Беседа благодарность исходит от души. Всемирный день благодарности

Средняя общеобразовательная школа – гимназия № 17

Классный час на тему

«Благодарность исходит от души!»

Класс: 4 «Д

Подготовила и провела:

уч.нач.классов, кл.руководитель 4 класса «Д»

Уринбаева Махабат Куандыковна

г.Актобе, 2016-2017 уч.год.

« Благодарность исходит от души»

Цель:

1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи:

    выявить представления детей о том, что такое добро и какими должны быть добрые поступки;

    содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток, карточки с ситуациями, пословицы о добре, цветы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу внеклассное мероприятие в вашем классе. Мы будем говорить о лучших качествах души присущих человеку.Пополним свой словарный запас новыми словами.

    Предлагаю всем встать.

Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения. (Слайд 1) Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Ребята у вас у всех хорошее настроение?

Я рада, что у вас у всех прекрасное настроение, потому что с плохим настроением невозможно говорить о лучших качествах человека.

    Спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть.

Давайте проверим, знаете ли вы добрые приветливые слова. Я начну, а вы продолжите предложение. Слайд 2

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень.

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты.

Ребята, послушайте одну историю.

Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

Садись уж, раз едешь.

Спасибо, милок.

И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

Вывод: Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

Один философ сказал: « Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.»Слайд 3.

А как вы поступили, оказавшись в такой ситуации?

А как называется такой поступок? (взаимовыручка, помощь)

По-другому это называется благородство. А человека совершающего благородные поступки называют благородным человеком.

Благородный человек – добрый, честный и открытый человек. Слайд 4

Так о чём же мы будем с вами говорить? О каком качестве людей?

(О благородстве)

Слово благородство- это сложное слово состоит из двух корней Слайд 5

БЛАГОДАРНОСТЬ

добро

(все положительное,

хорошее, полезное). родители (семья)

Родина (Отечество)

Тема нашего классного часа называется «Благодарность исходит от души» Слайд 6

Сейчас мы с вами будем работать в группах.Ребята, давайте вспомним правила работы в группе: Слайд 7

1.В группе нет главных. Все члены команды равны.

2.Группы не соревнуются,а делают общее дело.

3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения.

4.Все должны внести свой вклад. Никому не «спать»!

Звучит музыка из мультфильма « Давайте жить дружно.»

А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

    Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

    Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

    Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

    Упражнение «Клубочек плохих поступков»

Ребята, но не всегда мы бываем добры.

Попрошу выйти ……..

У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. (При этом опутываю ученика, постепенно) Ребята, как вы думаете, а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)

Дети говорят, я – разрезаю нити.

    Предлагаю всем сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам (а также гостям)

    А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину , несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы благородства.

Я всем вам раздам кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу приклеить на картон, собираете дом.

Добрыми делами славен человек.

Доброе слово лечит, злое калечит.

За доброго человека сто рук.

Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Вам предлагается набор различных слов на листочках. (Слайд 7)

Выберите те качества, которые необходимы благородному человеку. И прикрепите их на стволе дерева рядом с домом.

    аккуратный

    доброжелательный

    вежливый

    грубый

    умеет прощать обиды

    чуткий

    отзывчивый

    часто ссорится

    ласковый

    веселый

    внимательный

    жадный

(Выполняют задание.)

Какие качества вы выбрали?

Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы благородства. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека класса.

Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

Ребята, а вы знаете в нашей республике есть благотворительный фонд, который помогает детям инвалидам и людям которые нуждаются помощи.А кто

А кто с каждым днём улучшает нашу республику? А чьи заветы он исполняет?

Ребята, как вы думаете имена этих людей могут присутствовать в нашем благородном саду?

Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните: (Слайд 8)

    Благородные слова - корни

    Благородные мысли - цветы

    Благородные дела - плоды

    Благородные сердца - сады.

С каким новым словом вы познакомились сегодня? Слайд 9

Каким должен быть благородный человек?

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и посмотрим на наши картины. Какие они у нас получились?(светлые, добрые, тёплые…) Такие, как ваши тёплые руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

Как вы думаете, где находится сад и дом Благородства у каждого человека?

