Дети ссорятся. Мои дети ссорятся между собой: почему они не могут дружить? Профилактика от конфликтов в детском саду

Многие дети становятся лучшими друзьями своим братьям и сестрам, однако и ссоры случаются довольно часто. Можно сказать, что дети разрываются между обожанием и ненавистью друг к другу. Что делать, если дом превращается в поле боя?

Часто соперничество начинается еще до рождения второго ребенка и продолжается, пока дети растут. Они соревнуются за все - от игрушек до внимания. Когда дети достигают различных степеней развития, их потребности начинают в значительной степени влиять на отношения между ними.

Соперничество может доходить до такой степени, что становится просто невозможно ни слышать, ни видеть, как они постоянно ругаются. В такой обстановке страдают все. Что делать, чтобы это остановить и нужно ли вообще вмешиваться? Вы можете предпринять некоторые шаги, чтобы изменить ситуацию к лучшему и помочь детям ладить между собой.

Почему дети ссорятся

На это есть множество причин. Большинство братьев и сестер испытывают ревность или чувство соперничества, а это уже ведет к ссорам и перебранкам. Но есть и другие факторы, влияющие на частоту и интенсивность ссор. Среди них:

· Растущие потребности. Меняющиеся с возрастом потребности, страхи и изменения в личности естественным образом способны влиять на отношения между детьми. Например, дети в возрасте 1-3 лет инстинктивно защищают свои игрушки и другие вещи от постороннего посягательства, они учатся настаивать на своем и будут это делать при любой возможности. Поэтому, если брат или сестра ребенка возьмут его игрушку, он может ответить агрессией. У детей школьного возраста развиты понятия справедливости и равенства, поэтому им непонятно, почему с младшим/старшим братом обращаются по-другому или им может показаться, что одного из детей предпочитают другому. У подростков же наоборот, развивается чувство индивидуальности и независимости, поэтому они будут отказываться помогать по дому, присматривать за младшими детьми или вообще проводить время в кругу семьи. Все эти различия влияют на взаимоотношения детей.

· Характер. Характер каждого ребенка, включая настроение, нрав и способность адаптироваться к различным ситуациям, а также их уникальные личностные черты играют огромную роль в отношениях между детьми. Например, если один ребенок спокойный, а второй - раздражительный, то между ними легко вспыхивает конфликт. Подобным же образом, ребенок, который особо привязан к родителям и постоянно требует утешения и любви, может быть отвергнут братом, который видит это и хочет получить столько же внимания.

· Особые потребности. Иногда особые потребности ребенка, вследствие болезни, проблем с обучением или эмоциональным развитием требуют больше родительской заботы. Других детей может насторожить такое неравенство в обращении, и они начнут вести себя импульсивно, чтобы добиться внимания родителей или от страха из-за того, что происходит с братом или сестрой.

· Пример поведения. Методы, с помощью которых родители решают проблемы и споры между собой, являются ярким примером для детей. Поэтому, если вы с супругом разрешаете конфликты с взаимным уважением и без агрессии, шансы того, что дети будут поступать так же друг с другом, повышаются. Но, если они постоянно видят, как вы кричите, хлопаете дверьми и ругаетесь, то и они могут перенять эти привычки.

Что делать, когда начинается ссора

Ссоры между братьями и сестрами случаются часто и во многих семьях, несмотря на то, что не приносят чувства удовлетворения никому из домочадцев. Кроме того, семья может вытерпеть только определенное количество конфликтов. Итак, что же нужно делать, если начинается ссора?

Если возможно, постарайтесь не вмешиваться. Делайте это, только если есть непосредственная угроза нанесения физического вреда. Если вы будете постоянно вмешиваться, то это чревато другими проблемами. Дети начнут ждать помощи от вас и не научаться решать проблемы самостоятельно. Кроме этого, существует риск, что детям будет казаться, что одного из них всегда защищают, а это только усилит неприязнь. Одновременно, ребенок, которого защищают, будет думать, что ему ничего не будет, даже если он виноват, так как родители всегда приходят ему на помощь.

Если вас беспокоит, что дети обзывают друг друга, то нужно научить детей выражать свои чувства «правильными» словами. Это эффективнее, чем разводить детей по разным углам.

И даже в этом случае, нужно научить детей решать конфликтную ситуацию без посторонней помощи. Если же вы все-таки вмешиваетесь, то старайтесь преодолеть проблему вместе с детьми, а не за них.

При вмешательстве нужно предпринять некоторые меры:

· Разделите детей, чтобы они успокоились. Иногда лучше дать им немного времени и пространства, чем сразу обсуждать ситуацию. Иначе конфликт может продолжиться. Если вы хотите преподать урок, то нужно подождать, пока эмоции улягутся.

· Не выясняйте, кто виноват. В ссоре участвуют двое, а значит, каждый по-своему виноват.

· Попытайтесь повернуть ситуацию так, чтобы каждый остался в выигрыше. Например, когда оба ребенка хотят одну и ту же игрушку, предложите взамен поиграть в совместную игру.

Справляясь с проблемами взаимопонимания, дети учатся навыкам, которые пригодятся им в дальнейшей жизни - ценить мнение окружающих, контролировать свою агрессию, идти на компромиссы и договариваться.

