Что говорится в библии о женах. Обманчивость миловидности и суетность красоты

Женщина – жена и мать в свете Библии

Семья муж и жена «И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них» Иер. 32:39.

Оставив родительские семьи и прилепившись друг к другу, муж и жена в глазах Божьих становятся одной плотью и одним сердцем . В браке двое являются одним целым и в то же время – они две личности: муж и жена. В этом состоит одна из тайн брака, и счастье в этом удивительном единстве достигается тогда, когда оба прекрасно осознают свое назначение в браке, ценность каждого в глазах Бога и с любовью исполняют свои обязанности. Заметим, что муж и жена имеют равную ценность перед Богом, Который определил им разное назначение.

I . Равная ценность мужа и жены перед Богом

Подобно тому как бессмысленно говорить, что ценнее для человека – воздух или вода; или что ценнее в человеке – голова или сердце, так бессмысленно говорить и о разной ценности жены и мужа:

1. Равная и высочайшая ценность души человека определяется тем, что за каждого человека умер Господь и дал каждому верующему возможность быть Его дитем: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» Ин. 1:12.

2. Равная ценность мужа и жены перед Богом отражена в Священном Писании: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского : ибо все вы одно во Христе Иисусе» Гал. 3:26-28.

Господь отрицает все этнические, социальные и, в том числе, половые различия в связи с духовными отношениями с Иисусом Христом. Все во Христе – равные наследники вечной жизни как дара благодати.

3. Господь Иисус Христос высокоценит женщину , и именно Он, придя на землю, восстанавливает ее первозданную ценность . Некоторые до сих пор считают, что женщину нельзя учить, что ее интеллектуальный уровень очень низкий. Некоторые раввины в своих лицемерных молитвах даже благодарили Бога за то, что не родились женщиной. Но Христос отвергает все человеческие предрассудки:

– Он беседует с самарянкой (Ин. 4:5-29 );

– вступает в разговор и исцеляет дочь хананеянки (Мф. 15:21-28 );

– позволяет женщине выразить любовь через возлияние мира (Лк. 7:36-50 );

– является по Своем воскресении Марии, прежде чем остальным (Ин. 20:11-16 ).

Истина, что через женщину произошло грехопадение, но истина и в том, что через нее же Бог подарил и Спасителя миру.

II . Назначение жены в семье

Несмотря на то, что мужчина и женщина имеют одинаковое положение по отношению к Богу и общению с Ним , имеют одинаковые возможности обладать дарами Святого Духа , любовью и благодатью Господа, наследием в вечности, Бог предусмотрел для них разное предназначение в браке. Посредством любви и взаимопонимания эти различия позволяют достичь полноты богатства в единстве мужа и жены.

И это единство не значит одинаковость, а разнообразие не значит противоречие. Какой же должна быть богобоязненная жена? Какую роль Библия отводит для замужней женщины?

1. Помощница

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» Быт. 2:18.

Эта роль жены подразумевает лидерство мужа, его потребность в жене, ее положение «правой руки», соработницы и их совместный труд (как физический, так и духовный). Как верная помощница жена должна:

поддерживать мужа в его начинаниях ;

вдохновлять и молитвенно благословлять мужа ;

помогать раскрыть мужу все его лучшие способности ;

поднимать его значимость.

2. Мать

Жене сказал:… будешь рождать детей» Быт. 3:16.

Материнство, чудо рождения детей – особый, удивительный дар от Господа, который приближает женщину ближе всего к Творцу и дает ей возможность острее всего ощутить и познать ответственность и глубину переживаний за рожденное дитя.

Ведь забота о детях, проявление радости материнства, любовь ко всему, что связано с рождением и воспитанием детей, придает женщине особую внутреннюю красоту и прелесть.

Ответственность. Адам и Ева – грех вошел. Два сына – Каин и Авель. Убийство одного другими. Кто из родителей не сумел привить любовь к брату? Кто показал пример подлости, злости и ненависти? Все списывается на общество, на дурной пример в школе, на улице... все начинается в СЕМЬЕ.

Роль матери:

Материнство – это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Послание к Титу 2:4-5 говорит женщинам об их обязанности любить своих детей: «Чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». В книге пророка Исаии 49:15 говорится: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?»

