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он движется сам. Ребенок не может сам для себя создать развивающую среду , а взрослый может это делать. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Кто, если не взрослый, покажет ребенку, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой? Вся эта развивающая среда для взрослых кажется немного упрощенной : ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые встречаются в каждом доме. Но для маленького ребенка это целый космос. Он постепенно познает мир.

Монтессори - педагогика является альтернативной системой непрерывного образования детей в возрасте от 3 до 12 лет. Уже на протяжении почти 100 лет ее успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии. В России первые Монтессори - детские сады возникли в 1910-1920 гг. Однако в конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты, но вплоть до 1942 г. идеи Монтессори жили в нашей стране благодаря самоотверженному труду Ю. И. Фаусек.

В чем состоит, по Монтессори , сущность воспитания? Под воспитанием она понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения.

«Под воспитанием следует разуметь активное содействие, так называемое нормальному выявлению жизни в ребенке. Ребенок есть тело, которое растет, и душа, которая развивается - у обеих этих форм , физиологической и психической, один и тот же вечный источник - сама жизнь. Мы не должны ни душить, ни коверкать таинственных сил, заложенных в этих двух формах роста; мы должны дожидаться от них проявлений, которые, мы знаем, последуют одно за другим».

Впитывающее мышление М. Монтессори отмечает , что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названной ею «впитывающим мышлением» .

Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. «Просто в то время, как он живет, ребенок выучивает речь своей расы» , - пишет М. Монтессори . Действительно, в раннем детстве ребенок легко овладевает любым языком, перенимая все его грамматические конструкции, особенности интонации и произношения звуков, если постоянно находится в соответствующей языковой среде. Какими бы сложными ни казались нам, например, хинди, суахили или японский языки, дети уже на втором году жизни понимают и говорят на них.

«Не прекрасно ли было бы, - восклицает М. Монтессори , - если бы знания могли проникнуть в наше сознание без особых усилий, а просто в процессе того, что мы живем, как дыхание и питание».

Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с губкой , впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду - чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие» , «полезные» и «бесполезные» и т. д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития , получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.

Огромное внимание педагогов привлекают сенсорные материалы Монтессори и работа с ними . Игры , занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавать звуки, способствуют математическому развитию и развитию речи .

Интересно отметить, что ни сама Мария Монтессори , ни её последователи (ни педагоги современных монтессорианских садиков ) никогда не ставили себе задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка . Вся Монтессори -среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором : с чем ему заниматься. То есть он всегда находится в ситуации выбора своей деятельности. Ребенок приходит в детский сад и говорит : «Я хочу стирать» . - «Пожалуйста, иди стирай» . Другой приходит : «Я хочу считать» . Он идет и занимается счетом. При этом каждый Монтессори -материал предполагает возможность длительной самостоятельной работы с ним. Обращение к педагогу за помощью рассматривается не как несостоятельность, а как стремление к совершенствованию выбранного вида деятельности.

Большое значение Мария Монтессори отдавала развивающей среде . Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей , но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Как говорила Мария Монтессори : игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей , особенно дошкольников . Исследования показывают, что до 75% развития мозга происходит после рождения. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывать влияние на структуру связей между нейронами. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи , социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.

Развивающие игры – это источник сенсорно-моторных, познавательных и социально-эмоциональных переживаний. Они обеспечивают идеальное развитие мозга ребенка . Поэтому все занятия с ребенком должны проходить в игровой форме.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает , что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь : тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели : прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров, а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности , координации движений, утончение слуха).

И вашему вниманию я предлагаю несколько игр :

«Подбираем крышечку» .

Цель : Развивает внимание , координацию, мышление и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Возьмите разные бутылки, банки, чтобы крышки были все разные по размеру. Начинайте медленно отворачивать крышки на глазах у ребенка. Расскажите малышу как подбираются крышки. Затем смешайте все крышки, предложите ребенку найти подходящие крышки для каждой емкости, которые у Вас на столе.