Как помочь детям ладить друг с другом

Вот несколько простых советов, как избежать ссор:

· Создайте основные правила поведения. Объясните детям, что ругаться, обзываться, кричать и хлопать дверьми нельзя. Дайте понять, что нарушение правил повлечет за собой определенные последствия. Это учит детей нести ответственность за собственные поступки, вне зависимости от ситуации или того, что их якобы вынудили, а также мешает любым попыткам обсудить, кто прав, кто виноват.

· Не позволяйте детям заставить вас думать, что все всегда должно быть «по справедливости» и «поровну» - случается, что одному из детей действительно что-то нужнее.

· Постарайтесь уделять внимание каждому ребенку в отдельности, чтобы удовлетворить их интересы и потребности. Например, если один из детей любит гулять, пойдите с ним в парк. Если второй - любит сидеть и читать в тишине, предоставьте ему такую возможность.

· Убедитесь, что у каждого из детей есть время и личное пространство, чтобы заняться своими делами - поиграть в игрушки самостоятельно, поиграть с друзьями без брата «на хвосте», или заняться чем-либо без необходимости делить все поровну.

· Покажите и объясните детям, что, несмотря на то, что вам приходится устанавливать правила и наказывать за их нарушение, ваша любовь не станет слабее.

· Дайте детям понять, что они в безопасности, их любят и уважают, и считаются с их потребностями.

· Развлекайтесь всей семьей. Смотрите фильмы, играйте в мяч или настольную игру. Мирный способ заставить детей проводить время вместе помогает снизить напряжение между детьми, а вам позволяет оставаться вовлеченными в процесс формирования мирных отношений. Так как большинство детей дерутся именно за внимание родителей, то совместное времяпрепровождение поможет урегулировать конфликт.

· Если дети очень часто ссорятся из-за одной вещи (видеоигры или пульта от телевизора), сделайте график - кто, когда и сколько времени «владеет» этой вещью в течение недели. Но если дети продолжают ругаться из-за нее, заберите ее совсем.

· Если дети продолжают ссориться, каждую неделю проводите семейные собрания, где вы будете повторять правила по поводу споров и ссор, а также обсуждать успехи детей в преодолении конфликтов. Подумайте о разработке программы, по которой дети будут зарабатывать очки каждый раз, как им удалось избежать перебранки.

· Улавливайте время, когда детям просто нужно побыть отдельно друг от друга. Старайтесь, время от времени организовывать детям досуг по отдельности. Пока один играет с друзьями, проведите время со вторым ребенком.

Помните, что иногда дети соревнуются за внимание родителей. В этом случае сами возьмите тайм-аут. Когда вы покидаете «поле боя», то и причина разборки пропадает. Когда ваше терпение подходит к концу, рассмотрите вариант передать бразды правление своей второй половинке, может быть, у него терпения больше.

Профессиональная помощь

В некоторых, очень немногочисленных случаях, конфликты между братьями и сестрами нарушает нормальную жизнь семьи и наносит детям эмоциональный и психологический вред. В таких случаях лучше обратиться к специалисту. Нужно подумать об этом, если конфликт:

· настолько сильный, что влияет на брак;
· создает угрозу физического вреда кому-либо из членов семьи;
· подрывает самооценку или психологическое благополучие кого-либо из членов семьи;
· может являться причиной или следствием других нарушений, например, депрессии.

Дети ссорятся: что делать? Как предупредить детские ссоры и как найти из них выход? Советы детского психолога.

Сегодня мы продолжаем отвечать на Ваши вопросы и обсуждать тему детских ссор и детской ревности, проблему с поведением детей и способы успешного взаимодействия с ними.

У нас в гостях один из авторов нашего проекта – Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» — Баринова Наталья. Те, кто был на нашей Мастерской в апреле, помнят Наталью Михайловну по ее «добрым играм» для детей и мам. А те, кто к нам присоединился недавно – давайте я Вас познакомлю:). Наталья:

  • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
  • практикующий детский психолог,
  • заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
  • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
  • победитель конкурса «Педагог-психолог России - 2009»,
  • преподаватель детской психологии в вузе.

Передаю слово Наталье.

Дети ссорятся: что делать?

В каждой семье люди хотят жить в мире, счастье и благополучии, но, к сожалению, не всегда так получается. Психологи любят повторять, что совсем не ссорятся только равнодушные люди. А уж дети в семье, конечно, ссорятся.

Причины ссор могут быть разные, рассмотрим самые распространенные:

  1. Ревность
  2. Особенности темперамента детей
  3. Ябедничество
  4. Борьба за собственность
  5. Конкурентные ситуации

Как предупредить детские ссоры и найти выход из ситуации?

Первая причина ссор – ревность между детьми.

Что делать с первой причиной — ревностью между детьми? Этот вопрос мы осветили в предыдущей статье , однако не коснулись важного аспекта, когда, наоборот, младший ребенок ревнует к старшему.

Что важно знать?

Первое. Тут очень важно буквально «охранять» старшего от младшего, так как младшие дети быстро учатся манипулировать взрослыми, извлекать все выгоды из своей малости.

Второе. Важно также привлекать обоих родителей к детям, а не разделять, например, младший всегда с мамой, а старший всегда с папой. Это может привести к агрессивному поведению малыша в скрытой борьбе за внимание отца.

Вторая причина детских ссор – особенности темперамента детей.

Надо сразу понять, что темперамент не подвергается коррекции . Ну нельзя из шустрика сделать мямлика и наоборот! Особенно тяжело приходится, если старший ребенок мирный тихоня, а младший «боец» — ссор будет много.