Дети – это Божий дар (Псалмы 126:3-5 ). В послании к Титу 2:4 мы находим греческое слово « phileoteknos ». Это слово обозначает особое чувство материнской любви . Смысл этого слова заключается в оказании поддержки детям, заботе о них, в их воспитании, в нежных объятиях с ними, в удовлетворении их потребностей, в помощи им. Библия указывает нам на материнскую любовь как нашу обязанность, а также упоминает о некоторых моментах, которые должны исполняться как матерью, так и отцом :

присутствие – утром, днем и вечером (Второзаконие 6:6-7 );

Причастность – взаимодействие, обсуждения, совместные размышления над жизнью (Ефесянам 6:4 );

обучение – Библии и библейскому мировоззрению (Псалмы 77:5-6; Второзаконие 4:10; Ефесянам 6:4 );

тренировка – помощь ребенку в овладении определенными навыками и в развитии своих сил (Притчи 22:6 );

дисциплина – учить детей чтить Бога и строить свою жизнь соответственно (Ефесянам 6:4; Евреям 12:5-11; Притчи 13:24; 19:28; 22:15; 23:13-14; 29:15-17 );

воспитание – предоставление постоянной вербальной поддержки, права на неудачу, одобрение ребенка, безоговорочная любовь к нему (Титу 2:4; 2 Тимофею 1:7; Ефесянам 4:29-32; 5:1-2; Галатам 5:22; 1 Петра 3:8-9 );

пример – жизнь в соответствии со своими словами, чтобы быть достойным примером для наследования детьми (Второзаконие 4:9, 15, 23; Притчи 10:9; 11:13; Псалмы 36:18, 37 ).

Библия нигде не говорит о том, что каждая женщина должна стать матерью. Но она говорит, что каждая женщина, благословленная на материнство , должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью. Женщины играют уникальную роль в жизни своих детей. Материнство не может быть рутинным и неприятным . Как мать вынашивает своего ребенка, как кормит и опекается ним в младенческом возрасте – так же мать и играет важнейшую роль во всей его последующей жизни , будь он подростком, молодой особой или уже взрослым человеком. Несмотря на то, что роль матери со временем всё же видоизменяется, – ее любовь, опека, наставления и одобрение неизменны!

3. Хранительница домашнего очага

«Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности» Пр. 31:10-31

«Домашний очаг» предполагает особый уют в семье , добрую атмосферу и тепло человеческих отношений . Формировать и хранить эту атмосферу, заботиться о порядке и чистоте в доме – первейшая задача жены .

Надо признать, что сегодня эта роль становится все менее популярной и привлекательной. В мире не модно быть хорошей женой, но модно и престижно быть деловой и независимой женщиной.

Задача христианок – не подражать миру, а угождать Богу , потому что именно Господь предназначил для жены эту прекрасную роль , выполнить которую она сможет тогда, когда будет любить мужа, любить детей, быть попечительной и добродетельной управительницей в своем доме . Это очень сложное и творческое служение, это больше, чем работа, это – образ жизни, почерпнутый из небесных и вечных истин .

III . Качества благочестивой жены

Для выполнения своего предназначения в семье каждая жена должна стремиться вырабатывать у себя и совершенствовать те качества характера , которые угодны Христу и драгоценны перед Богом.

1. Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

послушание – это огромное благо для жены и благословение для всей семьи в целом. Это значит:

почтение, уважение мужа;

средство защиты и безопасности под авторитетом и властью мужа ;

не рабство, а свобода ;

не пассивность, а активное участие во всех семейных делах ;

не греховная покорность, но послушание в истине Слова Божьего .

2. Мудрость

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.

Мудрая жена является лучшим собеседником , лучшим слушателем , лучшим ценителем своего мужа .

Именно она способна проявлять нежную заботу , уметь утешать , ободрять и вдохновлять его . С мудрыми женами мужья становятся мужами веры , которые «известны у ворот, когда сидят со старейшинами земли».

Мудрость жены – это ее способность распоряжаться материальным достатком, создавать порядок и уют в доме.

3. Умение понимать мужа и удовлетворять его потребности

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Как важно для жены вовремя заметить трудности мужа, понять причину и оказать ему помощь. Жена удовлетворит потребности мужа, если поможет ему обрести уверенность в себе.

4. Женственность

Сегодня мир пытается навязать идеал женщины, который совершенно далек от библейского понимания, – она ни в чем не уступает мужу, не имеет слабостей , умеет постоять за себя, может всеми прекрасно руководить, несгибаемая, волевая и даже жестокая.

Женственность подразумевает:

– нежность, мягкость;

– красота внешняя и внутренняя;

– кротость, скромность;

– искренность, открытость;

– доброта, снисходительность;

– любовь к материнству.