В сердце!

Слайд 10

Правильно! Вот мы и пришли к выводу: Благородству откроются сердца!

А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому сердечко со словами:

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем . Слайд 11
Запомни: от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.
(Эдуард Асадов.)

Слайд 12

Открывайте свои сердца чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.Слайд 13

Цели:

· познакомить учащихся со значением вежливых слов: благодарю, спасибо, правилами поведения.

· воспитывать чувства уважения к окружающим, сплочённости, взаимопомощи, патриотизма.

Форма урока: беседа

Методы: словестный

Ход классного часа:

Здравствуйте, садитесь.

Всем известно слово «спасибо». Мы произносим его одним из первых и продолжаем произносить на протяжении всей своей жизни.

Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы походу, не задумываясь об их смысле. А между тем, слова благодарности "спасибо" и даже "пожалуйста" обладают магическими свойствами, но произносить их нельзя, когда человек находится в раздражении.

Психологи считают, что слова благодарности – это знаки внимания, они являются устными «поглаживаниями» и способны согреть своей теплотой.

1 марта в календаре с недавних пор – дата необыкновенная. Этот весенний день наполнен светом и теплом открытых сердец, пронизан искренностью пожеланий. Потому что именно в этот день 1 марта была образована Ассамблеи народа Казахстана . Мы будем все вместе отмечать этот праздник именно 1 марта как День благодарности всех этносов друг к другу и к казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей, как родных.

«Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы, любви всех казахстанцев друг к другу", – сказал наш Президент. В этот день есть традиция отмечать присутствие в нашей жизни слова значимого и бесконечно доброго – слова «спасибо». Ежедневно каждый человек на планете Земля произносит этот символ признательности много раз, но задумывается ли о том, как оно появилось в нашей речи, что означает и насколько мощной энергетикой обладает? Об этом мы с вами будем сегодня говорить.

Когда упоминают об этом празднике, то говорят, что в этот день надо быть вежливым, и постараться сказать «спасибо» минимум 100 раз, причём неважно кому – родным, друзьям, знакомым или незнакомым людям, которые сделали для вас что-то хорошее, пусть даже и за деньги – например, продавец в магазине хорошо обслужил.

Рекомендация прекрасная, но создаётся впечатление, что предлагается за один день «исчерпать лимит» на «спасибо», чтобы потом опять целый год не замечать услуг, которые делают нам другие люди. На самом деле благодарить стоит ежедневно, и необязательно считать, сколько раз мы это делаем – главное, чтобы благодарность была искренней – а благодарить нам есть за что.

Благодарность – это важно

Почему так важно слово «спасибо», и почему вообще важна благодарность?

Если говорить об отношениях в обществе, то благодарность, если можно так сказать, работает на улучшение нашего жизненного пространства: когда мы искренне благодарим, мы создаём вокруг себя светлую и положительную энергию – люди чувствуют это, и, в свою очередь, ментально увеличивают потенциал света и добра.

Ничего сложного здесь нет, однако многие люди произносят слово «спасибо» крайне редко, считая, что окружающие обязаны оказывать им всяческие услуги, и вообще должны хорошо к ним относиться – в жизни у таких людей часто бывает много проблем и неприятностей.

Сегодня всем известно, что наши мысли материальны: они, как и дела, возвращаются к нам бумерангом – впрочем, об этом множество пословиц можно вспомнить.

Например, «что посеешь, то и пожнёшь», «как аукнется, так и откликнется» и т.д.

Современному человеку, искушённому всякими психологическими теориями, нетрудно понять, что словесное выражение благодарности тоже материально: если мы внутренне желаем кому-то (или чему-то) добра, то это обязательно проявится во внешнем мире. Благодарность никогда не бывает лишней: благодарить стоит за любую мелочь, и даже за то, что кажется не слишком приятным уроком – любые неприятные ситуации помогают нам приобретать ценный жизненный опыт.

«Спасибо» или «благодарю»?