«Прищепки»

Цель : Развивает мелкую моторику рук , развивает творческие способности.

Ход игры:

Отличный материал для развития мелкой моторики малыша обычные бельевые прищепки. Давайте возможность ребенку вместе с вами развешивать белье , пусть ребенок использует прищепки как игрушки, как украшение или как составление орнамента.

«Найди на ощупь»

Цель : Развивает внимание , усидчивость, мелкую моторику рук, тактильное восприятие.

Ход игры:

Подготовкой материала можно заняться вместе – это весело и полезно. Пусть ребенок сам насыпает крупы, потрогает их ручками и опишет вам свои ощущения.

Для этой игры нам понадобятся : воздушные шары одинакового цвета и размера, песок, мука, горох, фасоль, крупы

Рассыпаем все заготовленные материалы : песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы : манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

«Чьи семена»

Цель : Учить детей сравнивать различные семена, и находить к какому растению они принадлежат.

«Ключи – замочки»

Цель : Развивать внимание , координацию, мышление, логику и моторику рук. Учить соотносить внешний контур ключа с внутренним контуром замка.

«Разбитый кувшин»

Цель : Учить находить и называть различные виды бумаги. Развивать мелкую моторику . Закреплять знания геометрических фигур.

«Одним словом назови и запомни»

Цель : учить классифицировать предметы по заданным признакам.

Ход игры:

Ведущий раздает карточки с изображением различных материалов (стекло, дерево, резина, пластик, ткань, металл) . У ведущего картинки с изображен6ием различных предметов (ведро, стел и т. д., он их называет, а дети стараются найти подходящие по своим свойствам предметы.

Не во всех городах есть центры по развитию детей с помощью методики Марии Монтессори, поэтому сознательные родители стремятся развивать своих детей самостоятельно. Но как это делать и с помощью каких материалов - большой вопрос для неопытных мам и пап. В этой статье мы рассмотрим, в какие игры Монтессори можно играть с детьми разных возрастов в домашних условиях.

Занятия с годовалыми детьми

Развивающие игры по методике Монтессори своими руками сделать совсем не сложно для годовалого ребенка. Он воспринимает маму как центр всей его жизни, так как от нее зависит все его существование. Особенно, если ребеночек еще не научился ходить. Монессори-игры применяются и до года, но они направлены на развитие когнитивных процессов, поэтому их можно использовать, начиная с возраста 9 месяцев.

До начала игры заботливым мамам важно помнить, что малыши в этом возрасте не могут долго на чем-то концентрироваться и их обучение происходит в постоянном движении. Для этого нужно подготовить сразу несколько игр, чтобы ребенок переключался с одной на другую. Во что поиграть с годовальчиком?

Развитие крупной моторики

Детки в этом возрасте осваивают хождение, приседание, спуски, поднятие по ступенькам, бег. Это и есть крупная моторика, поэтому не требуются специальные по этой методике. Мамы должны следить за обеспечением возможности бегать, ходить, спускаться. Здесь игрой будет постоянный спуски и поднятие по лестнице на детской площадке.

Мамы дома могут сделать препятствия из подручных средств, которые маленький исследователь должен обойти или проползти вокруг. Если есть возможность, приобретите тоннель, по которому ваше чадо будет проползать.

Мелкая моторика в год

Наряду с развитием крупной моторики, мелкая также должна активно развиваться в это время. Для таких маленьких деток подойдет игра с пирамидкой - можно одевать колечки в разном порядке, это для крохи будет интересно. Хорошо помогут в развитии мелкой моторики игрушки-сортеры, вставка в отверстия фигурок, если они будут разноцветными - это только подогреет интерес малыша.

Поиграть с малышом можно и с помощью обычных прищепок: взять несколько разноцветных прищепок и показать, как их открывать, что с ними делать. Ребеночек с удовольствием будет ими манипулировать.

Развитие речи

Развитие речи годовалых малышей входит в раздел дидактических игр в системе Монтессори. В этом возрасте очень важно активно обучать маленьких «учеников» речевым оборотам, словам, звукам, названиям картинок и предметов.