Если детей больше двух, то они легче переносят темпераментные конфликты, потому что есть возможность переключиться на других братьев или сестер. Тут основная нагрузка в профилактике ссор будет принадлежать именно родителям – они взрослые люди, понимают, что детки разные, знают, как поддержать одного, и наоборот, остудить другого.

Вот, например, как успокаивала детей моя клиентка (мама семерых детей): Старшему – «Я ценю твой мирный характер, восхищаюсь твоим терпением», тут же второму сыну – «Я не позволю тебе шуметь на брата – хочешь пошуметь – иди пылесось – пылесос вот какой шумный!»

Третья причина ссор между детьми — ябедничество.

«А вот он не спит», «а она разбила чашку» и так далее. Конечно, на ябеду обижаются, ему может и «достаться» от другого. Однако, бороться с этим явлением надо крайне осторожно. С одной стороны нельзя давать ябеднику радоваться промахам брата или сестры, с другой стороны надо показать ему, что для вас очень важно соблюдение правил в семье. Ведь накладывая полный запрет на то, чтобы пожаловаться на брата или сестру, вы оставляете ребенка один на один с обидой или с ощущением попранной справедливости или с чувством того, что «плохо себя вести можно, когда никто не знает». Чтобы не утратить доверие своих детей – надо набраться терпения и спокойно «разруливать» детские жалобы одну за другой.

Как надо поступать? Случай из практики – мама вела себя правильно:

Аня, 5 лет: «А Оля показывала язык!»

Мама: «Как ты считаешь, можно так делать?»

Аня: «Нет, это только плохие так делают!»

Мама: «Язык показывать не хорошо, это верно, наша Оля не плохая, но не правильно поступила. я огорчаюсь, когда дети дразнятся. А ты огорчаешься?»

Аня: «Да!»

Мама – Оле: «Оля, мы огорчаемся!»

Четвертая причина ссор детей — борьба за собственность.

«Это моя машина» – хлоп по голове! «А я ж тебе давала откусить яблоко!» — хлоп в ответ! Или: «Оля опять взяла мои колготки (книжку, тетрадку…) » Или «Это моя кровать! Убери с нее свою попу!»

Знакомая картина?

Что делать в этом случае и как предупредить детские ссоры?

Пятая причина — конкурентные ситуации.

Конкурентные ситуации возникают спонтанно, и у родителей нет возможности постоянно вмешиваться в эти конфликты. Это очередность в игре, в том, кто первым займет ванную комнату или нажмет кнопку лифта и многое другое. Поэтому крайне важно в этих случаях научить детей решать такие конфликты самостоятельно.

Что делать в случае конкурентной ситуации, или три метода в помощь родителям и педагогам.

Методов всего три: очередность, считалка и жребий!

Очередность.

Очередность назначает взрослый. Некоторые графики можно даже составить в наглядном виде – кто когда моет посуду, кто первый идет в ванную и т.д.

Считалка.

Считалка – универсальное средство. Вот мои любимые:

Мак-мак, василек,
Водит желтенький цветок.
Раз, два, три —
Водишь с ним и ты!

Я вчера летал в ракете,

На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

Раз, два, три, четыре.

Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Раз, два, три,
Четыре, пять -
Тебе в космос улетать!

Жребий. Игры для определения жребия.

Вариант 1. Палочки.

Выбрать водящего или того, кому начинать игру, можно также с помощью жребия: нужно взять несколько палочек (их количество должно соответствовать числу игроков). Одна палочка обламывается, затем кто-нибудь из участников берет все палочки в руку так, чтобы видны были только одинаковые концы. Игроки вытягивают по одной. Тот человек, кому попадется короткая палочка, водит. Вместо палочек можно использовать полоски бумаги.

Вариант 2. Камень – ножницы – бумага.

Также можно установить очередность игры с помощью жребия-игры «камень-ножницы-бумага».

В игре используются три фигуры руками:

  1. Камень — сжатая в кулак кисть.
  2. Ножницы — указательный и средний палец выпрямлены, остальные поджаты к ладони.
  3. Бумага — все пальцы выпрямлены.

Правила игры:

  1. На счет три (Раз, два, ТРИ!): игроки показывают одну из трех фигур (камень, ножницы или бумага).
  2. Определяется победитель по принципам:
  • Бумага побеждает камень (бумага накрывает камень)
  • Ножницы побеждают бумагу (ножницы режут бумагу)
  • Камень побеждает ножницы (ножницы ломаются о камень)
  1. Если игроки показали одинаковые фигуры, то признается ничья и кон переигрывается. Так до тех пор, пока не останется один выигравший.

Вариант 3. Стрелочка.

Как играть?

  • Один игрок – стрелочка. Еще один игрок – часы.
  • Игрок — стрелочка встает в центре комнаты. Игрок – часы закрывает глаза (он не должен видеть того, что будет происходить). Вокруг стрелочки встают те, из кого выбираем водящего, первого игрока и т.д.
  • Игрок – часы командует: «Тик-так» и стрелочка начинает вращаться по часовой стрелке. Затем часы говорят – «бьют»: «БОМ!». И стрелочка останавливается. На ком она остановилась – тому и выпал жребий.

