Cleveland корабль. Легкие крейсера типа Cleveland

– они оказались незаслуженно забыты и погребены под прахом времени. Кому сейчас интересен погром у острова Саво, артиллерийские дуэли в Яванском море и у мыса Эсперанс? Ведь все и так убеждены, что морские сражения на Тихом океане ограничены налетом на Перл-Харбор и сражением у атолла Мидуэй.


В реальной войне на Тихом океане крейсеры были одной из ключевых действующих сил ВМС США и Императорского флота Японии – на этот класс пришлась крупная доля потопленных кораблей и судов с обеих противоборствующих сторон. Крейсера обеспечивали ближнюю ПВО эскадр и авианосных соединений, прикрывали конвои и выполняли дозорные задачи на морских коммуникациях. При необходимости использовались в качестве бронированных «эвакуаторов», выводя на буксире поврежденные корабли из зоны боевых действий. Но главная ценность крейсеров открылась во второй половине войны: шести- и восьмидюймовые орудия не смолкали ни на минуту, «окучивая» японский оборонительный периметр на островах Тихого океана.

В светлое и темное время суток, при любых погодных условиях, сквозь непроницаемую стену тропического ливня и молочную пелену тумана, крейсера продолжали лить свинцовый дождь на голову несчастного противника, запертого на крошечных атоллах посреди Великого океана. Многодневная артподготовка и огневая поддержка десанта – именно в этой роли ярче всего засветились тяжелые и легкие крейсеры ВМС США – как на Тихом океане, так и в европейских водах Старого Света. В отличие от чудовищных линкоров, количество участвовавших в боях американских крейсеров приближалось к восьми десятками (одних «Кливлендов» янки наклепали 27 единиц), а отсутствие на их борту артиллерии особо крупного калибра компенсировалось высокой скорострельностью восьмидюймовок и более «мелких» пушек.

Крейсеры обладали огромной разрушительной мощью – 203 мм снаряд орудия 8"/55 имел массу 150 килограммов и покидал срез ствола с быстротой, превышавшей две скорости звука. Темп стрельбы морской пушки 8"/55 достигал 4 выстр./мин. Всего же тяжелый крейсер «Балтимор» нес девять подобных артиллерийских систем, размещенных в трех башнях главного калибра.

Помимо впечатляющих наступательных возможностей, крейсера обладали хорошим бронированием, отличной живучестью и очень высокой скоростью хода до 33 узлов (>60 км/ч).
Высокая скорость и защищенность была по достоинству оценена моряками. Неслучайно на крейсерах так часто держали свой флаг адмиралы – просторные рабочие помещения и изумительный набор радиоэлектронной аппаратуры позволяли оборудовать на борту корабля полноценный флагманский командный пост.

USS Indianapolis (CA-35)


Под конец войны именно крейсеру «Индианаполис» была доверена почетная и ответственная миссия по доставке ядерных зарядов на островную авиабазу Тиниан.

Крейсеры, принявшие участие во Второй мировой войне, делятся на две большие категории: построенные до и после войны (подразумевается конец 30-х годов и позже). Что касается довоенных крейсеров, великое множество конструкций объединяло одно важное обстоятельство: большинство крейсеров предвоенной постройки стали жертвами Вашингтонских и Лондонских морских соглашений. Как показало время, все страны, подписавшие договор, так или иначе, совершили подлог с водоизмещением строящихся крейсеров, превысив положенный лимит в 10 тыс. тонн на 20 и более %. Увы, все равно ничего путного не получили – Мировую войну предотвратить не смогли, зато извели миллион тонн стали на ущербные корабли.

Как и все «вашингтонцы», американские крейсеры постройки 1920-х - первой половины 1930-х годов имели перекошенное соотношение боевых характеристик: низкая защищенность (толщина стенок башен ГК крейсера «Пенсакола» едва превышала 60 мм) в обмен на огневую мощь и солидную дальность плавания. Вдобавок, американские проекты «Пенсакола» и «Нотрхэмптон» оказались недогруженными – конструкторы так увлеклись «ужиманием» кораблей, что не смогли эффективно использовать весь резерв водоизмещения. Неслучайно на флоте эти шедевры кораблестроения получили красноречивое название «жестянки».


Тяжелый крейсер "Уичита"

Американские «вашингтонские» крейсеры второго поколения – «Нью-Орлеан» (построено 7 единиц) и «Уичита» (единственный корабль своего типа) оказались гораздо более сбалансированными боевыми единицами, однако, также не лишенными недостатков. На этот раз конструкторы смогли сохранить приличные скорость, бронирование и вооружение в обмен на такой неосязаемый параметр, как «живучесть» (линейное расположение ГЭУ, более плотная компоновка – корабль имел высокие шансы погибнуть от попадания единственной торпеды).

Вспыхнувшая мировая война в одночасье аннулировала все мировые договоры. Сбросив с плеч оковы всевозможных ограничений, кораблестроители в кратчайшие сроки представили проекты сбалансированных боевых кораблей. Вместо прежних «жестянок» на стапелях появились грозные боевые единицы – подлинные шедевры кораблестроения. Вооружение, броня, скорость, мореходность, дальность плавания, живучесть – инженеры не допускали компромиссов ни в одном из перечисленных факторов.

Боевые качества этих кораблей оказались столь великолепны, что многие из них продолжали эксплуатироваться в составе ВМС США и других стран даже спустя три-четыре десятка лет после окончания войны!

Откровенно говоря, в формате открытого морского сражения «корабль против корабля», каждый из представленных ниже крейсеров окажется сильнее любого из своих современных потомков. Попытка «стравить» какой-нибудь ржавый «Кливленд» или «Балтимор» с ракетным крейсером «Тикондерога» окажется плачевной для современного корабля – приблизившись на пару десятков километров, «Балтимор» разорвет «Тикондерогу», как грелку. Возможность применения «Тикондерогой» ракетного с дальностью стрельбы 100 и более километров в данном случае ничего не решает – старые бронированные корабли маловосприимчивы к столь «примитивным» средствам поражения, как БЧ ракеты «Гарпун» или «Экзосет».

Предлагаю читателям познакомиться с наиболее фееричными образцами американского кораблестроения военных лет. Тем более, посмотреть там есть на что…

Легкие крейсеры типа «Бруклин»

Количество единиц в серии – 9
Годы строительства – 1935-1939 гг.
Полное водоизмещение 12 207 тонн (проектное значение)
Экипаж 868 человек
Главная энергетическая установка: 8 котлов, 4 турбины Парсонса, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах.
Главный бронепояс – 140 мм, максимальная толщина брони – 170 мм (стенки башен ГК)

Вооружение:
- 15 х 152 мм орудий ГК;
- 8 х 127 мм универсальных орудий;
- 20-30 зенитных автоматов «Бофорс» калибр 40 мм*;
- 20 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм*;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.
* типичное ПВО «Бруклинов» в 40-е годы

Близкое дыхание Мировой войны заставило пересмотреть подходы к проектированию кораблей. В начале 1933 года янки получили тревожные сведения о закладке в Японии крейсеров типа «Могами», вооруженных 15 шестидюймовыми орудиями в пяти башнях. В реальности японцы совершили крупный подлог: стандартное водоизмещение «Могами» было на 50% больше заявленного - это были тяжелые крейсера, которые, в перспективе, планировалось вооружить десятью 203 мм пушками (что и произошло с началом войны).