5. Верность и благочестие

Верность жены состоит не только в том, чтобы не изменять мужу, но и быть ему помощницей в трудных ситуациях, ограждать мужа от нападок других, никогда не предавать его даже в малых делах и обстоятельствах, не унижать авторитет мужа перед другими. Проявление такой верности укрепляет семью и делает мужа более сильным. Жена-христианка не должна подражать греховному миру, а посвятить себя Богу, жить угодно Ему, богобоязненно и в чистоте сердца.

6. Радость и оптимизм

«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25 ; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13 .

Радость состоит не в отсутствии трудностей и проблем, но в присутствии Бога, в Его помощи. Радость – это один из плодов Духа Святого, поэтому в доме всегда особенно тепло, когда жена полна оптимизма и радости. И, напротив, недовольство, ропот, унылый дух разрушают всю семью.

7. Контроль над языком

«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Открывает уста свои с мудростью.

Множество семейных проблем возникают из-за отсутствия контроля над языком, из-за многословия, упреков, сплетен, из-за того, что за пределы семьи выносятся ее внутренние вопросы. Важно научиться не разносить сведения подругам, близким, родителям, а решать все проблемы с Богом и мужем.

8. Миролюбие и прощение

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.

Мира мало желать – его надо творить, взаимно прощая и принимая друг друга. Не должно замыкаться в себе, носить в сердце обиды, наказывая мужей молчанием или неисполнением своего супружеского долга, но, распиная свою гордость, в кротком духе искать примирения. Такое состояние сердца возможно по-настоящему только в Господе.

9. Быть в постоянном общении с Богом

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» Фил. 4:6, 7.

Как много любви, тепла, света, кротости, смирения, прощения может иметь от Господа жена, любящая Слово Божье и молитву!

Просить благословения на своего неверующего мужа , увеличить поток благодати на мужа-христианина, защитить своих детей и семью от зла, изменить свой характер, получить силы у Бога и мир в сердце – всего этого можно достичь с помощью молитвы , это самое сильное и действенное средство жены в семье.

Ведь даже малая, но искренняя вера может иметь результатом действие всемогущего Бога.

(Слова, вставленные в квадратные скобки и выделенные курсивом, взяты из церковно-славянской редакции)

От жены начало греха, и через нее все мы умираем (Сир. 25. 27).

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2. 13-15).

Добродетельная жена - венец для мужа своего, а позорная - как гниль в костях его (Притч. 12. 4).

Жена добродетельная радует [веселит ] своего мужа, и лета его исполнит миром (Сир. 26. 2).

Опущенные руки и расслабленные колени - жена, которая не счастливит [ублажает ] своего мужа (Сир. 25. 26).

Любезность жены усладит [возвеселит ] ее мужа, и благоразумие [художество ] ее утучнит кости его (Сир. 26. 16).

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч. 14. 1).

При худой [лукавой ] жене хорошо иметь печать, и, где много рук, там запирай (Сир. 42. 6).

Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве [красоте ] дома ее (Сир. 26. 20-21).

Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы (Притч. 31. 30).

Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная [злоумная ] (Притч. И. 22).

Кроткая [молчаливая ] жена - дар Господа, и нет цены благовоспитанной [наказанной ] душе (Сир. 26. 17).

Наклонность женщины к блуду узнается по поднятию [возвышению ] глаз и век [бровей ] ее (Сир. 26. 11).

Благодать на благодать - жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержанной души (Сир. 26. 18-19).

Большая досада [гнев ] - жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама (Сир. 26. 10).

Непрестанная капель в дождливый [зимний ] день и сварливая [клеветливая ] жена - равны; кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер (Притч. 27. 16).

Сварливая жена - сточная труба.., а разумная жена - от Господа (Притч. 19. 13-14).

Что хождение [восхождение ] по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого [молчаливого ] мужа (Сир. 25. 22).

Блажен, кто живет с женою разумною (Сир. 25. 11).

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном [общем ] доме (Притч. 21. 9).

Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная {непорочная ] жена (Сир. 40. 19).

Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая [лукавая ] жена; берущий ее - то же, что хватающий скорпиона (Сир. 26. 9).

Кто нашел добрую жену, тот нашел благо [тишину ] и получил благодать от Господа (Притч. 18. 22).

Как из одежд выходит моль, так от женщины - лукавство женское (Сир. 42. 13).