Детские ссоры неизбежны. Главное – знать эффективные способы взаимодействия с детьми и научиться вместе с детьми находить выходы из этих ситуаций. Желаем Вам мира и лада в Ваших семьях.

Продолжение статьи коллекцию игр, помогающих укрепить дружеские отношения и снизить агрессию у детей – Вы найдете в статье

Стихи — мирилки для детей Вы найдете в статье

30 интересных игр для развития общения ждут Вас в статье

Понимаю, что у многих читателей этой статьи могут возникнуть очень личные вопросы к автору, поэтому по согласованию с Натальей даю ее контакты в конце статьи.

Контакты:

Телефон центра, где Наталья ведет прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

Почта [email protected]

skype natali020570

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Известно много случаев, когда между детьми устанавливаются сложные отношения. Соперничество между братьями и сестрами распространено. В одних семьях дети с улыбкой воспринимают все возможные перипетии, в других развиваются нездоровые отношения. Попробуем разобраться в причинах.

Как не допустить разлада между детьми



Родители зачастую сами создают условия для возникновения чувства ревности у ребенка. Например, ребенок был окружен заботой и вниманием, любовью родителей, всегда был в центре внимания. Думается, он не очень захочет делить любовь родителей с младшим ребенком в семье. Если вы ожидаете, рождения ребенка, обязательно объясните старшему ребенку, что ничего не изменится, и что родители по-прежнему его любят.

Сделайте так, чтобы ребенок ждал появление братика или сестрички с радостью. С появлением малыша не лишайте старшего ребенка внимания. Ни в коем случае! Даже если не всегда хватает времени, распределяйте его равномерно между детьми. Не стоит восхищаться младенцем на глазах у первенца. И родственникам стоит следовать такому совету.

Нужно давать детям поручения и продумывать поручения таким образом, чтобы дети выполняли их вместе: сложить игрушки, сходить за покупками в магазин, сделать подарок на праздник, День рождения. Способствуют укреплению дружбы детей совместные игры. В играх они должны действовать как одна команда. Дети не должны ябедничать друг на друга. Им нужно научиться самостоятельно, без помощи взрослых, находить решение создавшихся сложных ситуаций. Это позволит вам избавиться от роли арбитра в конфликтных ситуациях, а дети смогут приобрести опыт решения сложных ситуаций, негативных моментов и препятствий.

Как исправить ситуацию?



Что делать если дети постоянно ругаются, кричат, дерутся? Новые ссоры, крики, хлопки дверью с каждым разом родителям сдержать все труднее. Трудно представить, что будет дальше. Психологи утверждают, что дети ссорятся, чтобы привлечь внимание родителей. С возрастом они находят все новые способы обижать друг друга. Родителям нужно реагировать на такие проявления, это влияет на самооценку и умение вести себя с другими людьми. У детей разные характеры, они не похожи друг на друга. Один ребенок –одиночка, а другой имеет множество друзей. У них мало общих интересов. Если дети имеют разный темперамент, задача родителей – научить уважать друг друга.

Старший ребенок играет в одиночестве – стоит объяснить младшему, что ему так больше нравится играть. Дети с разными характерами могут иметь и общие интересы. Хорошие отношения там, где родители проводят время с детьми, распределяя его равномерно между детьми. Это может быть совместный ужин или просмотр телепередач. Никогда между детьми не должно быть соревнования. Если не будет желания конкурировать, то и отношения могут быть вполне дружескими. Очень жаль, когда братья и сестры ссорятся между собой. Вырастая, они могут наладить отношения, но встречаются такие, что так и не находят взаимопонимания. Это очень прискорбно. Ведь роднее и ближе людей нет на земле.

Дети могут не ладить и с одноклассниками. Вот одна история из жизни. Жили в одном дворе Дима и Рома (имена вымышленные). Они учились в одном классе и часто ссорились и дрались. Мирились, сорились и снова дрались. Однажды Дима обозвал Рому, тот в ответ плюнул в него, и началась драка. По дороге домой каждый из них думал, как завтра расправится с обидчиком. На другой день в ход пошли камни и палки. Разняли их только учителя. Ни уговоры родителей, ни беседы учителей не принесли результата. Вражда перешла в стадию скрытой войны. Они постоянно друг другу делали пакости. Материальный урон от их вредительства друг другу утомил родителей, но успокоить детей родители никак не могли.

Как помочь детям?



1. Послушайте своего ребенка. Если долго говорить о своем обидчике, то злость уходит сама собой. Необходимо, как бы случайно, встретиться с обидчиком ребенка и выслушать его. Постарайтесь понять его видение ситуации и будьте доброжелательны.

2. Условьтесь с родителями обидчика о встрече с детьми. Пусть ребята выскажут все, что думают друг о друге. Лучше не перебивать их речь. А затем объясните, в чем они не правы.

3. В ссоре ребенок может расценивать действия обидчика, как агрессию, хотя на самом деле они могут быть совсем безобидными. Попытайтесь поменять его отношение. Говорите об обидчике хорошие слова. Жалующийся ребенок страдает, даже если он тоже не совсем прав. Покажите, что вы понимаете это и поддерживаете. Объясните ему, что воспитанные дети не поступают так и т.д.…

Никогда нельзя говорить: «Передай ему, что будет иметь дело со мной!», «Он глупый, с ним нельзя по-другому!». Такие заявления вызывают агрессию, формируют надменное отношение и презрение. Восстановить отношения между конфликтующими сторонами поможет нейтралитет.