Этому в методике Монтессори посвящено много игр и предметов. Важно комментировать все, на что показывает малыш, что он делает, кто с ним разговаривает и так далее. Так кроха будет постоянно слышать необходимые сочетания звуков, перенимать их и учиться самостоятельно говорить их.

  • сначала мама показывает картинку и называет, что на ней нарисовано, малыш слушает и щупает картинку;
  • затем, когда ребенок привык к изображениям, мама спрашивает: «где лиса? где кошечка?»;
  • когда малыш без ошибок начинает показывать животного (любой предмет на карточке), следующий этап - самостоятельное название изображения. Мама должна спросить: «Кто это?». При незначительном словарном запасе в год ребенок уже некоторыми звуками, сочетаниями звуков, может обозначить ту или иную картинку.

Игры для двухлеток

Приблизительно к двум годам детки уже могут выполнять мелкие манипуляции с предметами. В этом возрасте активно развивается речь, когнитивные процессы, мелкая моторика. Очень полезно применять игры Монтессори для 2 лет.

Развитие сенсорного опыта

Развитие органов чувств очень важно для малышей. Для этого есть несколько игр:

  • Сортировка предметов - малышу дается несколько предметов разных цветов, форм и величине, он сам выбирает, в какие наборы какой предмет положить. По такому принципу можно сортировать и пуговицы, перемешав их перед подачей ребенку.
  • Пирамидка или башенка - две похожие между собой игры. Игра пирамидка заключается в складывании элементов в убывающем по величине порядке. Так же и башенка - деревянные кубики выстраиваются: в основании наибольшее количество, потом меньше и меньше. Иногда разновидностью башенки являются кубики, которые вставляются по принципу матрешки друг в друга.
  • Пазлы - для двухлеток хорошо подойдут мягкие или деревянные пазлы, состоящие из двух или трех элементов. Лучше, если для малыша это будет известное изображение - домашнее животное или предметы обихода, быта.

Игры в воде

Для деток 2-х и более лет очень познавательными и интересными будут Монтессори игры с водой.

  • Необходимо приготовить две тарелки, губку и шприц - малышу потребуется переливать шприцом и губкой воду из одной тарелки в другую.
  • Классическим вариантом игр с водой является переливание воды из одного кувшина в другой. Но это следует делать по определенным правилам: ручки кувшинов должны быть с обратных сторон, они должны стоять на разносе, который приносит сам ребенок. Правой рукой нужно взять левый кувшин, левой рукой его следует придерживать. Вылить все до последней капли, затем проверить, сухой поднос или нет. Если на нем есть вода, ее нужно протереть губкой. Можно опять повторить то же.
  • Для переливания можно использовать разные емкости по вместимости и форме. Ребенку будет интересно увидеть изменение уровня воды в разных сосудах. Кроме этого, водичку можно слегка подкрасить пищевым красителем, смешивая, цвет будет изменяться, что также заинтересует двух-, трехлетку.

Музыкальное развитие

В этом возрасте уже начинается творческое развитие деток. Можно ставить разные мелодии: спокойные, быстрые, тихие, громкие и так далее. Вместе с малышом под них можно танцевать, петь. Хорошо поможет прослушивание музыкальных инструментов вживую или же игра на них.

Математические игры

Игры по математике Монтессори продумывала таким образом, чтобы у дошкольника сразу развивалось пространственное восприятие и арифметика. Например, игра перекладывания цветных бусин развивает геометрическое представление предмета, счет бусин и собирание их в кучки по цвету. Для деток постарше игры уже усложняются.

Развитие трехлеток по Монтессори

Монтессори игры для 3 лет разнообразны во всех зонах развития малышей. У маленьких исследователей в три года появляется больше возможностей для развития моторики, мышления, повседневных навыков, математических умений и так далее. Они постепенно приобретают навыки самостоятельности, что радует их и взрослых.

