Гиперактивный ребенок: стоит ли так бояться? Гиперактивность тест по коррекционной педагогике на тему Тест на дефицит внимания.

Синдром дефицита внимания, гиперактивность, импульсивность

I. Симптомы невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях;

из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к

нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или

протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения

задания и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных за¬даний, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

II. Симптомы гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на

протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным

возрастным характеристикам (необходимо наличие шести или более из перечисленных ниже симптомов):

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится,

пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».2

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в

беседы или игры).

Тест на тервожность ребёнка

Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992г.

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов

Средняя - 7-14 баллов

Низкая - 1-6 баллов.

Предварительный просмотр:

Как выявить гиперактивного ребёнка?


Критерии гиперактивности

(схема наблюдений за ребенком по П. Бейкер и М. Алворд)

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность:

1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: “Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет”.

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки импульсивности”. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета)


Импульсивный ребенок:
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 - о средней, 1-6 баллов - о низкой.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

Гиперактивный ребенок — один из симптомов современного общества. Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: "Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов”. Вероятно, каждому родителю или воспитателю знакомы такие дети. Но прежде чем бить тревогу и думать, что ваш ребенок обладает теми отклонениями от нормы, которые необходимо лечить, давайте разберемся, как визуально попробовать отличить серьезный диагноз от проявления характера ребенка. И если это проявление характера, то плохо ли это?

Гиперактивность с точки зрения медицины и психологии

Гиперактивность — медицинский термин, в основании которого лежат минимальные мозговые дисфункции. Такие дети могли родиться при кесаревом сечении, асфиксии при родах и подобных минимальных повреждениях, при которых была затронута нервная система, которая имеет свои особенности. У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, они очень импульсивны. Импульсивность — склонность человека поступать под воздействием не разума, а эмоций, часто не обдумывая последствия своих поступков, при этом реагируя стремительно, а впоследствии часто раскаиваясь в своем поступке. Тогда как у нормального ребенка наблюдается почти равновесие этих двух процессов. Поэтому дети с синдромом гиперактивности быстро загораются, не могут усидеть на месте, им просто необходимо быть в постоянном движении, что-либо делать, играть, собирать. Но гиперактивность — это пограничное состояние между патологией и нормой. Они сложнее в воспитании, чем дети с активным характером, потому как помимо психологических аспектов в их поведении, проявляются еще и неврологические: заикание, недержание, нервные тики. Все это обусловлено излишним неконтролируемым возбуждением.

У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, они очень импульсивны.

Если рассматривать гиперактивность с психологической точки зрения, то ее обычно называют СДВ (синдром дефицита внимания). Дети с этой психологической проблемой страдают от отсутствия самоконтроля. Например, неблагополучные семьи, которые находятся на грани развода, целиком и полностью увидят проявление восприятия ребенком этой ситуации в этом дефиците внимания. Ребенок постоянно будет пребывать в тревожном состоянии, его будут посещать навязчивые мысли, и все это он будет компенсировать своей активностью. Со стороны же будет казаться, что ребенок гиперактивный. Для того чтобы у ребенка возникло понимание самоконтроля, его необходимо научить, показать ему границы допустимого, как и что правильно делать, на своем примере или на примере членов семьи, что в дальнейшем у него будет проявляться как самоконтроль.

Тест на определение уровня гиперактивности ребенка:

Отметьте соответствия.

1. Ребенок всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией .

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Если рассматривать представленные 20 признаков импульсивности как тест и дать каждому признаку 1 балл, то можно увидеть: получение 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 — о средней, 1-6 баллов — о низкой.

Таким детям необходимо большое количество физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.

Если вы заметили что-либо подобное у своего ребенка, то обязательно покажите его нейропсихологу, который имеет свои способы диагностики, отличные от медицинских, и сможет подтвердить или опровергнуть возможный диагноз и предложить коррекционную программу. Если же у ребенка медицинское заболевание, возникшее в результате минимальной мозговой дисфункции, то невропатолог или нейропсихолог пропишут коррекционную терапию, в которую входят щадящие препараты, например, гомеопатические, и установят жесткий режим дня. Таким детям необходимо большое количество физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.