Дети подрастают, и мам уже волнует не вопрос гигиены и здоровья, а скорее вопрос общения детей между собой...

Дети подрастают, и мам уже волнует не вопрос гигиены и здоровья, а скорее вопрос общения детей между собой.

Особенно, когда детей несколько.

Детские драки за игрушки, ревность, требования включить тот или другой мультик, сварить гречку или макароны, - все это реальность, в которой живут мамы двух и более детей.

И с этим нужно что-то делать.

Когда я задумывалась о том, какие вещи были в моем детстве, и что я бы не хотела повторить, в числе первой тройки неприятных воспоминаний были конфликты с сестрой.

У нас небольшая разница, три года, и нас двое: это самая благодатная почва для конфликта.

А если вспомнить, что часть детства я жила у бабушки с дедушкой, т.к. маме было сложно справляться с двумя детьми…

В общем, нам обеим было тяжело. Настолько, что в подростковом запале я решила, что у меня будет максимум один ребенок.

Жизнь вносит свои коррективы, детей у меня четверо , и, хотя половине из них еще не стукнуло двух лет, проблемы с детскими конфликтами и границами накрывают наше семейство веселыми цунами.

Единственное из всех тактик, что у меня было к тому моменту, когда родился второй ребенок, - это понимание, что проблемы в отношениях между детьми – это ответственность мамы.

Я точно знала, что именно я должна разруливать эти конфликты, помогать им выстраивать отношения, что сами они не смогут справиться с расстановкой границ и распределением ресурсов.

На этой дороге я умудрилась наделать немало ошибок.

И единственное, что спасает меня от удушающего чувства вины – это тот результат, который я вижу, исправляя их вместе с детьми.

Некоторые из ошибок, которые я опишу, совершались другими мамами, но их могла бы совершить и я, если бы вовремя не увидела результат этих поступков. Поэтому я тоже включаю их в этот список.

Когда в семье несколько детей. Ошибки родителей

Ошибка номер раз. Я буду одинаково любить всех своих детей

Невозможно разных людей любить одинаково. Физически невозможно.

Один бойкий, другой тихий, один шумный, другой ворчливый, один ноющий, другой агрессивный.

Декларируя одинаковую любовь ко всем детям, мама стимулирует их пытаться повторять друг за другом те поступки или жесты, которые вызвали прилив умиления.

Они начинали конкурировать на одном поле, где у одного было данное от природы преимущество, а второй должен был преодолевать сопротивление своей натуры, взращивая агрессию.

И ни один не побеждает.

Замученная жертва детской конкуренции, мама просто перестает поощрять детей, перестает хвалить, ласкать, умиляться, зная, что ей на голову выльют новый тазик склок или драк.

Мама отстраняется.

Ошибка номер два. Я буду уделять своим детям одинаковое количество внимания

Невозможно уделять все время одинаковое внимание своим детям.

  • Один болеет. Другой здоров.
  • Один самостоятельный, другой нуждается в помощи.
  • Одного раздражает помощь, другой ее требует, пока мама не падает без сил.

Невозможно быть одинаковое время с младенцем и школьником, да еще и с одинаковым энтузиазмом.

Не стоит даже пытаться.

Лучшее, что можно сделать – это быть рядом с тем ребенком, которому это действительно необходимо.

Отсюда вытекает ошибка третья. Я буду чуткой, понимающей мамой

Невозможно быть понимающей мамой, потому что вас все равно когда-нибудь надурят.

Люди врут, все, время от времени.

И это нужно иметь в голове, и нужно простить своего ребенка за его манипуляции, - это нормальный этап взросления.

Вопрос в том, куда направить этот новый навык, на ком его тренировать, как его обуздать, чтобы он не стал деструктивным, а превратился в нормальный адекватный инструмент социализации.

Между ложью «бабушка пошутила» и правдой «у бабушки отвратительный характер» пропасть ценой в семью. И ребенок должен пройти над этой пропастью.

Разоблачая и стыдя его манипуляции, вряд ли можно добиться здорового понимания временной необходимости этих маленьких социальных обманов, что сопровождают нас по жизни.

Невозможно всегда понять и прочувствовать, что думает и чувствует ребенок. Потому что дети не только обманывают, дети еще и обманываются.

Они не всегда понимают, что с ними происходит. И мама не всегда понимает, что происходящее с ребенком серьезней обычного каприза.

Простите себя за это. Вернитесь в эту ситуацию снова, проанализируйте свои реакции, найдите, где и когда вы ошиблись.

И исправьте.

Если исправить нельзя, - просто обнимите своего малыша, и запомните, что вы не можете всегда понимать своего ребенка, и с этим надо жить дальше.

Ошибка четвертая. Я смогу понять, кто прав, а кто нет

Очень часто мамы считают, что, хорошенько разобравшись, кто первый начал, из-за чего пошел конфликт, они смогут его решить.

Но суть конфликта заключается не в том, кто первый взял красную машинку, а в том, что детей несколько, и они делят территорию.

Если разбираться в том, кто что взял, кто у кого что отобрал, что кому принадлежит, пройдут годы в склоках и сварах.

И будьте уверены, каждый раз ситуативно конфликт будет усложняться, потому что дети не только делят территорию.

Они делят маму. Которая судит, кто хороший, а кто плохой.