Но в начале 1930-х янки не ведали о коварных планах самураев и, дабы не отстать от «вероятного противника», бросились проектировать легкий крейсер с пятью башнями главного калибра!
Несмотря на действующие ограничения Вашингтонского договора и нестандартные условия проектирования, крейсер типа «Бруклин» получился чертовски удачным. Внушительный наступательный потенциал вкупе с отличным бронированием и неплохой мореходностью.

Все девять построенных крейсеров принимали активное участие во Второй мировой войне, при этом (впору удивиться!) никто из них не погиб в сражениях. «Бруклины» попадали под бомбовые и торпедные атаки, артиллерийский огонь и атаки «камикадзе» - увы, всякий раз корабли оставались на плаву и после ремонта возвращались в строй. У побережья Италии в крейсер «Саванна» попала немецкая управляемая супер-бомба «Фриц-Х», однако, и в этот раз, несмотря на колоссальные разрушения и гибель 197 моряков, корабль смог доковылять до базы на Мальте.



Крейсер "Феникс" у побережья Филиппин, 1944 год


Аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" (ex-Феникс) с оторванной взрывом носовой частью, 2 мая 1982 года


Поврежденный крейсер "Саванна" у побережья Италии, 1943 год. В крышу третьей башни ГК ударила 1400-кг радиоуправляемая бомба "Фриц-Х"


Но самые удивительные приключения выпали на долю крейсера «Феникс» - этот шутник ловко ускользнул из-под японского удара в бухте Перл-Харбора, не получив при этом ни царапины. Но от судьбы уйти не сумел – спустя 40 лет он был потоплен британской подводной лодкой во время Фолклендской войны.

Легкие крейсеры типа «Атланта»

Количество единиц в серии – 8

Полное водоизмещение 7 400 тонн
Экипаж 673 человека
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 75 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 8 500 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 89 мм.

Вооружение:
- 16 х 127 мм универсальных орудий;
- 16 автоматических зениток калибра 27 мм (т.н. «чикагское пианино»);
на последних кораблях серии заменены на 8 автоматов «Бофорс»;
- до 16 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм;
- 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм;
- к концу войны на кораблях появился сонар и комплект глубинных бомб.

Одни из самых красивых крейсеров Второй мировой. Специализированные корабли ПВО, способные за минуту обрушить на врага 10 560 кг раскаленной стали – залп маленького крейсера поражал воображение.
Увы, на практике оказалось, что ВМС США не страдали от недостатка 127 мм универсальных зениток (аналогичными орудиями вооружались сотни эсминцев), а вот артиллерии среднего калибра подчас не хватало. Помимо слабости вооружения, «Атланта» страдала от низкой защищенности – сказались малые размеры и слишком «тонкое» бронирование.

Как результат – из восьми кораблей в боях погибли два: головная «Атланта» погибла от торпед и артиллерийского огня противника в перестрелке у Гуадалканала (ноябрь 1942 г.). Еще один – «Джуно» погиб в тот же день: поврежденный корабль добила японская подводная лодка.

Легкие крейсеры типа «Кливленд»

Количество единиц в серии – 27. Еще 3 достроены по усовершенствованному проекту «Фарго», 9 – как легкие
авианосцы «Индепенденс». Оставшаяся дюжина недостроенных корпусов была сдана на слом в 1945 году - многие из крейсеров к тому времени были спущены на воду и достраивались на плаву (запланированное кол-во кораблей проекта – 52 единицы)

Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 14 130 тонн (проект)
Экипаж 1255 человек
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 11 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 127 мм. Максимальная толщина брони – 152 мм (лобовая деталь башен ГК)

Вооружение:
- 12 х 152 мм орудий главного калибра;

- до 28 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 20 зенитных автоматов «Эрликон»;

Первый по-настоящему полноценный крейсер ВМС США. Мощный, сбалансированный. С прекрасной защищенность и наступательными возможностями. Не обращайте внимания на приставку «легкий». «Кливленд» такой же легкий, как чугунный паровоз. В странах Старого Света подобные корабли без преувеличения классифицируются, как «тяжелые крейсера». За сухими цифрами «калибр пушек/толщина брони» скрываются не менее интересные вещи: удачное расположение зенитной артиллерии, относительный простор внутренних помещений, тройное дно в районе машинных отделений…

Но была у «Кливленда» своя «ахиллесова пята» - перегрузка и, как следствие, проблемы с остойчивостью. Ситуация была настолько серьезной, что на последних кораблях серии стали снимать боевую рубку, катапульту и дальномеры с башен №1 и №4. Очевидно, именно проблема с низкой остойчивостью послужила причиной короткой жизни «Кливлендов» – практически все они покинули ряды ВМС США до начала Корейской войны. Лишь три крейсера – «Галвестон», «Оклахома Сити» и «Литтл Рок» (на заглавной иллюстрации к статье) прошли обширную модернизацию и продолжили службу в качестве крейсеров-носителей управляемого ракетного оружия (ЗРК «Талос»). Успели принять участие в войне во Вьетнаме.

Проект «Кливленд» вошел в историю, как наиболее многочисленная серия крейсеров. Однако, несмотря на свои высокие боевые качества и большое кол-во построенных кораблей, «Кливленды» прибыли слишком поздно, чтобы увидеть настоящий «дым морских сражений»; среди трофеев этих крейсеров числятся лишь японские эсминцы (стоит заметить, янки никогда не страдали от недостатка техники – в первой фазе войны активно сражались крейсеры довоенной постройки, коих у американцев было целых 40 штук)

Основную часть времени «Кливленды» занимались обстрелом береговых целей – Марианские о-ва, Сайпан, Минданао, Тиниан, Гуам, Миндоро, Лингаен, Палаван, Формоза, Кваджалейн, Палау, Бонин, Иводзима… Трудно переоценить вклад этих крейсеров в разгром японского оборонительного периметра.


Пуск зенитной ракеты с крейсера "Литтл Рок"


За время боевых действий ни один из кораблей не пошел на дно, однако, серьезных потерь избежать не удалось: сильно пострадал крейсер «Хьюстон» - получив в борт две торпеды, он принял 6000 тонн воды и едва дотянул до передовой базы на атолле Улити. Но особенно тяжело пришлось «Бирмингему» - крейсер помогал тушить пожары на борту поврежденного авианосца «Принстон», когда на авианосце произошла детонация боекомплекта. «Бирмингем» был едва не опрокинут взрывной волной, на крейсере погибло 229 человек, более 400 моряков получили ранения.

Тяжелые крейсеры типа «Балтимор»

Количество единиц в серии – 14
Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 17 000 тонн
Экипаж 1700 человек
ГЭУ - четырехвальная: 4 котла, 4 паровые турбины, 120 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс - 150 мм. Максимальная толщина брони – 203 мм (башени ГК)

Вооружение:
- 9 х 203 мм орудий главного калибра;
- 12 х 127 мм универсальных орудий;
- до 48 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 24 зенитных автоматов «Эрликон»;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.

«Балтимор» - это не кетчуп с кусочками спелых овощей, эта штука гораздо оаснее. Апофеоз американского кораблестроения в классе «крейсер». Сброшены все запреты и ограничения. В конструкции внедрены последние достижения американского ВПК военных лет. Радары, чудовищные пушки, тяжелая броня. Супер-герой с максимумом достоинств и минимумом недостатков.