В русском языке благодарность стали выражать словом «спасибо» много столетий назад, учёные считают, что в дохристианскую эпоху люди говорили просто «благодарю», или «благодарствую», и эти слова тоже прекрасны – «дарить благо».

Однако когда на Руси утвердилось христианство, люди стали говорить другое слово: считается, что изначально это были два слова – «Спаси Бог», а уже потом из них образовалось слово «спасибо», которым мы пользуемся до сих пор.

«Птица Благодарности»

Представьте, ребята, что на землю прилетела Птица Благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей и напоминала им об этом.Представьте, что Птица Благодарности залетела к нам в окно; вспомните всех, кого вы забыли поблагодарить, и мысленно скажите им спасибо.

ü Поблагодарите Природу за то, что вы живете, что вы здоровы;

ü Благодарите родителей, школу и тех людей, которые воспитывают вас, кормят, которые ухаживают за Вами и продолжают заботиться;

ü Благодарите своих родственников, сестер, братьев, бабушек и дедушек, своих одноклассников, тех, кто живёт с Вами в одном доме, квартире, комнате за то, что они любят вас;

ü Благодарите друзей, соседей с кем встречаетесь, общаетесь; благодарите за то, что они пришли в Вашу жизнь, и в чём-то помогли.

Желаю вам:

От солнца - тепла,

От людей - добра,

От мамы с папой - нежности,

От друзей - любви и вечности!

Ребята, благодарите всех окружающих, и особенно своих друзей, родных и близких – просто за то, что они у вас есть. И конечно, этот день не должен быть единственным «вежливым» днём в году: благодарность ведёт нас к богатству, процветанию и счастью - не уставайте благодарить, и ваша жизнь станет светлее и радостнее.

Тема урока:«День благодарности»

Цель:

Познакомить детей с новым праздником, появившимся в Казахстане; распространить понятие «день благодарности народам»

Задачи:

Раскрыть значение понятия «день благодарности»; формирование у детей понимания, что эти понятия важны каждому из них для развития культурных ценностей и человеческих взаимоотношений.

Развивать творческие способности, развивать умение быть терпеливыми поотношению к другим и к себе, культурная и этническая терпимость и благодарность; расширение общего культурного политического кругозора

Воспитывать у детей потребность воспитывать в себе умение слушать мнение своих одноклассников.

Все знают и понимают: слово и понятие «благодарность» отвечают на поставленные вопросы, умеют выделять положительные и отрицательные качества человека.

Большинство: понимают мысль высказываний, видят причины происходящего иформулируют противоречия, объясняют причины и последствия поступков,умеют анализировать поступки, проводить анализ и синтез полученной информации

Ключевые идеи/подход:

Повышение мотивации для развития интеллектуальных способностей на уроке в процессе диалога (ученик - учитель; ученик -ученик), применяя методы и приёмы критического мышления. Развитие мышления и умения обсуждать в приёме развития критического мышления «Чтение с остановками»

Оборудованпие : ноутбук, видеоролик, расходный материал, наглядность по теме урока.

Ход урока/заметки учителя:

1. Оргмомент

1. Приветствие

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

    в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

    в Италии – горячо обниматься.

    в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

    в Зимбабве – трутся спинами;

    в Македонии – здороваются локтями;

    в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

    у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром

Дети приветствуют друг друга

2. Работа по карточкам

На карточках слова: «БЛАГОДАРНОСТЬ», «ПРАЗДНИК», «НАРОДЫ», «КАЗАХСТАН»

3 .Определение темы и цели урока

Определите тему сегодняшнего урока по названиям групп.

Попробуйте объединить все четыре слова в одну тему.

1 марта 1995 года в Казахстане Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности

Как вы думаете, зачем нам этот праздник?

Что хотел сказать президент, когда предлагал отмечать такой праздник?

2. Беседа по теме

1. Рассказ учителя : 1 марта 1995 года в Казахстане была учреждена Ассамблея народа Казахстана, и в 2015 году в рамках празднования двадцатилетия Ассамблеи Глава государства предложил объявить этот день Днем благодарности, когда народы страны могут поблагодарить друг друга и казахов за терпимость и гостеприимство в те годы, когда многие народы были депортированы в страну.