Если же нейропсихолог опровергнул наличие синдрома у вашего ребенка и определил, что ребенок просто обладает активным характером, то вам повезло. Таких детей любят воспитатели и окружающие дети.

Кроме того, дети со средней гиперактивностью нормально адаптированы в социуме и даже во многом успешнее и одареннее детей, не страдающих этим синдромом.

Плюсы гиперактивности. Есть ли они?

В чем же плюс проявления гиперактивности у детей , которые не имеют медицинских или неврологических патологий?

Эти дети умнее, быстрее, они быстро загораются, быстро действуют. Они более сообразительны, чем другие. Чаще всего такие дети становятся душой компании. Они всегда на виду, всегда привлекают внимание. Такие дети стремятся быть лучше других. Поэтому именно гиперактивных детей можно увидеть на спортивных соревнованиях.

Понаблюдайте за своим ребенком

Чаще всего отличить болезнь от характера можно простым способом: понаблюдайте за своим ребенком. Посмотрите, как он занимается творческим процессом. Детям с гиперактивностью сложно и даже практически невыносимо заниматься тем, что связано с мелкими деталями, развивающими моторику рук. А завязать шнурки или застегнуть пуговицы для них практически невыносимо и заставляет изрядно понервничать, что может закончиться даже истерикой.

Такие дети находятся в постоянной зоне риска. Они чаще других подвержены царапинам, синякам, ушибам и даже переломам. В их присутствии постоянно что-то ломается.

В школьных тетрадях у таких детей можно увидеть недописанные слова, потому что их мыслительный процесс работает быстрее, чем они пишут. Дети часто совершают опечатки в написании не потому, что они не знают, как это пишется, а потому, что у них не хватает внимательности и усидчивости проверить то, что они написали.

Гиперактивность как болезнь отличается от характера тем, что она проявляется ВЕЗДЕ! Где бы ни был ребенок, он везде активен: в общественном транспорте, в гостях, за столом, в детском саду и дома. Он везде ведет себя громко, шумно и непоседливо. А тот ребенок, у которого просто симптомы, похожие на гиперактивность, а по факту он просто активный, — ведет себя везде по-разному. В незнакомом месте или в гостях он может быть скромным и тихим. Пусть это может пройти со временем, но именно то, как он повел себя при первом знакомстве в новом месте, и говорит о его характере или заболевании.

10 простых правил воспитания гиперактивного ребенка и общения с ним

Сделайте так, чтобы ребенок спокойно, без агрессии или импульса, установил контакт с вами.

  1. Установите контакт с ребенком. Если вы хотите с ним о чем-то поговорить или попросить, то смотрите на него, уберите все то, что его отвлекает. Сделайте так, чтобы ребенок спокойно, без агрессии или импульса, установил контакт с вами.
  2. Закон постоянства правил. Необходимо всегда и везде придерживаться одних правил. Если однажды вы сказали, что нельзя перебегать дорогу, то в любом другом случае, даже когда нет ни одной машины, этого делать нельзя.
  3. Порядок и безопасность. Когда в доме активный ребенок, то все, что вы могли оставить без присмотра, обязательно попадет в руки вашему ребенку. Соблюдайте всегда во всем порядок. Он увидит, что вы складываете и убираете вещи на свои места, и будет перенимать ваши привычки.
  4. Режим во всем. Например, прием пищи. Пусть это будет семейной традицией — есть в одно время.
  5. Хвалите детей. Пока они растут, то часто слышат о том, что у них все плохо получается, что все они плохо делают…
  6. Олимпийский принцип. Пусть у ребенка что-то не получается, зато он старается и хочет этому научиться или просто помочь. Пусть он плохо моет посуду, похвалите за его старания. В следующий раз он будет стараться делать еще лучше.
  7. Ветер в паруса. Найдите у ребенка те способности, которые проявляются лучше всего, и даже уникальные способности, отличающие его от других детей.
  8. Направьте энергию в нужное русло. Запишите в спортивную школу, где помимо развития здоровья и силы ребенок проявит себя, направит свою активность на достижение цели, победы в соревнованиях.
  9. Отдыхайте! По возможности оставляйте своих детей в компании сверстников или оставляйте их одних с бабушками, дедушками. Главное, избегайте эмоционального возгорания, которого с такими детьми легко достичь!

Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) шкала для диагностики СДВГ у взрослых, разработанная совместно со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и исследователями из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Данный опросник состоит из 18 критериев Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности DSM-IV-TR.

От 25 до 50% детей сохраняют симптомы во взрослом возрасте и от 2% до 5% взрослых имеют СДВГ.

Существует 3 типа (по DSM-5):

1. Преимущественно Рассеянный (невнимательный) тип (ADHD-PI или ADHD-I)
2. Преимущественно Гиперактивный или Гиперактивно-Импульсивный тип (ADHD-PH или ADHD-HI)
3. Комбинированный тип (ADHD-C)

С возрастом гиперактивно-импульсивный тип проявляется реже. Например чрезмерная физическая активность у детей с возрастом начинает переходить в избыточную разговорчивость, постоянное внутреннее чувство беспокойства, спешки или «гиперактивную» умственную активность.

СДВГ начинает проявляться в возрасте от 6 до 12 лет, поэтому для полноценной диагностики важно собрать информацию о поведении в этом возрасте. В этом может помочь следующий .

Если вам требуется помощь с поведенческой коррекцией симптомов, то

Инструкция к тесту СДВГ у взрослых:

Ответьте на приведенные ниже вопросы исходя из того, как прошли ваши последние 6 месяцев

Экологичное родительство: Гиперактивные дети (дети с СДВГ) часто имеют необычную, парадоксальную реакцию нервной системы и по-другому реагируют не только на лекарства, но и на некоторые внешние стимулы "с точностью до наоборот".

Сладкий тест на гиперактивность

Гиперактивные дети (дети с СДВГ) часто имеют необычную, парадоксальную реакцию нервной системы и по-другому реагируют не только на лекарства, но и на некоторые внешние стимулы "с точностью до наоборот".

Поэтому примерно 48% детей с гиперактивностью (СДВГ) заметно возбуждаются после приёма сладкого. У остальных детей реакция нервной системы индифферентна.

И это вам легко проверить

Шаг 1-й

Родителям я предлагаю минимум на 60 часов (это 2,5 суток) полностью убрать из питания сладкое (это конфеты, сладкий чай, торты, шоколадки, мороженое и т.д.). Удобнее всего это делать с отрывом от привычной обстановки. Например, выезды на выходные на дачу, короткие путешествия, словом, нужна смена привычной обстановки. Так ребёнку будет легче перенести отмену этого «мини-наркотика». При этом желательно заранее договориться с ребёнком о предстоящем мероприятии.

Понаблюдайте, будут ли изменения поведения к концу «карантина».

Примерно 35-40% детей становятся несколько более уравновешенными в своём поведении, эмоциональных реакциях, меньше капризов. У большинства особых перемен нет.

Шаг 2-й

А теперь дайте своему солнышку-рыбоньке сладкого столько, сколько влезет (в разумных пределах, конечно). Устройте «праздник живота»!

Здесь другая картина. Примерно 45-55% детей превращаются в «бешеного кролика». Это со слов родителей. Тут и гиперактивность, крики, капризы, скандалы, повышенная драчливость и т.д. Другая половина детей имеет обычные для данного ребёнка поведенческие реакции.

Шаг 3-й

Уважаемые родители. А теперь сделайте правильные выводы. Если вы обнаружили, что сладости являются неблагоприятным фоном гиперактивности вашего ребёнка - жёстко откажитесь от сладкого! Более того, ограничьте сладкое для всей семьи. Так как, если доказана генетическая предрасположенность к гиперактивности, то после изменения структуры питания семьи, возможно, мама заметит, что папа (дедушка) вдруг приобрели более мягкий характер. Представляете?

Реже на «несладкую» жизнь положительно реагируют и становятся более спокойными мамы и бабушки. (Сами понимаете, это - только по мнению мужчин в вашей семье).

Кстати. Если у кого-то из родителей в анамнезе когда-то была молочница (рот, гениталии) - это признак инфицирования дрожжевым грибком. Такие люди просто не могут жить без сладкого (Грибы просят есть!).

Данный тест будет полезен в процессе вашей психологической диагностики и коррекции.