Как и более легкие крейсера типа «Кливленд», «Балтиморы» прибыли лишь к «шапочному разбору» на Тихом океане - первые четыре крейсера вступили в строй в 1943 , еще один – 1944, остальные девять – в 1945 году. В результате большая часть повреждений «Балтиморов» пришлась на шторма, тайфуны и навигационные ошибки экипажей. Тем не менее, определенный вклад в победу они внесли – тяжелые крейсера буквально «выдолбили» атоллы Маркус и Уэйк, поддерживали огнем десант на бесчисленных островках и атоллах Тихого океана, участвовали в рейдах к Китайскому побережью и нанесению ударов по Японии.


Ракетно-артиллерийский крейсер "Бостон". Пуск зенптной ракеты "Терьер", 1956 год
Война закончилась, а «Балтиморы» не думали отправляться на покой – тяжелая морская артиллерия вскоре пригодилась в Корее и во Вьетнаме. Ряд крейсеров данного стали первыми в мире носителями зенитных ракет – уже к 1955 году «Бостон» и «Канберра» получили на вооружение ЗРК «Терьер». Еще три корабля прошли глобальную модернизацию по проекту «Олбани» с полным демонтажем надстроек и артиллерии и последующей конверсией в ракетные крейсера.


Всего через 4 дня после того, как "Индианаполис" доставил атомные бомбы на о. Тиниан, крейсер был потоплен японской подлодкой I-58. Из 1200 человек экипажа спаслись всего 316. Катастрофа в океане стала крупнейшей по числу жертв в истории ВМС США

Стоит сразу упомянуть, что Кливленд — это плавающие ПВО, способное огнем из 25 орудий защитить не только себя но и пару союзных кораблей. Идеально играть на этом корабле взводом, он прикроет в случае внезапной атаки и линкор и авианосец.

Интерес к игре на крейсере придет с полной прокачкой всех модулей корабля. Топовые модули Кливленда, по уровню догоняют крейсеры 7 уровня.

Модернизация

Орудие главного калибра
Устанавливаем ПВО
Систему борьбы за живучесть
Рулевые машины.

В итоге с выбором выше указанных модернизаций. Вы усиливаете, только сильные стороны крейсера Кливленд. Что касается навыков командира, то тут не все однозначно, однако универсальный рецепт прокачки, выглядит следующим образом:

Тактика игры

Тактика игры всецело должна зависеть от главных преимуществ крейсера. Поскольку Кливленд обладает отличной ПВО и скоростью стрельбы, то следует это использовать на все 100%. Не пытайтесь строить из себя героя. Во время соло выхода в открытое море, противостоять нескольким противникам очень тяжело. Но вот если выступить в наступление отрядом из линкора с авианосцем, то сломить такую группу будет весьма сложно. Игра на Кливленде, должна быть похожа на поддержку средних таков в .

Держите среднюю дистанцию и используйте скорострельность как главный козырь. В компании с авианосцем, Кливленд очень часто настреливает больше самолетов за бой — опять же спасибо мощнейшей ПВО.

Если играете в рендоме в одиночку, то тактика игры опять же приблизительно также. Прижимаемся к союзному линкору и тандемом прорываем защиту или держим оборону.

Играя в режиме поддержки, можно вывезти больше опыта и пиастров, чем это кажется на первый взгляд.

Если нет желания помогать команде, можно попытать счастья в так называемой охоте. Отправить дальний путь вражеский эсминец, можно всего за несколько несколько залпов фугасами.

Легкие крейсера типа Cleveland

Водоизмещение: 10000 t , 13755 t

Размеры: 185,95 x 20,22 x 7,47 м

Машины: 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс; 100000 shp = 32,5 узл; 2100 тонн нефти = 11000 миль @ 15 узл.

Броня: пояс 88 - 127 мм; палуба 52 мм; барбеты 152 мм; башни 165 мм лоб, 76 мм крыша и борта; рубка 127 мм

Вооружение: 12 - 152/47 мм (4 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 8 - 40 мм (4 х 2) (CL -55 и 56), 24 - 40 мм (4x4 + 4x2) (CL -57,58,60,64 - 66,80 и 81), 28 - 40 мм (4 х 4 + 6 х 2) (CL -62,63, 67,82 - 94,101 - 105); 10-20 мм (10 х 1) (CL -67, 82 - 94, 101 - 105), 13 - 20 мм (13 х 1) (CL -55 и 56). 17 - 20 мм (17 х 1) (CL -57 и 58), 21 - 20 мм (21 х 1) (CL -60, 62 - 66, 80 и 81)

Экипаж: 992 чел (1200/1426 военный)

CL-55 Cleveland

New York SB

1.7.40

1.11.41

6.42

Выведен в резерв 7.2.42

CL-56 Columbia

New York SB

19.8.40

17.12.41

6.42

Выведен в резерв 30.11.46

CL-57 Montpelier

New York SB

2.12.40

12.2;42

9.42

Выведен в резерв 24.1.47

CL-58 Denver

New York SB

26.12.40

4.4.42

10.42

Выведен в резерв 7.2.47

CL-59 Amsterdam

New York SB

1.5.41

22.8.42

CL-60 Santa Fe

New York SB

7.6.41

10.6.42

15.10.42

Выведен в резерв 19.10.46

CL-61 Tallahassee

New York SB

2.6.41

CL-62 Birmingham

Newport News

17.2.41

20.3.42

29.1.43

Выведен в резерв 2.1.47

CL-63 Mobile

Newport News

14.4.41

15.5.42

24.3.43

Выведен в резерв 9.5.47

CL-64 Vincennes (ii) (ex-Flint)

Bethlehem, Quincy

7.3.42

17.7.43

21.1.44

Выведен в резерв 10.9.46

CL-65 Pasadena

Bethlehem, Quincy

6.2.43

28.12.43

8.7.44

Выведен в резерв 12.1.50

CL-66 Springfield

Bethlehem, Quincy

13.2.43

9.3.44

9.9.44

Выведен в резерв.1.50

CL-67 Topeka

Bethlehem, Quincy

21.4.43

19.8.44

23.12.44

Выведен в резерв 18.6.49

CL-76 New Haven

New York SB

11.8.44

CL-77 Huntington

New York SB

17.11.41

CL-78 Dayton

New York SB

29.12.41

CL-79 Wilmington

New York SB

16.3.42

CL-80 Biloxi

Newport News

9.7.41

23.2.43

31.8.43

Выведен в резерв 29.10.46

CL-81 Houston (ii) (ex-Vicksburg)

Newport News

4.8.41

19.6.43

20.12.43

Выведен в резерв 15.12.47

CL-82 Providence

Bethlehem, Quincy

27.7.43

28.12.44

15.5.45

Выведен в резерв 14.6.49

CL-83 Manchester

Bethlehem, Quincy

25.9.44

5.3.46

29.10.46

Выведен в резерв 27.2.56

CL-84 Buffalo

Federal, Kearny не закладывался

CL-85 Fargo

New York SB

11.4.42

CL-86 Vicksburg (ii) (ex-Cheyenne)

Newport News

26.10.42

14.12.43

12.6.44

Выведен в резерв 30.6.47

CL-87 Duluth

Newport News

9.11.42

13.1.44

18.9.44

Выведен в резерв 25.6.49

CL-88 безымянный

Federal, Kearny не закладывался

CL-89 Miami

Cramp 2.8.41

8.12.42

28.12.43

Выведен в резерв 30.6.47

CL-90 Astoria (ii) (ex-Wilkes-Barre)