Нельзя решить, кто прав, а кто виноват. Они оба неправы, что вступают в конфликт, они оба правы, что хотят большего.

Ошибка пятая. Исключение предмета конфликта

Очень часто мамы считают, что отобрать игрушку – правильно, потому что конфликт этим исчерпывается.

Но ведь конфликт в том, что делится территория и мамино внимание!

Так что все равно есть выигравший и проигравший.

Младший ребенок спровоцировал старшего, или наоборот, и вот уже драка, скандал, непонятно, кто кого спровоцировал, замотанная попытками соломонова суда мама просто отбирает предмет спора, в бессилии наблюдая за истерикой детей.

Конфликт останется, общая атмосфера усугубится.

Ошибка шестая. Покупка одинаковых игрушек

Это следующий этап, через который проходят почти все мамы нескольких детей.

Но и покупка одинаковых вещей/игрушек не решает проблему, потому что изначально конфликт проходит в другом поле, в поле власти.

Игрушки, одежда, телевизор – просто повод для того, чтобы выплеснуть скрытую до поры агрессию и желание утвердиться.

Всегда будет нужна именно ЭТА игрушка, а не другая такая же.

Ошибка седьмая. Я закрываю дверь, и они разбираются сами

Они, конечно, разбираются, загоняя конфликт внутрь, но проблема битвы за ресурсы не решается.

Наоборот, можно попасть чуть позже под сильный перекрестный огонь между детьми, когда передел границ начнется на более взрослом этапе.

Ошибка восьмая. Привлечение авторитетов, воспитание примером

Не знаю, как вы, а я терпеть не могу, когда мне говорят, что кто-то что-то делает по-другому, лучше, быстрее и т.д.

Потому что у всех людей разные скорости реакции, разные возможности организма, и тыкание примерами злит, но отнюдь не вдохновляет.

Кроме того, когда это делает мама, она лишает детей защиты, которое дает понимание, что уж мама-то всегда будет за ребенка.

Оказывается, мама знает парочку-другую детей, которые лучше тут и там, и сям, ими она восторгается, а своим родным малышом – не слишком, уж больно неказист.

Привлечение папы не дает долговременного эффекта.

Потому что, спустя какое-то время, ребенок понимает, что реальных последствий для него в ситуации «скажу папе» не наступает.

Это называется привыкание.

Очень плохо, что, желая простыми методами решить проблему, мама лишает ребенка здоровой конкуренции среди сверстников и авторитета того взрослого, которого привлекают в судьи.

Ошибка девятая. Привлечение общественности

Некоторые мамы любят рассказывать знакомым, какие у них плохие дети.

Еще иногда про плохих мужей тоже рассказывают, причем при тех самых детях, которых этим плохим папой пугают.

Очевидно, что это довольно редкие мамы.

Но скажите честно, кто хоть раз не возроптал в сердце своем на бесконечные ссоры любимых чад? И кто может поручиться, что ни одна из этих мыслей, высказанных подруге по телефону, не была услышана детьми?

Необходимость тщательно следить за своими словами отпадет, если мама знает, что ее дети самые хорошие.

Не умозрительно знает, а всем своим существом.

Они могут лениться, грубить, хулиганить, и, конечно, их надо призывать к дисциплине, но… Но они все равно самые хорошие.

И об этом обязательно надо говорить каждый раз, когда мама ругает ребенка. Дайте ему этот костыль, чтобы выбраться из тревоги и отчаяния.

Что же делать, когда дети ссорятся и конфликтуют?

Дайте им время, чтобы прийти в себя, остыть, вспомнить, что они родные люди.

Дайте им свою любовь, чтобы они смогли напитать свои маленькие сердечки этой живительной силой.

Дайте им свою руку, чтобы помочь преодолеть сложности.

Дайте им свою власть, чтобы можно было опереться на нее и смириться с теми границами, которые есть в вашей семье.

Что касается того, дерутся мои дети или нет, и как я решаю этот вопрос… Дети не дерутся, потому что я им не разрешаю. Это категорический запрет.

Пытаться решить конфликт можно любым другим приемлемым в нашей семье способом, - переговорами, обменом, даже можно обидеться и порыдать.

Я готова быть переговорщиком и переводчиком, тем, кто обнимет и утешит, кто подскажет вариант обмена, на ком сорвут зло.

Но за драку получат нагоняй все участники процесса.

Непреложность этого правила помогает детям быстрее успокаиваться, приходить к компромиссу, учиться уступать или стоять на своем.

Потому что драться бессмысленно, - никаких профитов от этого не будет.

Я не запрещаю предмет спора, я запрещаю драку как метод выхода из антагонизма.

Честно, я не знаю, как это работает, и почему. Просто я верю в то, что оно работает и не отрицаю наличие воспоминаний, которые бы опровергали эту веру.

Знаю точно одно, в чем я не ошиблась с самого начала – нельзя давать детям вовлекать родителей в конфликт, в любой роли и форме , - судьи пострадавшего, запуганного, отстраненного, нервного.

И тогда дети ответят вам самой горячей благодарностью за то, что вы уважаете их право быть детьми и учиться, в том числе, через взаимные конфликты и их разрешение.

Это исключительно частное мнение, которое я записала потому, что часто обсуждаю тему конфликтов между детьми с другими мамами.

Я допускаю, что все дети разные, и нет общих рецептов. кому, как не мне, это знать.опубликовано .