Развитие навыков в практической жизни

В три годика деткам очень интересно играться с мелкими предметами. Этим можно воспользоваться для развития мелкой моторики и практических навыков. Здесь могут быть разные вариации игр:

  • Пересыпание зерна - для игры необходимо подготовить первую миску с любым зерном (гречка, рис, горох, пшено), вторую пустую миску, воронку, чайную ложку. Ребенку необходимо этими предметами пересыпать зерно в пустую миску.
  • Вылавливание шариков в воде - малышу предлагается миска с водой, в которой плавают несколько теннисных шариков. Ему необходимо выловить эти шарики ситечком.
  • В миску с водой добавляется несколько капель жидкого мыла. Затем сам дошкольник взбивает венчиком содержимое посуды, получая пену. Восторгу ребенка не предела.

Знакомство с математикой. В этом разделе существует много игр и разных вариаций с цифрами и фигурами. Ребенок в 3 года может понимать и называть формы и цвета - игры по системе Монтессори стимулируют его к этому. Эти знания и умения нужно совершенствовать.

Есть такие игры, которые вместе с математическими навыками развивают письмо: для игры необходимы карточки с цифрами на шершавой поверхности. Мама, занимаясь с малышом, называет цифру и проводит пальцем по ней, отмечая способ написания и направление. Через несколько занятий малыш сам захочет ее написать на бумаге, этому не нужно препятствовать.

Развитие мелкой моторики, мыслительных процессов

Очень хорошо для этого в возрасте 3-х лет использовать игры-шнуровки Монтессори. Они стимулируют работу пальчиков, малыш ищет разные новые пути шнуровки. Для этого понадобится самодельная поверхность с отверстиями для шнурков, или купленные фигурки со шнуровкой.

Эти и другие игры помогают в развитии детей дошкольного возраста. Прикладывая все усилие к воспитанию и развитию способностей малыша, из него получится гармонично развитая личность.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Игры для ребенка - основной способ получать новую информацию. Зная это, можно решить вопрос того - существует множество интересных развивающих игр, в которые можно играть в пути.

Упражнения, развивающие игры для ребенка третьего года жизни

Монтессори-игры
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Все, предлагаемые ниже, занятия расчитаны на двух- четырех-летних детей. Точнее игрушкой здесь может стать любая вещь в доме: кастрюля, пузырек, стакан с водой, цветок.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Мир взрослых вещей не слишком добр к маленькому ребенку. Значит, считает Монтессори, надо создать ребенку особенную "подготовительную среду". Безусловно, большую радость и удовлетворение приносит ребенку деятельность значимая и полезная в глазах родителя, а также та, смысл которой хорошо ему понятен. Монтессори предлагает ряд таких игр-действий вполне доступных маленькому ребенку: переливание воды, чистка металлических предметов и ботинок, завязывание бантов, уход за цветами, помощь в приготовлении завтрака, самостоятельное одевание и раздевание. Именно такая деятельность, полагала Монтессори, формирует у ребенка чувство собственного достоинства и независимости, ведь теперь многие полезные действия могут выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет и уверенность в себе. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, - считала Монтессори, - тем больше у него освобожденных творческих сил.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Монтессори рекомендует любое упражнения выполнять медленно, и тщательно анализируя его - так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной. Эта серьезная внимательность взрослого делает познавательной и приятной для ребенка даже процедуру одевания и раздевания.
1. Игры с водой
Многие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка.
Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку).
2. Игра "Аквариум"
Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).
Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.
3. Переливание воды
Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка.
Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах.
Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко.
4. Игры с водой и губкой
Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка.
Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки, стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш.
5. Игра "Ходьба по линии"
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы.
Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.
6. Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока
Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.
Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

"Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.
7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка.
Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
8. Игра "Больше и меньше"
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера.
Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
9. Игра "Чистка посуды"
Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
10. Игра "Уборка"
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори.

11. Игры с застежками
Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки
На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс.
Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке.
12. Игра "В тишине"
Игрушки: любые предметы в комнате
В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Игры Монтессори - просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими.