Добрая жена - счастливая [благая ] доля [часть ] (Сир. 26. 3).

Злость [лукавство ] жены изменяет взгляд ее и делает лицо ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей [искренних ] своих, и, услышав о ней, горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25. 19-21).

Счастлив [блажен ] муж доброй жены, и число дней его - сугубое (Сир. 26. 1).

Сердце унылое и лице печальное и рана [язва ] сердечная - злая [лукавая ] жена (Сир. 25. 25).

Жене... не давай власти над собою при жизни твоей... Во всех делах твоих будь главным, не клади пятна [порока ] на честь [славу ] твою (Сир. 33. 19, 23).

Жена да боится своего мужа (Еф. 5. 33).

Не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена должна иметь на голове своей знак власти над нею (1 Кор. 11. 9-10).

Господь Бог жене сказал: ... к мужу твоему влечение [обращение ] твое, и он будет господствовать [обладать ] над тобою (Быт. 3. 16).

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем (Сир. 25. 24).

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем (1 Тим. 2. 11-12).

Что сообразно с здравым учением: чтобы... любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми [благими ], покорными своим мужьям, да не порицается [хулится ] слово Божие (Тит. 2. 1, 4-5).

Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2).

Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22-23).

Не давай воде выхода, ни злой [лукавой ] жене - власти [дерзновения ]. Если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей (Сир. 25. 29).

Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив (Притч. 18. 23).

Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота (Сир. 7. 21).

Соглашусь лучше жить со львом и драконом [змием ], нежели жить со злою женою (Сир. 25. 18).

Жены, повинуйтесь своим мужьям... Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно [многоценно ] пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Пет. 3. 1, 3-6).

Сегодня написано много полезных книг и статей на тему семьи, но ни одна из них не дает такого краткого и ясного ответа на эту проблему, как книга Библия.

Идеал жены описан в 31 главе книги Притчей. Ст. 10.

« Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов.

11 Уверено в ней сердце мужа ее, … во все дни жизни своей».

Библейская жена своим поведением не дает повода мужу сомневаться в своей верности и любви. Ст.12 « она воздают ему добром, а не злом, во все дни жизни своей » Жена – христианка воздает мужу добром, независимо от его физического и материального состояния, а также его характера – такая жена не потерпит поражения в жизни своей. Ее хранителем является Господь. Ст.13 «Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками ».

Кроме семейных забот она должна иметь свое дело: осваивать земледелие или другое ремесло. Жена должна постоянно совершенствоваться. Дорогие мамы, направьте своих дочерей правильно по стезе жизни. Пусть учатся важным профессиям, которые во все дни жизни будут кормить с избытком. Направьте их к лучшим мастерам, и разум, не пораженный грехом, освоит в жизни лучшее. Успех зависит от трудолюбия жены. Ст.14 « Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Ст.15. Она встает еще ночью, и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим ».

Страшно смотреть на современное ленивое поколение, не желающее ни учиться, ни работать. На христиан оказали сильное влияние своей духовной чистотой и чистотой в быту семьи брата Николая и сестры Сарры Голосинских (г.Черкассы), брата Георгия и сестры Веры Бабий (г. Кривой Рог), брата Николая и сестры Насти Стрижеус (г.Кривой Рог), воспитавших восьмерых и более детей.

Ст.16. « Задумает она о поле и приобретает его; от плодов рук своих она насаждает виноградник ». Женщина, воспетая в Библии, имеет глубокое понимание дела и мудро управляет финансами.

Ст.17. « Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои » В этом стихе сокрыт успех семьи. Здесь говорится о мудром отношении к своему здоровью.

Как плохой водитель быстро приводит в негодность надежный современный автомобиль, так и нерадивый человек начинает заботиться о своем здоровье только тогда, когда его настигает боль.

Ст.18. « Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью ». Девушка- христианка к 16 годам должна быть обучена ведению домашнего хозяйства. Этому важно постоянно учиться. Не всегда семья способна научить, поэтому не осудительно поучиться у тех, кто преуспевает в этих вопросах.

Ст.19. « Протягивает руки свои к прялке.и персты ее берутся за веретено ». Слово Божье указывает на женщину, которая обучена ремеслу.

Ст.20.»Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемус я». Проанализируйте жизнь, угодивших Господу праведников. Они завершали свою жизнь в достатке, помогая нуждающимся. В вашем доме много хороших, но невостребованных вами вещей, которые можно пожертвовать тем, у кого их не хватает.