Нина Архипова

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Каждая мама знает, что конфликты детей неизбежны. На улице ли, в садике, дома, в гостях. Иногда все заканчивается само собой, не успев начаться. А иногда приводит к агрессии, обидам, драке, слезам… Многое зависит от поведения родителей, как они отреагируют на ссору – вмешаются или проигнорируют, помирят деток или пойдут в наступление со взрослым, научат договариваться или заберут ребенка подальше от разворачивающихся событий. А вслед за этим и малыш будет учиться «выживать» в коллективе.

Давайте рассмотрим виды конфликтов в разных местах – на улице, в детском саду и дома – и способы их благополучного разрешения.

На улице

«Свое-чужое»

До 2х лет детки не имеют понятия о том, что есть свое и чужое – у них все общее. Поэтому, приходя в песочницу, заметите, что малыши не особо разбираются, чья игрушка попала им в руки. Конфликт может начаться от того, что с одним совком захотят играть двое. Право на обладание остается за хозяином совка, своему же малышу можете предложить:

А) другую игрушку

Б) обменяться

В) новую вещь, не находящуюся в песочнице (цветок, камушек, листок, главное – новое, малознакомое ребенку).

Иногда достаточно просто попросить нужную игрушку. Но не приучайте ребенка к тому, что попросит – дадут. Отказ – это тоже нормально.

«Дети делятся на два типа - свои и некультурные»

Вы знаете, что дети иногда «шалят». Могут стукнуть другого ребенка, толкнуть, обсыпать песком, отобрать игрушку. И, если своего мы можем понять и простить, то чужой автоматически становится невоспитанным и плохим.

  • Как реагировать, если ребенка обижают, а он не может дать сдачи?

Вы, как взрослый должны ему помочь. Сказать спокойно и уверенно (не грозно!) чужому ребенку – «Катю бить/обсыпать/толкать нельзя! Хочешь играть – играй. Но не обижай !». Своего обнять и объяснить – «Петя хотел с тобой поиграть. Просто он не знал, как это сделать ».

  • А если дал сдачи?

Разнять детей и сказать, что «Драться – нельзя! Хотите играть – играйте ». И предложить совместную игру.

  • А что, если сам лупит чужих детей ?

Забрать от чужого ребенка и спокойно сказать, что «Так не играют. Девочке/мальчику больно. Ты же не хочешь, чтобы тебя били? Тогда и сам не бей» .

Если ваш ребенок постоянно слышит «нельзя» – он привыкает к этому слову и уже не слышит его. Говорите что-то другое – «Стоп!», «Прекрати», «Так дело не пойдет» и т.п.

В конце статьи вы можете скачать чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Узнайте, как избежать психологических проблем у малыша.


Взрослые «Разборки»

Иногда, в конфликты детей включаются взрослые. Не всегда они могут адекватно воспринять ситуацию и решить все миром. Порой, раздувают из мухи слона. И своего ребенка приходится защищать не только от детей, но и их родителей. Вот здесь и начинается «запись» поведения для будущих конфликтов у малышей – когда взрослые «кусаются».

Вы, как мудрая мама, конечно, не станете драться, выяснять отношения на повышенных тонах, подключать папу или сбегать. Вы будете договариваться или сводить все на нет.

Ребенку делают безобидное замечание, типа «Ой, какой ты грязный! » или «Ты слишком активный! ». Отвечайте с улыбкой – «Зато счастливый!». Будьте в любом случае на его стороне, даже если взрослые шутят.

А вот если на вашего ребенка кричат (у другой мамочки эмоции зашкаливают), действуйте, как в ситуации с дракой детей, когда ребенок не может дать сдачи – ведь и здесь, вряд ли ребенок сможет ответить чужой тете – «Не кричите на Витю/На Витю кричать нельзя. Хотите что-то ему объяснить, говорить спокойно. Вам не нравится его поведение – скажите мне ».

Защищать ребенка нужно обязательно! Даже если он сильно виноват. Воспитывать и говорить, что можно, а что нельзя будете позже. Снять страх – важнее.

Никогда не вставайте на сторону оппонента, ругая ребенка. Навсегда потеряете его доверие.

Когда взрослые «перекинутся» на вас, гасите ссору, просто задавая вопросы.

Пример. «Женщина, воспитывайте своего ребенка!», «Как мне следует его воспитывать ?», «Так, чтобы не отбирал чужие вещи!», «А как Вы воспитываете сына, что он не отбирает ?», «Ну я.. я.. я говорю ему, что так делать нельзя?, «И это помогает? Он, действительно, никогда-никогда не отбирает?», «Нет! Никогда не отбирает!», «Какой молодец! ».

Профилактика от ссор детей на улице:

  1. Особо значимые для ребенка игрушки не выкладывайте в «общак», пусть они останутся у вас в руках (в сумке, в коляске).
  2. Не выносите игрушки, потенциально интересные другим деткам – либо придется делиться, либо скандала не избежать.
  3. Предлагайте игры, где дети будут взаимодействовать, а не противоборствовать.

Утихомирить в агрессии чужого ребенка можно только словами. «Исправить» его не получится. Однако, если именно ваш малыш «тиранит» местную ребятню – обратите внимание на то, что происходит в семье. Причина, чаще всего, именно там. Или обратитесь к психологу.