Методика Монтессори с каждым днём становится всё популярнее и популярнее. И это не удивительно: десятки книг, сотни пособий, миллионы положительных отзывов родителей об этой системе. Как грибы по всей стране появляются детские сады и центры, работающие по методике Монтессори. Причём возраст воспитанников в таких группах становится всё меньше и меньше. А та ли это система воспитания, которую рекомендовала сама Мария Монтессори? И так ли идеальна эта методика? Давайте разберёмся.

Мария Монтессори. История успеха.

Трудно представить, но данной методике насчитывается более века. Автором её является Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, педагог, психолог, которая благодаря своим феминистическим взглядам и целеустремлённости, смогла получить учёную степень. В сфере медицины Мария работала с умственно-отсталыми детьми. Именно она первая подняла вопрос об образовании детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Так, в 1907 г. в Риме, Мария Монтессори основала учреждение для умственно-отсталых детей, в котором были запрещены так распространённые в те годы физические наказания воспитанников. На основе педагогических разработок Итара и Сегена, Монтессори создала свою методику обучения детей с отклонениями в развитии (поэтому часто одни и те же пособия называют по-разному: например, ящик Сегена, он же — ящик Монтессори, он же — сортер). Учитывая образовательные потребности умственно-отсталых детей, Монтессори в своей системе сделала акцент на формирование социально-бытовых навыков, а также на обогащение сенсорного опыта. Позже Мария по этой программе начала работать и с обычными детьми.

Основные принципы методики Марии Монтессори.

Одним из самых важных критериев гармоничного развития ребёнка, по мнению Марии Монтессори, является свобода и самостоятельность. Задача взрослого – не учить, а создавать такие условия, чтобы ребёнок сам мог получить знания; не навязывать конкретный материал, а предоставлять ребёнку возможность выбора пособия для занятия. Взрослый в таких группах, скорее выполняет функцию стороннего наблюдателя, который вмешивается в деятельность ребёнка только тогда, когда он сам его об этом попросит. Но это далеко не значит, что в группах Монтессори царит беспредел. Существует ряд правил, которых учат придерживаться малышей. Например, с пособием занимается тот ребёнок, который взял его первым, или после игры материал обязательно нужно положить на место. Группы сама Монтессори рекомендовала организовывать разновозрастные – от 3 до 6 лет, так, старшие дети могут помочь младшим, а младшие взять пример со старших.

Монтессори-среда. Что из себя представляет?

Как правило, в группах Монтессори по периметру помещения размещены открытые низкие стеллажи. Это позволяет ребёнку без спроса взрослого взять ту или иную игрушку или пособие (сама Мария придерживалась термина «материалы»). Кроме того, все стеллажи разделены на зоны , где малыши могут:

  • позаниматься с предметами, помогающими осваивать бытовые навыки;
  • обогатить сенсорный опыт;
  • развить мелкую моторику;
  • поиграть с математическими пособиями и др.

Комнаты, где проходят занятия, оснащены ковриками и циновками, т.к., в основном, вся деятельность происходит на полу. Дети могут свободно перемещаться по помещению. В школах Монтессори отсутствуют парты. Есть только маленькие столики и стульчики, под рост ребёнка, которые ученики также могут перемещать на своё усмотрение. Это же касается и зоны бытовых навыков: там может быть невысокая раковина, полотенце повешено на уровне глаз ребёнка, и даже миниатюрные швейные машины и утюги, словом – взрослый мир размером с ребёнка. Дети, воспитанные по системе Монтессори, с лёгкостью орудуют ножом и вилкой, способны постирать свои мелкие вещи и развесить сушиться на верёвку.

Монтессори дома. А стоит ли?

Как уже говорилось выше, сама Мария Монтессори рекомендовала свою систему для занятий с малышами не младше трёх лет . Почему не раньше?

Во-первых, такая организация пространства навряд ли подойдёт для малышей раннего возраста, у которых от природы повышена любознательность и исследовательский инстинкт. Малыш, скорее всего, захочет все пособия со стеллажей сбросить на пол, рассыпать песок и крупы, попробовать их на вкус, помять карточки, а затем и пожевать. И вся эта деятельность будет говорить о том, что ребёнок развивается как надо, поскольку именно так в этом возрасте дети познают мир и свойства окружающих предметов. Да и объяснить, что после игры пособие нужно убрать на место, родителю будет не просто.