Cramp

6.9.41

6.3.43

17.5.44

Выведен в резерв 1.7.49

CL-91 Oklahoma City

Cramp

8.12.42

20.2.44

22.12.44

Выведен в резерв 30.6.47

CL-92 Little Rock

Cramp

6.3.43

27.8.44

17.6.45

Выведен в резерв 24.6.49

CL-93 Galveston

Cramp

20.2.44

22.4.45

28.5.58

Вычеркнут из списков 21.12.73

CL-94 Youngstown

Cramp

4.9.44

не спущен

CL-99 Buffalo

New York SB

CL-100 Newark

New York SB

CL-101 Amsterdam (ii)

Newport News

3.3.43

25.4.44

8.1.45

Выведен в резерв 30.6.47

CL-102 Portsmouth

Newport News -

28.6.43

20.9.44

25.6.45

Выведен в резерв 15.6.49

CL-103 Wilkes-Barre

New York SB

14.12.42

24.12.43

1.7.44

Выведен в резерв 9.10.47

CL-104 Atlanta (ii)

New York SB

25.1.43

6.2.44

3.12.44

Выведен в резерв 1.7.49

CL-105 Dayton (ii)

New York SB

8.3.43

19.3.44

7.1.45

Выведен в резерв 1.3.49

Это был самый многочисленный тип крейсеров не только в аме­риканском флоте, но и вообще во всем мире. Всего было заказано 52 единицы, из которых 29 вошли в строй как крейсера, в том числе 2 были достроены по измененному проекту. Еще 9 кораблей были достроены как легкие авианосцы. Это значительно превосходит вто­рую по численности крейсерскую серию - бронепалубные крейсе­ра типа «Аполло» (21 единица), - построенную в Англии в конце XIX века. Такое большое количество объясняется не исключитель­ными данными проекта, а решением, принятым в 1940 командовани­ем флота - для ускорения работ строить вариации уже существую­щих кораблей.

В июне 1938 американский флот решил построить 2 крейсера водоизмещением 8000 тонн с вооружением из 8 или 9 - 152 мм универсальных орудий. Их планировалось включить в программу 1940 финансового года как CL -55 и CL .-56. Предполагалось постро­ить примерно 20 таких кораблей. К маю 1939 был создан проект крейсера с 10 - 152/47 универсальными орудиями в 5 двухорудийных башнях. Легкое зенитное вооружение состояло из 5 х 4 - 28-мм автоматов. Он должен был иметь 1 катапульту в ДП и 2 трех­трубных торпедных аппарата. Внешне этот корабль уже напоминал будущий «Кливленд». Но корабль получился страшно перегружен­ным. Президент требовал увеличить огневую мощь, адмиралы требо­вали повысить мощность машин, что привело к росту водоизмеще­ния сначала до 8200 тонн, потом до 8400 тонн. Однако, сохранить цифру 8000 тонн можно было только полностью отказавшись от брони. Начало войны в Европе привело к отказу от договорного лимита водоизмещения 8000 тонн. Время поджимало, разрабаты­вать новый проект было некогда. Поэтому, американцы решили по­вторить «Хелену», заменив одну 152-мм башню двумя 127 - уста­новками.

Новый крейсер должен был иметь ту же самую длину, что и «Хелена», но ширина увеличивалась на 1,4 м, так как на стадии про­ектирования возникли серьезные сомнения относительно остойчи­вости. Опыт военных действий в Европе показал мощь донных мин и опасность подводных повреждений для любого корабля, а также резко увеличившуюся опасность воздушных атак. Решение любой из этих проблем требовало дополнительного веса, особенно усиле­ние зенитного вооружения, причем этот вес располагался высоко над ватерлинией. В конечно итоге от наклонного пояса пришлось отказаться. После увеличения ширины изменился и теоретический чертеж корпуса. Однако, остойчивость так и осталась ахиллесовой пятой этих крейсеров на все время их службы. Вероятно, именно это стало причиной весьма недолгой послевоенной службы. Все они пошли на слом в относительно молодом возрасте.

Бронирование кораблей состояло из пояса толщиной 127 мм а районе машинных отделений. Они имел там ширину 2,7 м. Носовые погреба прикрывал пояс в 52 мм. Внутренние переборки толщиной от 76 до 120 мм прикрывали кормовые погреба. Броневая палуба имела толщину 52 мм. В целом, бронирование напоминало «Хеле­ну». Вычисленная зона неуязвимости для снарядов весом 49 кг со­ставляла 47 - 108 каб. После того, как появился новый 59 кг снаряд, она значительно сократилась. Общий вес брони составил 1568 тонн или 13>18% стандартного водоизмещения. Расположение машин сохранилось, ко использование котлов высокого давления позволи­ло сократить длину котельных отделений. Однако длина машинных отделений была увеличена по сравнению с «Бруклином», чтобы из­бавиться от тесноты. Для увеличения живучести было использовано тройное дно. Двойное дно было доведено до броневой палубы, прикрывая все погреба.

Машинная установка была обычным четырехвальным ТЗА мощ­ностью 10000 shp. Первоначальный проект предусматривал крей­серские турбины, которые даже были установлены на первой паре кораблей. На испытаниях CL -80 развил скорость 31,93 узла при 103505 shp и водоизмещении 14000 тонн.

Крейсера были вооружены 152/47 орудиями Mark 16 в трехорудийных башнях. Угол возвышения орудий составлял 60°, но исполь­зовать их в качестве зенитных было невозможно, так как заряжание было возможно только при углах до 20°. Очень удачным было расположение 6 спаренных 127/38 установок, которое позволяло ставить плотную огневую завесу практически по всем направлени­ям. Легкое зенитное вооружение сначала планировали ограничить только 12,7 мм пулеметами. Но война в Европе показала их полную бесполезность. Малая остойчивость не позволяла устанавливать новые четырехствольные 28-мм автоматы без добавки балласта. Но после жарких споров на это пошли, так как сокращать 127-мм бата­рею не желал никто. Еще до ввода в строй первого крейсера выяс­нилось, что эти автоматы крайне ненадежны. Вместо них на воору­жение были приняты 40-мм Бофорсы. Но счетверенный Бофорс весил 11 тонн по сравнению с 5 - 6 тоннами 28-мм автомата. Поэтому было решено ограничиться спарками. Торпедного воору­жения крейсера не имели. На квартердеке крейсера имели по 2 катапульты, а в ангаре на корме размещались 4 гидросамолета.