2. Просмотр видеоролика «Ассамблея народов Казахстана»

Вопросы по ролику:

Что такое Ассамблея?

Какие национальности проживают в Республики Казахстан?

Какова цель создания Ассамблеи?

Что воспитывает и развивает такое объединение?

3.Рассказ об Ассамблеи народов Республики Казахстан

Ассамблея народов Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года.

Содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе.

4. Цитата урока: Прочтите высказывание:«Когда Ваше сердце полно благодарности, любая дверь, которая кажется закрытой, может привести Вас к удивительным открытиям»

Как вы понимаете эти слова?

Почему двери открываются, если быть просто благодарными

5. Словарная работа

Как вы можете объяснить, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ?

Задание: из букв слова «БЛАГОДАРНОСТЬ » составить как можно больше новых слов.

Презентация ответов.

Учитель выбирает слова: БЛАГО, ДАР, РАД, РОТ, ЛАД

Как можно эти слова отнести к понятию БЛАГОДАРНОСТЬ?

Например:

БЛАГО - это то, что мы делаем и за это получаем благодарность.

ДАР - это наши хорошие поступки, которые мы совершаем в отношении других людей и за них получаем благодарность.

РАД - любой человек будет рад получить благодарность за свой поступок, как ответ, что он делает это не зря.

РОТ - это инструмент, которым мы выражаем благодарность.

ЛАД - мир, лад и спокойствие будет присутствовать всегда, если быть благодарными друг другу

Благодарность (от «благо дарить») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства

3 Основная часть

Чтение с остановками.

1. Определение сюжета рассказа.

На доске только название:

«Оплачено стаканом молока»

О чем будет текст с таким названием?

Кто герой?

Что будет происходить в рассказе?

2. Чтение отрывка текста

Чтение текста с остановками


Попробуйте его описать? Почему вы так считаете?

ОСТАНОВКА 1

Но женщина выносит… молока!

Минуло много лет…

Опишите чувства мальчика.

Охарактеризуйте женщину

ОСТАНОВКА 2

…. он доктор стал.
Он на обходе женщину увидел,

Как вы думаете, каким доктором он стал? Почему?

ОСТАНОВКА 3


Ей срочно операция нужна!

Опишите чувства мальчика в этот момент.

ОСТАНОВКА 4


Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,

Что почувствовала женщина после операции?

Есть ли у нее возможность платить? Почему?

ОСТАНОВКА 5

Дети отвечают на вопросы после каждой остановки, обдумывают, оценивают ситуацию, предполагают, что же произойдет дальше.

разъясняют, обдумывают и поясняют поступки героев, слушают, помогают

Карточки с отрывками текста
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
«Оплачено стаканом молока!»

Узнала ли она мальчика?

Почему она заплакала?

Смогли ли вы предсказать события рассказа?

Просмотр видеоролика «Земля Казахстана»

6. «Цветок мира и благодарности»

Вам нужно собрать цветок благодарности всем народам Казахстана. Середина цветка есть, вам нужно вырезать лепестки, записывая пожелания своей стране.

Пусть этот цветок и будет символом нашего дня благодарности в Казахстане.

Дети собирают цветок, самостоятельно вырезая лепестки

7. Рефлексия.

1. «Свободный микрофон

Выскажите свое мнение о том:

Что вы для себя уяснили?

Что поняли?

О чем задумались? и т.д

«БЛАГОДАРНОСТЬ» «ПРАЗДНИК» «НАРОДЫ» «КАЗАХСТАН»

Мальчишка был голодный и босой,
Давно не ел, кружилась голова.
В дверь постучав, воды он попросил, ….

Но женщина выносит… молока!
И тот стакан - дал силы снова жить!
Поверил он - есть в мире доброта!
Минуло много лет…

…. он доктор стал.
Вперед его жизнь потихоньку шла.
Он на обходе женщину увидел,

Ту, что дала когда-то молока!
Она была больна, причем серьезно!
Ей срочно операция нужна!