Ст.21. «Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды ». Мудрая жена приобретает практичную, удобную и надежную одежду.

Ст.22. « Она делает себе ковры: виссон и пурпур – одежда ее ». Одежда человека отражает его характер и духовный мир. Церковь, воспитывая человека, обращает особое внимание на духовный мир. Когда человек изменяется духовно, тогда изменяется и его облик.

Ст.23.»Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли ». Этот стих указывает на заслугу мудрой жены. За успешной жизнью пастыря, руководителя и президента стоит надежный друг – жена.

Ст.24.. «Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским ». Каждая мама хочет, чтобы ее дорогое чадо – дочь – взял в жены заботливый, трудолюбивый, богобоязненный и обеспеченный молодой человек. Но проанализируйте сегодня: вы обучили дочь кулинарному искусству, ремеслу, трудолюбию, хорошему вкусу или выпустили в мир неподготовленную личность, каждой шаг которой – ошибка.

Ст.25. «Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее ». Это библейский критерий жены – христианки. Вера дает постоянный оптимизм. Вера – это беспрерывный прогресс. Так как было в вашей жизни год назад, не может

быть сегодня. Вера меняет вашу жизнь, ваше мышление, ваш быт.

Ст.26. «Уста свои она открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее ». Чем мудрее человек, тем более кротка его речь.

Ст.27. « Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности ». А мечта современного человека: « Ничего не делаю и хорошо получаю».

Ст.28. «Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее ». Если этого нет в семье, то семья обречена на провал. В арсенале мужа и детей всегда должен быть большой запас ласковых и приятных слов.

Ст.29. «Много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их.

Ст.30. Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы ». Многому можно научить человека, но самое главное – это научить любви к своему Создателю и исполнению Его заповедей. Если вы хотите иметь счастливый брак, то должны понять, что это не имеет ничего общего с вашим желанием удовлетворить свой эгоизм. Брак – это исполнение Божьей воли, Его планов и задач. Миссия жены – величайшая на земле.

Ст.31. «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее! »

Дорогая сестра , Господь видит посвященность твою,соблюдение Его воли, и за твое усердие есть воздаяние. Практику эти стихи из Библии в жизни твоей и Создатель, наблюдающий за исполнением Его закона, не оставит тебя как не оставил Авраама

Александр Слободанюк

(33 голоса : 4,4 из 5 )

Взаимные права и обязанности супругов

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Безусловная верность супругов

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

Супружеские отношения

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Нерасторжимость брака. Развод.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. ). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие от Марка ()

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие от Луки ()

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

Второбрачие вдовствующих

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Воскресение изменяет значение брака

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
(См. параллели: ; ).

Семья – священный союз

Семья - это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья - первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, - это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», - это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества».

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» - своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.
То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство - единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи - осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее - в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость - и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак - это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак - не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни - к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу - до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, - и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.
Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови - в начале пути; но путь - снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это - испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого - того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой - он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали - он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу - через Ближнего.

Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» (). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату приведен во всех синоптических Евангелиях (; ; ). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию (; ; ). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» (, ср.: ). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека. И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» (, ср.: ). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: ). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает (). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1-м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» (). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».

Левират – древний брачный обычай, по которому жена умершего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).
Конкубинат – узаконенное Римским правом фактическое сожительство мужчины и женщины без юридического оформления брака.

Практически каждая девушка мечтает выйти замуж . И не просто поставить штамп в паспорте, а обрести человека, который станет ее второй половинкой, надежной опорой и прекрасным отцом для детей. Хочется ведь, чтобы мужчина был надежным, заботливым и, конечно же, верным. Но как же не совершить ошибку и не обречь себя на страдания?

Ответы можно искать где угодно, но мы предпочитаем черпать мудрость из Библии, ведь эта книга ею преисполнена. Редакция Мир Путешествий предлагает тебе 12 знаков из этой священной книги, которые помогут выбрать самого лучшего мужа .

Как выбрать мужа

  • Он заботливый
    «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена - мужу» (1-е послание к Коринфянам 7:3).

    Эта фраза даже не требует дополнительных объяснений. Ты ведь хочешь провести жизнь с человеком, который будет заботиться о тебе? Любовь и забота - это первое, что должно быть в отношениях.

    © DepositPhotos

  • Он верный
    «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1-е послание к Коринфянам 7:4).