Первые 2 корабля, CL -55 и CL -56 были заказаны 23 марта 1940. Дальнейшие заказы размещались до 1943 года. CL -59 - CL -61 были заказаны 12 июня 1940; CL -62 - CL -67 - в июле 1940; CL -76 - CL -88 - в сентябре 1940; CL -89 - CL -94 - в октябре того же года. После вступления Соединенных Штатов в войну были размещены новые заказы. В декабре 1941 были заказаны CL -99 и CL -100, кото­рые заменили CL -84 и CL -88. Заказ на эти 2 крейсера был отменен 16 декабря 1940, чтобы позволить фирме Кирни сосредоточить уси­лия на строительстве эсминцев. 15 декабря 1941 были заказаны CL -101 и CL -102. Это были единственные крейсера в программе 1942 финансового года. В августе 1942 были заказаны CL -103 - CL -118, а в июне следующего года последовал заказ на последнюю серию крейсеров этого типа: CL-143 - CL-149. Однако в 1942 9 кораблей были достроены как легкие авианосцы. Это были номера 59,61, 76 - 79, 85, 99 и 100. Ближе к концу войны часть заказов была аннулирована. 5 октября 1944 был отменен заказ на строительство CL -112 и CL -115. 4 сентября строительство CL -11 было передано фирме Крамп. 12 августа 1945 последовало массированное сокра­щение кораблестроительных программ. Были аннулированы заказы на CL -94, CL -108 - CL -111, CL -116 - CL -118. Из всех этих кораблей только CL -108 «Ньюарк» был спущен на воду. Кроме того, был достроен CL -93 «Галвестон», однако он не вступил в строй, а пря­мо с верфи отправился в резерв, пока, в конечном итоге, его не перестроили в ракетный крейсер.

«Кливленд» вошел в строй только со спаренными 40-мм авто­матами. Но остальные крейсера имели по2х4и2х2 таких автомата. В ноябре 1942 первые «Кливленды» получили еще по 2 спаренных Бофорса на корме позади каждой катапульты. В мае 1944 последовало новое усиление зенитного вооружения до 4 х 4 и 6 х 2 Бофорсов. Стандартом считалась установка 10 -20-мм Эрликонов, но действительное количество этих автоматов было со­вершенно произвольным.

Первые крейсера были построены с закругленным «лбом» мо­стика. Однако, начиная с «Винсенса», мостик был прямоугольным и более низким. Верхний мостик стал открытым. На первых крейсе­рах открытые мостики были установлены на крыше штурманской рубки, и они сохранили боевые рубки, которые на последующих ко­раблях не устанавливали, чтобы сократить перегрузку.

Проблема веса оставалась больной всегда. В конце войны с крей­серов начали снимать одну катапульту и дальномеры с башен № 1 и № 4. Из-за проблем со снабжением, начиная со «Спрингфилда», штурманская рубка выполнялась из стали, а не из алюминиевых спла­вов что тоже увеличивало перегрузку. Несмотря" на проблемы с остойчивостью, гидросамолеты постепенно заменялись новыми и более тяжелыми машинами. К началу Корейской войны в 1950 все крейсера этого типа, кроме «Манчестера» уже были выведены из состава флота, хотя 6 единиц позднее были перестроены в ракет­ные крейсера.

История службы

КЛИВЛЕНД В ноябре 1942 крейсер участвовал в операции «Торч» в составе Западного Оперативного Соединения. В конце месяца он вернулся на Тихий океан в 12 дивизию крейсеров. «Кливленд» участвовал в завершающих боях кампании на Гуадалканале, в бою у острова Реннел ночью 29-30 января 1943 в составе ОС 18. 6 марта во время операции по обстрелу японского аэродрома в заливе Кьюла, он, вместе с крейсерами «Монпелье» и «Денвер», потопил японские эсминцы «Минэгумо» и «Мурасамэ». До конца 1943 крей­сер действовал на Соломоновых островах, прикрывал высадку на Нью-Джорджии в июне-августе в составе ОГ 36.2. Ночью 1-2 нояб­ря 1943 он участвовал в бою в заливе Императрицы Августы. Ле­том 1944 «Кливленд» участвовал в боях на Марианских островах, Сайпане. В составе ОС 58 принимал участие в битве в Филиппинс­ком море. В феврале 1945 он прикрывает высадку на Палаван в составе ОГ 74.2, а в апреле - высадку на Минданао. В июне «Клив­ленд» участвует в высадке десантов в Бруней, потом в Баликпапан. В июле его направляют к Окинаве, и крейсер действует в Южно-Китайском море до конца войны. В ноябре 1945 «Кливленд» воз­вращается в США и становится учебным кораблем. В годы войны «Кливленд» получил благодарность командующего флотом и 13 боевых звезд.

КОЛАМБИА Крейсер отправился на Тихий океан 9 ноября 1942 и вошел в состав 12 дивизии крейсеров в Эспириту-Санто в декаб­ре. Он участвовал в последних боях за Гуадалканал, в бою у остро­ва Реннел в составе ОС 18. В июне 1943 «Коламбиа» прикрывает. высадку на Нью-Джорджии в составе ОГ 36.2, обстреливает Шортленд и Мунду. В конце сентября крейсер участвует в блокаде Коломбангры и с трудом уходит от торпед японской подводной лодки. В ноябре «Коламбиа» прикрывает высадку на Бугенвилль, которая привела к битве в заливе Императрицы Августы. Вместе с осталь­ными крейсерами 12 дивизии («Кливленд», «Денвер» и «Монпелье») он топит японский крейсер «Сендай». В декабре эти же крейсера, без «Денвера», обстреливают японские позиции на Бугенвилле. Опе­рации на Соломоновых островах продолжаются до 4 апреля 1944, после чего «Коламбиа» уходит на ремонт в Сан-Франциско. В августе он возвращается на Соломоновы острова. В сентябре он при­крывает высадку на Палау, участвует в битве в проливе Суригао. В начале 1945 крейсер действует на Филиппинах. Однако 6 января ОГ 77.2 попадает под сильнейшую атаку камикадзэ, и крейсер полу­чает попадание. Оба кормовые башни выведены из строя. 13 чело­век убиты, 44 ранены. 9 января второе попадание выводит из строя системы управления огнем. Погибли 24 человека, 97 ранены. «Ко­ламбиа» вынужден вернуться в США для капитального ремонта. Он возвращается на юго-запад Тихого океана как раз к началу высадки в Баликпапане. Летом 1945 крейсер участвует в боях на Окинаве. В годы войны «Коламбиа» получил благодарность коман­дующего флотом и 10 боевых звезд.

МОНПЕЛЬЕ Крейсер прибыл в Нумеа для службы в составе 12 дивизии 18 января 1943. 25 января он становится флагманским кораблем дивизии. Через несколько дней крейсер участвует в бою у острова Реннел, а лотом до лета 1944 действует на Соломоновых островах и архипелаге Бисмарка. 2 ноября 1943 он участвует в бою в заливе Императрицы Августы и получает незначительные по­вреждения. После этого «Монпелье» уходит на Марианские остро­ва. С 14 июня он участвует в обстреле Сайпана в составе ОГ 58.3, а потом принимает участие в битве в Филиппинском море. До августа крейсер поддерживает войска, ведущие бои на Сайпане, Тиниане и Гуаме, после чего отправляется в США на ремонт. «Монпелье» воз­вращается в состав действующего флота только в ноябре, пропус­тив битву за Лейте. Он прикрывает высадки на Миндоро и в заливе Лингаен. Он участвует в боях за Коррехидор, Палаван, Минданао. В июне - июле 1945 он прикрывает высадку на Баликпапане. До конца войны крейсер действует в Восточно-Китайском море. За годы Второй Мировой войны «Монпелье» заслужил 13 боевых звезд.