Он жизнь ей спас, все силы приложив,
Живет и побеждает доброта!…
Квитанцию к оплате принесли,
- Всю жизнь платить! - подумала тогда,

И взяв листок, не верила глазам!
От радости заплакала она!
Оплачен счет!
Он рядом написал:
«Оплачено стаканом молока!»

Класс: 10

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи : воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.

Оборудование : презентация, мультимедийный проектор.

Слайд 1.

Право же, каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными. Очень много, только мы этого не понимаем. Увы!
Чарльз Диккенс.

Ну, вот и пришел на нашу улицу еще один необычный праздник. Слайд 2.

11 января весь благовоспитанный мир отмечает День слова “спасибо”. Международный статус знаменательной даты еще раз напоминает о том, как необходимы нам подобные слова в повседневной жизни, а хорошие манеры сами по себе способны создать праздничное настроение окружающим.

Инициаторами утверждения праздника стали Юнеско и ООН. Цель события – напомнить жителям планеты о высокой ценности вежливости, хороших манер и умения благодарить окружающих за добрые поступки.

“Спасибо” не зря занимает законное место в кругу “волшебных” слов. Ведь оно и вправду может творить чудеса.

В одной из газет как-то была напечатана заметка о непривычно вежливом водителе маршрутного такси. Каждому входящему пассажиру он говорил “спасибо” за то, что человек выбрал для поездки именно его авто. Люди на первых порах даже терялись от такой обходительности. А потом привыкли – ведь к хорошему привыкнуть несложно. И стали в ответ благодарить водителя за замечательное обслуживание.

Все мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы невзначай, не задумываясь об их смысле. Однако, слова благодарности обладают магическими свойствами - с их помощью люди дарят радость друг другу, выражают внимание и передают положительные эмоции - то, без чего наша жизнь стала бы скудной и мрачной.

Происхождение слова “спасибо”

Слайд 3. Впервые слово “спасибо” зафиксировано в 1586 г., в словаре-разговорнике, который был издан в Париже.

1. Если обратимся к истории, то увидим, что раньше в русском языке слова “спасибо” не было. В 16 веке вместо него говорили “Спаси Боже”. У христианского народа эта фраза имела огромную силу и значение. Человек, который произносил ее, желал собеседнику добра и самого хорошего в жизни. Это был знак высшей благодарности, а значит, открытости людей по отношению друг к другу. Синонимом к данному выражению является фраза “Храни Господь”.

Неслучайно издавна в народе существовало очень мудрое поверье - не произноси слова благодарности в состоянии раздражения.

Известно, что староверы не используют слово “спасибо”, они избегают его в своей речи, поскольку считают, что это слово родилось из словосочетания “спаси Бай”. Бай - это имя одного из языческих богов.

2. Но в недавнем времени появились и такие мнения: СПАСИБО- космическая формула Жизни, формула божественной Троицы:

“СПАС” – как женского, земного, нижнего начала, в котором происходит трансформация и возрождение Жизни;

“И” - как общего, небесно-земного объединяющего начала, являющегося в тоже самое время новообразованием и продолжением как земного, так и космического начал;

“БО” - как мужского, небесного, верхнего начала, которое привносит элемент изменения, расширения, продолжения.

Высшее благожелательное отношение к другому проявляется в пожелании ему “Спасибо”

Спасибо в устной речи.

Слайд 4. Сейчас “спасибо” употребляют в устной речи, совершенно не задумываясь о важности и волшебстве этого слова. Люди говорят “спасибо” автоматически, если они знакомы с нормами этикета. Проблема заключается в том, что многие часто забывают благодарить друг друга или говорят это только тогда, когда не сказать “спасибо” просто хамство! Хотя благодарить можно окружающих нас людей на каждом шагу. И для этого не надо говорить много слов. Достаточно просто сказать “спасибо”.

Говорить “спасибо” можно формально, только соблюдая элемент хороших манер. Но за “спасибо” скрывается чувство благодарности. Это самое лучшее чувство, которое могут испытывать люди по отношению друг к другу. Любовь и благодарность всегда идут рука об руку по жизни. А произнесенное “спасибо” дает понять собеседнику, что вы испытываете к нему чувство благодарности. Следует помнить, что тон общению задают “вежливые” слова. И самое главное среди них – это “спасибо”!