Во-вторых, мелкие предметы (крупы, пуговицы, шарики) давать детям первого года жизни потенциально опасно, даже если рядом находится взрослый, так как в этом возрасте малышам свойственно знакомиться с предметами при помощи рта. Как развивать моторику БЕЗ мелких предметов, можно прочесть .

Как организовать Монтессори-среду в домашних условиях?

На самом деле, организовать пространство в комнате по системе Марии Монтессори достаточно просто. Можно приобрести самые простые стеллажи и расставить в комнате ребёнка, а можно и просто выделить полку, в зоне доступа малыша, где будут собраны все развивающие пособия. Для создания Монтессори-обстановки отлично подойдут деревянные открытые стеллажи для обуви с секциями, например, такие:

Приобрести такую модель можно в Озон .

Также это могут быть модульные стеллажи , которые можно сформировать под свой вкус.

Где взять пособия Монтессори?

На самом деле, подходящих пособий великое множество. Приведу только примеры развивающих игрушек. Для более детального ознакомления или приобретения просто нажмите на картинку с понравившемся материалом:

Овощи для разрезания Кухня
Геометрическая пирамидка
Стаканчики Куб универсальный Цилиндры
Лабиринт Сортер-брусочек Геометрическая шнуровка
Шнуровка «Арбуз» Мозаика «Геометрия» Арифметический счёт
Шнуровка «Ботинки» Сортер

Готовка . Позволяйте ребёнку проводить с Вами время на кухне. Малыш сможет перемешать салат, подсолить его, посыпать блюдо зеленью, фигурной формочкой вырезать печенье из теста, помочь перебрать крупу.

Стирка . Выделите для малыша небольшой таз, и место для развешивания белья (например, комнатная сушилка). Ребёнок сможет сам стирать носочки или платки.

Минусы методики Монтессори

В методике совершенно не отводится времени игре – ведущей деятельности дошкольного возраста. Также Мария Монтессори была категорически против чтения детям сказок, занятий с ними творчеством и ролевым играм, всему тому, что так помогает в развитии детей. Ученики, поменявшие Монтессори-школу на обычную, чувствуют себя неуютно, т.к. привыкли к свободному перемещению во время урока, что противоречит общепринятым нормам массовой школы. Следует отметить, что эта методика не подходит детям с гиперактивностью.

Вывод:

Методика Марии Монтессори требует разумного подхода (с учётом возраста и интересов малыша). Систему Монтессори целесообразно сочетать с другими вариантами развития ребёнка, компенсируя творческий и игровой дефицит.

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори.

10 домашних игр от Монтессори.

Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области. Консультация "10 домашних игр от Монтессори" будет полезна воспитателям, работающим с детьми раннего возраста, а также ответственным родителям, заинтересованным во всестороннем развитии своих малышей.

Цель: Популяризация и распространение накопленного педагогического опыта для раннего развития детей, ознакомление с развивающей методикой Марии Монтессори.

Мария Монтессори (1870г.-1952г.) – итальянский врач, педагог, учёный, философ.


Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирают очень многие родители для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей от 6 месяцев и до 6 лет . Мария Монтессори, одна из лучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в своё время.

Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно .

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может сделать это сам. И самым главным самостоятельным выбором каждого ребенка является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, все элементы которой находятся в поле детской досягаемости, использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, уделяя особое внимание осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.


Взрослый должен только помогать ребенку в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твоё представление об окружающем верно.

Принципы системы Монтессори:

Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
- Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
- Взрослый, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.


Наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила несколько направлений, в которых очень важно помочь ребенку с развитием.

Это следующие направления:
- упражнения практической жизни - чтобы быть свободным и умелым;
- сенсорика - чтобы воспринимать окружающий мир ярко и тонко;
- математика - для развития ума;
- язык - для общения и радости познания;
- «космос» - чтобы найти своё место в этом огромном и чудесном мире.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми играми-пособиями в духе Монтессори из группы упражнений практической жизни и сенсорики. Все пособия очень просто сделать из того, что есть под рукой.

УПРАЖНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

1. Волшебный поднос

Поднос, на который ставится что-то для пересыпания, переливания или перекладывания пинцетом.
При пересыпании «что-то» - это две тарелочки, и инструмент для перемещения. В одну из тарелочек насыпьте любое сыпучее наполнение. Это может быть крупа, бобовые, орехи. Пересыпать можно чайной или столовой ложкой. А можно переносить щипцами или китайскими палочками.
При переливании «что-то» - это два кувшина с водой, или кувшин и бутылочка, или кувшин и чашечки. И обязательно губка для удаления пролитой влаги. Вначале предлагайте ребенку простое, а потом постепенно развивайте материал, давая возможность осваивать различные виды пересыпания и переливания.

2. Многогранные прищепки

Отлично держат белье, цепляются к маминой юбке или превращаются в солнышко на желтой бумажной тарелке.
Воплощайте в жизнь так, как это ближе вам. Прищепки – важный предмет в развитии ребенка.

3. Рвалки, мялки, разрезалки

Бумага – ещё одно волшебное пособие. Малыши могут её мять и рвать, развивая свои маленькие пальчики. А после 2,5 лет – резать ножницами. Сначала узенькие полосочки разрезать на квадратики и постепенно усложнять фигуры вырезания.

4. Крутилки и раскручивалки

Болты и гайки, различные пузырьки и баночки. Всё, что можно закрутить и раскрутить. Всё, где нужно подумать и подобрать крышечку. Всё, где можно сосредоточиться и упорно поработать пальчиками.

5. Уборка в доме, как лучшее развивающее занятие

Наводите уют и порядок в доме вместе. Вместе мойте посуду (или каждый свою, или по очереди). Пусть у каждого будет свой инструмент для мытья и подметания пола. Дайте ребенку его личную салфетку для вытирания пыли.

СЕНСОРИКА

1. Подбор одинакового, классификация

На сенсорном уровне дети отлично понимают, как классифицировать, без лишних слов и объяснений. Важно дать им такую возможность. Глаза видят, руки ощущают. А уже после мозг обрабатывает информацию и делает выводы. Классифицируйте по форме, цвету, вкусу. Всё зависит от того, что увлекает ребенка больше всего «здесь и сейчас». Для классификации отлично подходят природные материалы, шарики из разноцветных салфеток, порезанные твердые фрукты или ягоды.

2. Осознание размера

Почти в каждой семье с ребенком рано или поздно появляются матрёшки, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга стаканчики. Это чудесные пособия для осязания размера и градации размеров. А если их нет, можно заглянуть на кухню – судочки из одной серии, разных размеров, кастрюли.

3.Тактильные открытия

Трогайте окружающий мир. Называйте то, что чувствуете: это твердое, это мягкое. Наждачная бумага шершавая, а столешница – гладкая. Под вашими руками целый мир для сенсорных, тактильных открытий. Помните об этом. А если ребенку сейчас хочется всё трогать – сделайте ему тактильные коробочки. Коробочку с парными кусочками разных тканей. Коробочку с разными на ощупь поверхностями - дерево, камень, стекло (безопасное), металл.

4. Чудесный мешочек

Обычный мешочек из ткани или льна, в который вы можете положить предметы, в зависимости от увлечений: плоские геометрические фигуры, объемные геометрические фигуры, ткань, игрушки по теме, разные камни. Найти что-то руками – это так удивительно. А если будет два мешочка, то искать одинаковое в двух разных мешочках очень увлекательно (и не каждому взрослому под силу).

5. Градация цвета

Названия основных цветов дети открывают для себя достаточно быстро. А вот темнее, еще темнее, самый темный, т.е. градацию цвета – труднее. Чтобы помочь в этом деле, обращайте внимание на разные оттенки цветов в природе. Также можно быстро сделать пособие из ниток для вышивания, или катушечных ниток, или из рекламных карточек в строительных магазинах.