ДЕНВЕР 14 февраля 1943 крейсер прибыл в Эфате на Новых Гебридах для службы в составе 12 дивизии ОС 68. В марте он участвовал в обстреле аэродрома Вила на Коломбангрё, когда были потоплены 2 японских эсминца (см. «Кливленд»). Во время высад­ки на Нью Джорджии он входил в состав ОГ 36.2 и вместе с тремя однотипными крейсерами обстреливал острова Шортленд, где нахо­дилась японская база. Он участвовал в бою в заливе Императрицы Августы, где получил небольшие повреждения от вражеского артог­ня. В крейсер попали 3 - 8" снаряда, которые к счастью не разорва­лись. После этого поддерживал высадку на мысе Торокина на Бу­генвилле. Однако 13 ноября во время этой операции он получил попадание авиаторпедой, заднее машинное отделение и заднее ко­тельное отделение были затоплены. Он был отбуксирован в Эспи­риту-Санто для временного ремонта, а оттуда ушел на верфь Мэр Айленд. Ремонт затянулся с января до лета 1944. Крейсер прибыл на Маршалловы острова 22 июня. Оттуда «Денвер» пошел на север для участия в операции по высадке на Иводзиме. После этого в составе ОС 31 в сентябре 1944 он участвовал в ударе по Палау.

22 сентября «Денвер» одним из первых американских кораблей вошел в лагуну Палау, будущую главную базу американского Тихо­океанского флота. В октябре он участвовал во вторжении на Фи­липпины. 24 октября он находился в проливе Суригао, а утром сле­дующего дня участвовал в потоплении японского эсминца «Асагумо». После этого до мая 1945 он действовал в районе Филиппин, прикрывая высадки на Миндоро, Лингаене и Палаване. В июне 1945 крейсер в составе ОС 74 участвовал в операциях у Брунея и Баликпапана. Потом «Денвер» направился к Окинаве для действий в состав ОС 95. После японской капитуляции крейсер прибыл в Япо­нию, чтобы помочь в эвакуации военнопленных. 20 октября «Ден­вер» вышел в Соединенные Штаты. Кроме благодарности команду­ющего флотом «Денвер» заслужил 11 боевых звезд.

АМСТЕРДАМ Этот крейсер CL -59 был одним из 9, которые были перестроены в легкие авианосцы. Он превратился в CVL -22 «Индепен­денс». Остальными крейсерами были: ТАЛЛАХАССИ - «Принесен» CVL -23, НЬЮ ХЭЙВЕН - «Белло Вуд» CVL -24, ХАНТИНГТОН - «Каупенс» CVL -25, ДЕЙТОН - «Монтерей» CVL -26, ФАРГО - «Лэнгли» CVL -27, ВИЛМИНГТОН - «Кэбот» CVL -28, БУФФАЛО - «Батаан» CVL -29, НЬЮАРК - «Сан Хасинто» CVL -30.

САНТА ФЕ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 22 марта 1943 и был введен в состав 13 дивизии крейсеров. Следующий месяц он провел на Алеутских островах, а в июле принимал участие в обстрелах Кыски. В начале сентября крейсер вернулся в Пирл-Харбор и был пере­дан ОС 15, которое в сентябре должно было нанести удар по Тараве и ОС 14 для аналогичного рейда против Уэйка в октябре. В ноябре он входил в ОГ 53.4, прикрывавшей в ноябре 1943 высадку на Гилбертовых островах. В декабре крейсер входил в ОГ 50.3, которая нанесла удар по Кваджеллейну. В конце года «Санта Фе» ненадолго вернулся в Соединенные Штаты, а потом в конце января 1944 при­крывал высадку на Кваджеллейн в составе группы огневой поддерж­ки ОГ 53.5. Вместе с ОГ 58.1 крейсер участвовал в ударе авианосцев по Труку 17 февраля. В марте крейсер был переведен в архипелаг Бисмарка, где американцы высадились на Эмирау. «Санта Фе» снова входил в группу огневой поддержки. После этого он участвовал в операциях против Холландии, рейдах авианосцев против Трука. В начале мая крейсер вернулся на Кваджеллейн. В июне «Санта Фе» принимал участие в операциях против японцев на Сайпане, Тиниане, Гуаме и островах Паган. В июле он участвовал в атаках Иводзимы, Япа и Улити, после чего снова вернулся на Эниветок. 4 августа крей­сер участвовал в уничтожении японского конвоя. Потом крейсер в составе ОГ 38.3 участвовал в авианосных рейдах против Филиппин и Формозы. После высадки на Лейте крейсер оставался на Филиппи­нах до февраля 1945. Тогда он в составе ОГ 58.4 переключился на атаки Токио и Иводзимы. 19 марта крейсер оказывал помощь по­врежденному авианосцу «Франклин» и снял с него 833 человека экипажа. После этого крейсер сопровождал авианосец на Улити и сам вернулся за Западное Побережье для ремонта, который затянул­ся до августа, когда война уже закончилась. «Санта Фе» в годы Вто­рой Мировой войны заслужил 13 боевых звезд.

БИРМИНГЕМ Крейсер действовал в Атлантике до осени 1943. Вместе с ОС 65 он сопровождал конвои из США на средиземное море перед высадкой в Сицилии. В июле в начале операции «Хаски» он находился в Средиземном море, но в августе вернулся в США и был переведен на Тихий океан в 13 дивизию крейсеров. В середине сентября «Бирмингем» сопровождал авианосцы ОС 15 во время рейдов против Таравы в середине сентября. В ноябре он находился на Соломоновых островах во время высадки на мысе Торокина. Ночью 8-9 ноября он был поврежден бомбами и тор­педами японских самолетов. Ремонт на верфи Мэр Айленд завер­шился в феврале 1944, и корабль вернулся на Тихий океан, снова войдя в состав ОС 58. Следующие несколько месяцев он сопро­вождал авианосцы во время рейдов на Марианские острова и Фи­липпины. В октябре «Бирмингем» в составе ОС 38 атаковал Окина­ву. 24 октября крейсер получил небольшие повреждения, зато его экипаж понес тяжелейшие потери. «Бирмингем» оказывал помощь поврежденному авианосцу «Принстон», когда тот взорвался. На крей­сере погибли 229 человек, а 420 получили ранения. Ремонт продол­жался до января 1945. После этого крейсер участвовал в высадке десанта на Иводзиме. Во время боев за Окинаву 4 мая 1945 крей­сер снова был поврежден, на сей раз камикадзэ. Ремонт был про­веден в Пирл-Харборе, и крейсер в августе вернулся в строй. В годы войны «Бирмингем» заслужил 9 боевых звезд.