Существует один закон жизни, связанный с чувством благодарности, который не доказывается и не выводится, но многократно проверен на практике миллионами успешных людей. Суть его в том, что чем сильнее человек благодарит все хорошее вокруг себя, тем больше хорошего происходит в его жизни. Следовательно, можно сказать “спасибо” солнышку, что оно ярко светит, водителю, который притормозил на пешеходном переходе. И, конечно, стоит сказать “спасибо” своим родителям, иначе бы вас никогда не было на этом свете.

Психологи выяснили, что слова благодарности положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. А слово “спасибо” из всех благодарных слов самое благодарное! Его легко применять в жизни, оно очень простое и искреннее. Конечно, если идет от души, от сердца, переполненного благодарностью. Только в этом случае оно сыграет свою волшебную роль. Слово “спасибо” – проводник установления теплых доброжелательных отношений.

Употребление слова “Спасибо”

Согласно распространенной версии это слово возникло как своеобразная аббревиатура фразы “Спаси, Бог!”, которая якобы служила на Руси выражением искренней признательности. Но полистайте классику русской литературы – много ли вы найдете этих самых “спасибо” в устах героев? В основном они пользовались словом “благодарю” или “благодарствуйте”. Похоже, “спасибо” стало широкоупотребительным только в двадцатом веке.

А вы уверены в том, что произносите “спасибо” лишь тогда, когда действительно хотите отблагодарить кого-то? Как ни парадоксально, но наше “волшебное слово” служит как формой принятия чего-либо, так и формой отказа. Иногда подчеркнуто вежливого. Вспомните, каким тоном вы произносите “спасибо”, когда отвергаете чье-то навязчивое предложение. И каким – когда выясняете отношения с близкими: “А-а-а, я, значит, по-твоему, неблагодарное существо?! Ну, спасибо!”.

Вообще, у нашего народа к слову “спасибо” сформировалось весьма неоднозначное отношение. Одних только пословиц и поговорок откровенно потребительского характера с ним наберется около десятка.

Слайд 5. “Спасибо в карман не положишь”, “За спасибо денег не дают”, “Из спасибо шапки не сошьешь”, “Спасибо на хлеб не намажешь”, “Спасибо за пазуху не положишь”, “Спасибо домой не принесешь”, “Спасибом сыт не будешь”, “Спасибо-то не кормит и не греет”.

И выражения современности: “Спасибо не капает” и “Лучше маленький доллар, чем большое спасибо”. А сколько скрытой иронии в известном выражении: “Спасибо этому дому – пойдем к другому”!

Но и примеров уважительного отношения к словам благодарности в фольклоре также немало: “Спасибо – велико дело”, “И некрасиво, да спасибо”, “Скоро – так спасибо, а споро – так два”, “Скажешь спасибо – так и ладно”.

“Спасибо” успело даже побывать в некотором смысле и синонимом скупости. Смысл выражения “работать за спасибо”, известен всем, и никто себе такого не пожелает.

Созвучие выражений благодарности на разных языках.

Слайд 6. Интересно, что и корни английского аналога - Тhank you - также уходят гораздо глубже простой благодарности. Это говорит о том, что и русское “спасибо”, и “спасибо”, произнесенные практически на всех языках мира, имели и имеют чрезвычайно важное значение для культуры любого народа.

На украинском языке это слово “спасибо” звучит “спасибi”, однако украинцы предпочитают синоним – “дякую”. Интересно, что форма выражения благодарности ДЯКУЮ, прижившаяся в украинском языке, является исконно русской, наши предки употребляли именно такое звучание. Историки нашли подтверждение этому в Велесовой книге – летописи прошлой жизни русов, ведущей описание за 2О ООО лет до того, как Киевской Руси было навязано крещение в христианской вере. Именно слово ДЯКУЮ в сегодняшнем произношении созвучно со словами изъявления добрых чувств в корне европейских языков, относящихся к разным группам языков:

Слайд 7. англичане говорят “thanks”, немцы - “danken”, белорусы - “дзякуй”,

поляки - дзенки, чехи - декуйи, на идише “спасибо” звучит - “аданк”,

в Норвегии пишут “тakk” (такк), датчане пишут - “tak” (так), исландцы - “takk” (такк),

шведы - “tack” (такк).