    Верность - лучшее доказательство любви. Ведь это показывает, что мужчина ценит и уважает тебя. Изменивший единожды, может изменить снова. И, поверь, даже если ты простила измену, где-то глубоко в душе ты будешь подозревать его. Мужчина должен вызывать умиротворение, а не страшную ревность и тревогу.

    © DepositPhotos

  • Он надежный
    «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Послание к Ефесянам 5:22, 23).

    Для жены муж - это поводырь, он ведет ее по жизни. Если человек ненадежный, разве захочешь ты за ним идти? Речь идет о том, что муж должен стать во главе семьи и повести своих жену и детей к благополучию. Ты должна видеть и чувствовать, что твоему избраннику можно доверить эту миссию.

    © DepositPhotos

  • Он следит за собой
    «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Послание к Ефесянам 5:28).

    Твоего избранника должно волновать состояние его здоровья. Человек, не заботящийся о себе, не сможет позаботиться о других.

    © DepositPhotos

  • Он уважает тебя
    «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка» (Притчи 31:10, 11).

    Ты жена, а не прислуга. Брак не должен мешать твоим целям и личностному росту. Мужчина должен поддерживать тебя в твоих начинаниях, ценить и уважать то, что ты делаешь. Если твой избранник пренебрежительно относится к твоей работе или хобби, то, скорее всего, это не твой мужчина. Хороший мужчина будет развиваться сам и способствовать развитию всей семьи.

    © DepositPhotos

  • Он ценит тебя
    «Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее» (Притчи 31:28).

    Все твои старания не остаются незамеченными. Ты заслуживаешь, чтобы тебя ценили и уважали твой труд. Тебе нужен мужчина, который будет подпитывать твою уверенность, а не наоборот.

    © DepositPhotos

  • Он терпеливый
    «Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Притчи 22:24, 25).

    Речь не о том, что можно сесть мужчине на шею и свесить ноги. Просто лучше всего выбирать мужчину, который не будет хамить тебе и срываться по каждой мелочи. Вспыльчивые мужчины, какой бы терпеливой ни была ты сама, быстро выводят из равновесия. Если тебе не нужны постоянные споры и разборки, то нужно всё же выбирать мужчину со спокойным темпераментом.

    © DepositPhotos

  • Он - достойный человек
    «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1-е послание к Коринфянам 15:33).

    Многие женщины думают, что им под силу превратить негодяя или пьяницу в порядочного мужчину своей любовью и заботой. Но это так не работает. Человек может измениться только тогда, когда захочет этого сам. Но если ты взвалишь на себя эту тяжкую ношу, то рискуешь превратить свою жизнь в ад и разрушить лучшее в себе, так и не получив счастья взамен.

    © DepositPhotos

  • Он независим
    «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (Евангелие от Марка 10:6–8).

    Речь идет о том, что мужчина не должен быть зависим от родителей. Ни финансово, ни морально. Ведь вряд ли тебе хочется, чтобы все решения согласовывались с его родителями, а после еще и жить пришлось вместе с ними. Муж с женой не должны зависеть от родителей, они новая семья.

    © DepositPhotos

  • Он не обжора и не пьяница
    «Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притчи 23:20, 21).

    Пьянство и обжорство не только опустошают кошелек, но и губят тело и разум. Во всём должна быть умеренность. Тебе нужен мужчина, который не будет без оглядки отдаваться своим страстям, а сможет следить за финансами и здоровьем.

    © DepositPhotos

  • Он мудр
    «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Притчи 13:20).

    Суть в том, чтобы твой избранник мог отличить добро от зла и следовать по правильному пути. Если ложь, обман и безответственность считаются нормальными для него, то этот мужчина не принесет тебе ничего доброго. Нет ничего хуже, чем выйти замуж за дурака.

    © DepositPhotos

  • Он приблизит тебя к Богу
    «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Осия 2:19, 20).

    Если ты веруешь в Господа, то твой мужчина будет идти с тобой по праведному пути, а не отворачивать тебя от Бога. Только такой человек сможет привести семью к Божьему благословению.

    © DepositPhotos

  • Вот как Библия советует выбирать себе мужа. Эти советы мудры и ценны, но выбор делать всё равно тебе. Если твой мужчина не соответствует какому-то из пунктов, но ты знаешь, что он сможет сделать тебя счастливой, что любовь ваша чистая и искренняя, то, быть может, это не так уж и важно. Люби и будь счастлива!

    А какие у тебя есть секреты счастливого брака? Делись с нами в комментариях!