МОБАЙЛ Вошел в состав 13 дивизии крейсеров. 31 августа 1943 корабли ОС 15, куда входил и «Мобайл», нанесли удар по острову Маркус. Во время боев на Гилбертовых островах крейсер участвовал в рейде на Тараву, а 5 - 6 октября обстреливал Уэйк. В начале следующего месяца «Мобайл» находился на Соломоновых остро­вах, прикрывая высадку на мыс Торокина, Бугенвилль, в составе ОГ 52.3. Потом он в составе ОГ 53.4 участвовал в десантных операциях на Гилбертовых островах. Год крейсер завершил в составе ОГ 50.3, наносившей удар по Кваджеллейну. В январе он снова вер­нулся к этому острову в составе группы огневой поддержки ОГ 53.6, а в феврале прикрывал рейд авианосцев на Трук. В марте крейсер находился в архипелаге Бисмарка во время высадки на Эмирау, после чего огнем своих орудий поддерживал высадку десанта в Холландии. В июне он вместе с авианосцами ОС 58 участвовал в рейдах на Сайпан, Тиниан и Гуам. В сентябре, теперь уже в составе ОС 38, «Мобайл» участвовал в рейдах на Визайяс. В октябре он участвовал в ударах по Лусону и Формозе. 6 октября вместе с эсминцами «ГаХлинг» и «Коттен» он уничтожил японский транс­порт, обнаруженный в 30 милях от соединения. 24 - 25 октября крейсер участвовал в бою у мыса Энганьо. Вместе с группой амери­канских кораблей он добил поврежденный авиацией японский авиа­носец «Тиёда» и Потопил эсминец «Хацудзуки». После ремонта в начале 1945 «Мобайл» в составе ОС 51 до мая участвовал в боях за Окинаву. В августе он участвовал в рейде авианосцев против Уэйка. «Мобайл» присутствовал при подписании японской капиту­ляции. За годы войны крейсер заслужил 11 боевых звезд.

ВИНСЕНС Крейсер был заложен под названием «Флинт», но 16 октября 1942 он был переименован в честь погибшего у острова Саво тяжелого крейсера. Этот крейсер служил в качестве флагма­на 14 дивизии крейсеров в Карибском море и отечественных водах до середины апреля 1944. После этого он был переведен на Ти­хий океан и прибыл в Пирл-Харбор б мая. В июне он в составе ОС 58 участвовал в рейдах против Марианских островов. Вместе с ОГ 58.4 крейсер участвовал в бою в Филиппинском море. В августе «Винсенс» был переведен в ОГ 38.2 и участвовал в ударах по ост­ровам Бонин. Осенью «Винсенс» участвовал в атаках Минданао, Лейте, Формозы, Окинавы. В бою за Лейте «Винсенс» находился в составе ОГ 34.5 контр-адмирала Бэджера, которая должна была перехва­тить отступающего Куриту. Но крейсера «Винсенс», «Майами», «Би­локси» и 103 дивизион эсминцев успели поймать только эсминец «Новаки», потопление которого заняло 55 минут. В начале 1945 крейсер находился в Южно-Китайском море в составе соединения, наносившего удары по Индокитаю и Формозе. До июня 1945 он участвовал в рейдах авианосного соединения против Японии и Оки­навы. В июне крейсер отправился в США на ремонт. После оконча­ния военных действий он принял участие в репатриации пленных. В годы войны он получил 6 боевых звезд. Вычеркнутый из списков крейсер 28 октября 1969 был потоплен во время испытания новых ракет.

ПАСАДЕНА Крейсер 25 сентября вошел в состав 17 дивизии на Улити. В составе ОС 38 он участвовал в рейдах против Формозы и Лусона в конце 1944. В 1945 он действовал в Южно-Китайском море и у берегов Индокитая. «Пасадена» принимал участие в пер­вом крупном рейде авианосцев против Токио, а потом прикрывал высадку на Окинаву в составе ОС 58. До конца войны крейсер входил в состав авианосного соединения и участвовал в налетах на японскую метрополию, Окинаву и различные острова. В годы Вто­рой Мировой войны «Пасадена» заслужил 5 боевых звезд.

СПРИНГФИЛД До февраля 1945 крейсер служил в Атлантике. После этого он был переведен на Тихий океан и 6 марта на Улити вошел в состав 17 дивизии крейсеров. Вместе с ОГ 58.3 он уча­ствовал в рейдах против Кюсю, а в апреле был переведен к Окина­ве. После визита на Филиппины «Спрингфилд» вошел в состав авиа­носного соединения, наносившего удары по японской метрополии. За годы войны крейсер заслужил 2 боевые звезды. 31 января 1950 «Спрингфилд» был выведен в резерв, но 2 июля 1960 был снова введен в строй как CLG -7.

ТОПЕКА Прибыл в Пирл-Харбор 2 мая 1945 и стал флагманс­ким кораблем 18 дивизии крейсеров. В составе ОГ 38.1 участво­вал в боях за Окинаву и последних ударах по Японии. 18 июня 1945 вместе с крейсерами «Атланта», «Дулут», «Оклахома Сити» и 62 дивизионом эсминцев участвовал в рейде в залив Сагами. 24 и 28 июня участвовал в двух рейдах во Внутреннее море. Присутствовал на подписании капитуляции в Токийской бухте. После войны выведен в резерв, но 26 марта 1960 снова введен в строй как CLG -8. Участвовал во Вьетнамской войне. Крейсер заслужил 2 боевые звезды в годы Второй1 Мировой войны и 3 звезды - в годы Вьетнамской.

БИЛОКСИ Служил в составе 13 дивизии крейсеров. В начале 1944 он участвовал в десантных операциях на Гилбертовых остро­вах, которые начались в январе на Кваджеллейне. В следующем месяце он входил в состав ОГ 58.1, авианосцы которой нанесли удар по Труку. В том же месяце крейсер участвовал в боях на Марианских островах. После этого он поддерживал высадку де­санта в Холландии, Новая Гвинея, обстреливая японские позиции. В июне «Билокси» снова вернулся на Марианские острова. Он уча­ствовал в бою в Филиппинском море, потом поддерживал высадку на Гуам. До конца лета крейсер действовал на островах Палау, а также островах Бонин и Волкано. В октябре он находился на Фи­липпинах и участвовал в битве за Лейте в составе ОГ 38.2. В конце года крейсер находился в Южно-Китайском море. В феврале 1945 крейсер участвовал в рейдах против Японских островов. В марте он прикрывал высадку на Иводзиму, а позднее участвовал в боях на Окинаве. 27 марта крейсер получил легкие повреждения при попа­дании камикадзэ. В конце апреля «Билокси» ушел на ремонт в США и вернулся только в июле. До конца войны крейсер принял участие в последнем рейде на Уэйк и в оккупации Японии. В годы Второй Мировой войны «Билокси» заслужил 9 боевых звезд.

ХЬЮСТОН Вошел в состав 14 дивизии и в июне 1944 участво­вал в рейдах авианосцев против Марианских островов, группы Бо­нин и в битве в Филиппинском море. В октябре действовал у Оки­навы и Формозы в составе ОГ 38.1. 14 октября получил попадание авиаторпеды в среднюю часть корпуса. Повреждения оказались тяжелыми, были затоплены все 4 машинных отделения. Была ис­коверкана броневая палуба. По оценкам водоизмещение крейсера достигло 20900 тонн. Его начали буксировать к Улити. Однако 16 октября крейсер получает еще одно попадание авиаторпедой в кормовую часть. Начались пожары авиабензина, крейсер едва не пошел на дно, но его удалось спасти. После временного ремонта на Улити «Хьюстон» 27 октября отправляется в Соединенные Шта­ты. Ремонт на верфи ВМФ в Нью-Йорке заканчивается только в октябре 1945. В годы войны «Хьюстон» заслужил 3 боевые звезды.

ПРОВИДЕНС В боях участия не принимал. Выведен в резерв, но 17 сентября 1957 снова вошел в состав флота как CLG -6. Уча­ствовал во Вьетнамской войне, обстреливал вражеские позиции.

МАНЧЕСТЕ Р Еще один крейсер, не успевший принять участие в боях. Последний из этого типа крейсеров, сохраненный в артилле­рийском варианте. Участвовал в Корейской войне, где заслужил 9 боевых звезд.