Заметно, что по звучанию эти термины весьма похожи.

“Спасибо” на разных языках.

Слайд 8. Вот как звучит слово “спасибо” на других языках:

  • Арабский: Shoukran (шукран)
  • Армянский: Shnorhakalutjun (шноракалюцюн)
  • Гавайский: Mahalo (махало)
  • Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
  • Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)
  • Ирландский: Goraibhmaithagat (го рай мас агат)
  • Итальянский: Grazie (грацие)
  • Испанский: Gracias (грасиас)
  • Камбоджийский: Orkun (аркун)
  • Китайский: Xie-xie (Сье-сье)
  • Корейский: Kamsuhamnida (камса хамнида)
  • Латвийский: Paldies (палдис)
  • Литовский: Kobchie (коб чи)

Слайд 9. Малазийский: Terimakasih (терима каши)

  • Монгольский: Vayarla (вайала)
  • Португальский: Obrigado (обригадо)
  • Румынский: Multimesk (малтимеск)
  • Сомалийский: Mahadsanid (махасанид)
  • Суахили: AsantesanaТайский: Kabkoonkrup (если вы - мужчина), Kabkoonka (если вы - женщина)
  • Татарский: Rekhmet (рехмет)
  • Турецкий: sagol (саoл), tesekurederim (тешекюр эдерим)
  • Филиппинский: Salamat (сламат)
  • Финский:Kiitos (киитос)
  • Французский: Mercibeaucoups (мерси боку)
  • Хинди: Shoukriah (шукран)
  • Японский: Domoarigato (домо аригато)

Самый вежливый город в мире.

Слайд 10. Издание Reader"s Digest составил рейтинг вежливости мегаполисов по всему миру. В ходе исследования, журналисты несколько раз провели три простых теста в 35-ти городах мира.

Например, исследователи роняли бумаги посреди оживленной улицы и смотрели, помогут ли прохожие. Кроме того, они считали, сколько раз говорит "спасибо" продавец в различных магазинах, а также сколько раз выходящие из подъезда люди придерживают перед ними дверь.В итоге самым вежливым городом на планете оказался Нью-Йорк . Бывший мэр этого города Эд Кох пояснил журналистам, что нью-йоркцы стали более внимательны к людям после терактов 11 сентября: они поняли, насколько коротка жизнь. Второе место - Цюрих, на третьем - Торонто. Самым грубым мегаполисом в мире стал Бомбей, при этом на втором месте с конца оказался Бухарест, самый бесцеремонный город в Европе.

Москва заняла 30-е место в списке вежливости, после того, как одна москвичка нахамила корреспонденту Reader"s Digest, который сам попросил ее придержать дверь. Грубее москвичей ведут себя только жители Сингапура, Сеула, Куала-Лумпур, Бухареста и Бомбея.

При этом отдельно журналисты отметили Загреб, как город с самыми услужливыми прохожими, после того, как собирать бумаги бросился престарелый хорват, больной артритом. Стокгольм же заслужил звание города с самыми вежливыми продавцами.

Слайд 11. Говорить слова признательности, или нет – решает каждый человек сам, но даже детям надо знать изначально заложенный смысл этого выражения, какой посыл слово спасибо даёт другому человеку.

Поблагодарить человека сегодня, сказав ему СПАСИБО – подразумевается сделать добро, известная общепринятая истина, так же как сказать здравствуйте или до свидания. “Спасибо” в литературе.

Слайд 12

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете
Мы - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить...
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.

Спасибо тебе за дождь,
Грозу твоих слов и мечтаний.
Спасибо за вечность звезд,
Что всегда озаряли сиянием.
Спасибо за ветер сладкий,
За летний луны свет.
За голос твой что украдкой
Шептал мне тихо “Привет”.
За губы твои, что целуют.
За руки, что дарят тепло,
За сердце твое что ревнует
И душу, с которой тепло.