В детском саду

В садиках дети тоже ссорятся. Только уже без вашего присутствия. И воспитательница не всегда может увидеть, что произошло с ребятами.

Причинами могут быть – как неподеленные игрушки, так и нарушенные правила игры.

Мириться дети будут тем способом, что видели/слышали ранее – почему этап «песочница» и конфликты в нем очень важны. Но, наиболее близкий вариант развязки будет все же тот, которым пользуются мама и папа, решая споры.

Поэтому, не удивляйтесь, если ребенок будет до последнего бороться за уже даже ненужную игрушку, если родители ссорятся, пока один не хлопнет дверью.

Видеть примирение родителей – важно. Говорить «извини» и признавать свою вину. Уметь договариваться задолго до конфликта. Сводить все в шутку или не обращать внимание на мелочи.

Иногда именно конфликты в садике показывают, что ребенок «снял» неправильную модель взаимоотношений.

  • В случае агрессии ребенка – найти причину в себе, в отношениях с мужем и ребенком. Измените СВОЕ поведение.
  • Если ребенка обижают, а он не может ответить или найти возможность избежать обид – поговорите с воспитателем. Она ответственна за то, чтобы дети мирно сосуществовали. Пусть проследит за общением вашего малыша с детками. «Вычислит» обидчика. Вы можете поговорить с этим ребенком или с его родителями. Как и на улице – не воспитывая и не угрожая, а спокойно говоря, что так делать нельзя.

Своему малышу можете дать «разрешение» на драку как крайнюю меру – когда его самого бьют. И то, только после того, как он сообщит обидчику, что если тот не прекратит, он тоже будет драться.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы". Скачайте его и и узнайте как избежать психологических проблем у малыша.

Профилактика от конфликтов в детском саду:

1.Не носить в садик любимые/новые игрушки ребенка

2.Играть с ребенком так, чтобы у него была и ведущая роль, и ведомая (объясняя ее преимущества)



Дома

Самое сложное, пожалуй, это примирить двух детей именно дома. Борьба за мамино внимание, самую сладкую конфету, просмотр разных передач и пр. – каждодневно заканчивается слезами, жалобами, а то и истерикой, дракой, синяками. Слушать новые «обзывалки» терпения не хватает. А вставать на сторону одного – значит, предать другого.

  • Не всегда конфликт требует вашего вмешательства. Дети 100 раз на дню ссорятся и мирятся! За каждой ссорой следить и пресекать – нервов не хватит:)
  • Не вставайте на чью-то сторону сразу же. Чтобы детям не казалось, что вы изначально «ЗА» кого-то. Выслушайте обе стороны и объясните, кто в чем был прав, а кто нет
  • Чаще говорите детям, что неважно кто начал ссору – ответственность за ее развитие понесут оба (трое/четверо)
  • Дети ждут признания своей невиновности и наказания другого. Разбирая конфликт, заостряйте внимание не на том, кто виноват, а на том – что теперь делать? Как выходить из конфликта?
  • Юмор – лучшее средство для примирения. Переиначьте их ситуацию в забавном свете, даже сводя к абсурду. У детей поменяется эмоциональное состояние и им проще будет снова «задружить»
  • Там, где накопилась обида – эмоциям нужно выйти. Позволяйте детям проговаривать свою злость, не переходя на личности. То есть - обзываться нельзя, а сказать, что брат/сестра его бесит или раздражает можно.
  • Всегда говорите детям, что вы их очень любите. И что их ссоры вас огорчают.

Профилактика от конфликтов детей дома:

  1. Предлагать игры, давать задания и поручения, где происходит взаимодействие и помощь одного другому(а не соревнование, где один окажется победителем, а другой – проигравшим)
  2. Стараться равномерно распределять между детьми все, что только можно (напр., покупать одинаковое количество сладостей или одинаково не покупать)
  3. Чаще говорить, что один другого, на самом деле, любит – приводить примеры и рассказывать что-то из прошлого, когда старший заботился о совсем маленьком младшем (даже если разница всего год).

Читайте сказки, где герои находят разные способы примирения, умеют делиться, отлично ладят с окружающими. Примером своим, знакомых, друзей или родственников показывайте, что конфликты могут решаться не только силой или слезами, но и обычной уступкой. Разучите «мирилки» - веселые стишки, произнеся которые, ребята должны забыть про ссору и снова вместе играть.

Не всегда мамочка может помочь ребенку выйти благополучно из конфликта. Не увидела, не узнала, была не в силах остановить двух сорванцов, да и просто растерялась… Не ругайте себя! Значит, именно этот опыт необходим был вашему малышу. Детство – длинное, он еще не раз попадет в ссору. И тут вы окажетесь рядом и сможете его защитить и направить в мирное русло. К тому же, если дома есть удачный пример разрешения конфликтных ситуаций, то и ребенок сообразит, как ему поступать, чтобы все закончилось хорошо!

А как вы решаете конфликты детей – дома, в садике, дома? Поделитесь своей историей удачного примирения ребятишек!

Скачайте чек-лист "Детские комплексы: причины и способы борьбы"

​"Вот Ванечка – отличник, а ты никогда так не сможешь…"​, "Отойди и не пытайся даже, я сама все сделаю как надо...." "Как ты себя ведешь? Придем домой – выпорю…" Главная причина комплексов у детей - это их родители. Скачайте чек-лист и узнайте как избавить малыша от навязанных комплексов.