ВИКСБУРГ Вошел в состав 14 дивизии крейсеров, но до конца 1944 использовался только как учебный корабль. Он прибыл в Пирл-Харбор только в середине января 1945. В составе ОС 54 обеспечивал высадку на Иводзиме, где обстреливал береговые цели. В марте в составе ОГ 58.1 прикрывал авианосцы во время удара по Кюсю и целям во Внутреннем море. В апреле в составе ОС 58 начал действия в районе Окинавы, но в июле «Виксбург» перево­дится в ОС 95, которое выполняет рейд в Восточно-Китайское море и поддерживает войска на Окинаве. В июле и августе крейсер уча­ствует в ударах по Уэйку, а после капитуляции присоединяется к главным силам флота в японских водах. «Виксбург» заслужил 2 боевые звезды в годы Второй Мировой войны.

ДУЛУТ Крейсер служил в Атлантике и лишь 7 апреля 1945 был отправлен на Тихий океан. Он вошел в состав 18 дивизии и при­крывал авианосцы 5 Флота. Во время знаменитого тайфуна 5 июня «Дулут» получил повреждения носовой части и вернулся для ре­монта на Гуам. Он еще успел принять участие в последних ударах по японской метрополии в августе. 16 сентября «Дулут» вошел в Токийскую бухту, но в начале октября отправился обратно в Соеди­ненные Штаты. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 2 боевых звезды.

МАЙАМИ Вошел в строй в декабре 1943, но до 16 апреля 1944 действовал у Восточного Побережья. После этого крейсер был направлен на Тихий океан и прибыл в Пирл-Харбор 6 мая. Вошел в состав 14 дивизии крейсеров, и в июне 1944 участвовал в рейдах авианосцев против Марианских островов и группы Волкано вместе с ОГ 38.2. Удары были нанесены по Сайпану, Тиниану, Иводзиме, Титидзиме, Хахадзиме и Пагану. В августе и сентябре «Майами» в составе ОГ 38.2 участвует в рейдах против Палау, Минданао и Лусо­на. В октябре проводятся рейды против целей на Формозе, Окинаве и Филиппинах. В декабре крейсер участвует в ударах по Филиппи­нам, базируясь на Улити. Поддерживая высадку на Лейте в составе ОГ 38.3 крейсер участвует в рейдах против аэродромов на Формо­зе и южных Рюкю. В январе вместе с авианосцами участвует в рей­дах против Индокитая и Гонконга. В феврале в составе ОГ 58.1 участвует в большом налете на Токио. 2 марта вместе с группой крейсеров («Виксбург», «Винсёнс» и «Сан-Диего») «Майами» об­стреливает острова Рюкю. В марте он входил в состав прикрытия авианосцев, наносивших удары по целям на Кюсю и во Внутреннем море. В апреле «Майами» участвует в операции против Окинавы. Но в конце апреля «Майами» уходит в США на ремонт, который заканчивается всего за несколько дней до окончания войны. Крей­сер возвращается в Пирл-Харбор в конце августа и принимает уча­стие в оккупации. Японии. В годы Второй Мировой войны «Майами» заслужил 6 боевых звезд.

АСТОРИЯ Крейсер вошел в состав 14 дивизии, но летом 1944 был передан 17 дивизии крейсеров. В декабре в составе ОГ 38.2 он поддерживал высадку на Лусоне и сопровождал авианосцы во время рейдов против Китая и Формозы. В феврале - марте в со­ставе ОГ 58.3 участвовал в атаках Токио и обеспечении высадки на Иводзиму. В следующем месяце он был переброшен к Окинаве и оставался там до июля 1945, когда возобновились атаки японской метрополии. В годы войны крейсер заслужил 5 боевых звезд.

ОКЛАХОМА СИТИ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале мая 1945 и действовал в составе 3 Флота у Окинавы. В конце войны прикрывал авианосцы во время рейдов против Японии. Заслужил 2 боевые звезды. Выведен в резерв 30 июня 1947, но 7 сентября 1960 снова введен в строй как CLG -5. Участвовал во Вьетнамской войне.

ЛИТТЛ РОК В боевых действиях участия не принимал. 23 мая 1957 переклассифицирован в CLG -4 и перестроен в ракетный крей­сер. Введен в строй 3 июня 1960. Принимал участие во Вьетнамс­кой войне и в мае - июне 1968 сбил в Тонкинском заливе 2 вьет­намских МИГа. После вывода из состава флота отбуксирован в Буффало и 15 июля 1977 стал кораблем-музеем.

ГАЛВЕСТОН Достройка крейсера была остановлена 24.4.46 почти в полной готовности. Он был сразу зачислен в резерв. 4.2.56 «Галвестон» был переклассифицирован в CLG -93, но вошел в строй 28.5.58 как CLG -3.

АМСТЕРДАМ Вошел в состав 18 дивизии крейсеров в июне 1945. Он успел принять участие в нескольких операциях против японской метрополии. При этом «Амстердам» заслужил 1 боевую звезду.

ПОРТСМУТ Был введен в строй до окончания войны, но в воен­ных действиях участия не принимал.

УИЛКС-БАРРИ Прибыл на Тихий океан в октябре 1944. После тренировок в декабре вошел в состав 17 дивизии крейсеров на Улити. 30 декабря вместе с ОС 38 вышел в море для операций против Формозы и Филиппин. Крейсер участвовал в высадке десан­та в заливе Лингаен. В конце января 1945 вместе с авианосцами участвовал в новом рейде против Формозы. После возвращения на Улити ОС 38 стало ОС 58. В феврале «Уилкс-Барри» в составе ОГ 58.3 участвовал в ударе по Токио и поддерживал операции против Иводзимы, Титидзимы, Хахадзимы. В марте участвовал в ударах авиа­носцев по целям на юге Кюсю. В апреле ОГ 58.3 была переброше­на к Окинаве. 10 мая крейсер оказывал помощь авианосцу «Банкер Хилл», получившему тяжелейшие повреждения при атаке камикад­зэ. Командир авианосца писал: «Уилкс-Барри»... проделал велико­лепную работу. Он подошел к моему борту, не зная, взорвемся ли мы». Летом крейсер участвовал в новых рейдах авианосцев против Японии. 3 сентября 1945 он вошел в Токийскую бухту. 9 ноября «Уилкс-Барри» ушел в Корею, а потом в Китай. До конца года он базировался на Циндао. В Соединенные Штаты крейсер вернулся 31 января 1946. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 4 боевые звезды.

АТЛАНТА Крейсер вошел в состав 18 дивизии крейсеров и ус­пел к последним атакам против Окинавы, островов Рюкю и японс­кой метрополии. До конца сентября 1945 он обеспечивал оккупа­цию Японии. В годы войны заслужил 2 боевые звезды. 1.10.62 вы­веден из резерва для использования в испытаниях нового оружия в качестве мишени под названием IX -304. Потоплен в районе Бал­тимора 1.10.70.

ДЕЙТОН Еще один крейсер этого типа, который вошел в строй слишком поздно для серьезного участия в военных действиях. Он успел только к последним рейдам авианосцев против японской мет­рополии в июне 1945. Крейсер вернулся в США в ноябре 1945 и далее служил на Средиземном море. Крейсер заслужил в годы Вто­рой Мировой войны 1 боевую звезду.