Спасибо за то, что ты есть,
Неважно кому, но спасибо.
Пришла ты, как добрая весть,
Когда на душе моросило.
Спасибо за то, что ты есть
За то, что дала мне согреться.
Ты знаешь, что это не лесть,
А радость счастливого сердца.
Спасибо за то, что ты есть,
Что где-то поешь и мечтаешь,
Душой колыхаясь как лес,
Что часто от нежности таешь.
Мне выпала высшая честь:
Бог внял моим просьбам о чуде...
Спасибо за то, что ты есть,
Спасибо за то, что ты будешь.

Слайд 15.

Спасибо! - так звучит добро,
И слово каждый это знает,
Но так случилось, что оно,
Все реже с губ людей слетает.
Сегодня повод есть сказать,
Спасибо! тем, кто рядом с нами,
Легко чуть-чуть добрее стать,
Чтоб веселее стало маме,
И даже брату и сестре,
С кем мы бываем часто в ссоре,
Сказать: Спасибо! и в тепле,
Растает лед обиды вскоре.
Открою тайну вам друзья:
Вся сила слова в наших мыслях -
Без добрых слов никак нельзя,
Дарите их родным и близким!

Слайд 16.

Веселый праздник - День спасибо!
Всех благодарностей не счесть,
От добрых солнечных улыбок.
Забились в угол зло и месть.
Спасибо! пусть звучит повсюду,
На всей Планете добрый знак,
Спасибо - маленькое чудо,
Заряд тепла в твоих руках!
Произнеси, как заклинанье,
И ты почувствуешь, как вдруг,
Добра и счастья пожеланье,
Тебе подарит новый друг!

Слайды 17-18. Спасибо.

Для разработки классного часа использовались интернет-ресурсы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 п. Печенга Мурманской области

учитель начальных классов.

Всемирный день благодарности

(классный час)

Цель: создать условия для работы в группе для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи: воспитывать культуру общения друг с другом, используя тактильные игры на взаимодействие детей. Способствовать самовоспитанию личности ребёнка, используя практические групповые и парные задания.

Мотивационно-целевой этап.

Учитель: И здавна, слова благодарности и вежливости считались магическими и несли в себе определенный смысл.

Часто ли мы благодарим других за то, что они сделали для нас что-то хорошее?

Игра «Доскажи словечко»

(учитель озвучивает текст, ученики отвечают хором)

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день).

3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы.... (спасибо).

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте).

5. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста)

6. Франция, Дания - на прощание говорят... (до свидания)

Учитель:

Как одним словом назвать эти слова? (слова вежливости)

На какие группы можно разделить слова вежливости?

(предполагаемый ответ детей:

Слова-благодарности

Слова -прощания

Слова-приветствия

Слова-извинения)

А остановимся на одной из групп вежливых слов, а на какой отгадаем из высказывания Чарльза Диккенса.

«Право же, каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными.

Очень много, только мы этого не понимаем. Увы!»

(Чарльз Диккенс)

Тема нашего классного часа слова благодарности.

Что имел ввиду Чарльз Диккенс?

Организация деятельности по анализу проблемы

(делает сообщение заранее подготовленный ученик)

Почему нужно говорить спасибо? «Спасибо» не зря занимает законное место в кругу «волшебных» слов. В нем заложен магический смысл. Ведь оно и вправду может творить чудеса.В одной из газет как-то была напечатана заметка о непривычно вежливом водителе маршрутного такси. Каждому входящему пассажиру он говорил "спасибо" за то, что человек выбрал для поездки именно его авто. Люди на первых порах даже терялись от такой обходительности. А потом привыкли - ведь к хорошему привыкнуть несложно. И стали в ответ благодарить водителя за замечательное обслуживание.

Этот эксперимент многократно проверен на практике миллионами успешных людей. Суть его в том, что чем сильнее человек благодарит все хорошее вокруг себя, тем больше хорошего происходит в его жизни. Психологи выяснили, что слова благодарности положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние и умственную деятельность. Слово «спасибо» - проводник установления теплых доброжелательных отношений.